Лето 2013. Екатеринбург. "Стыдно нам, свободным людям, пыль заразную глотать!"

Nov 05, 2013 09:53


В июле, в день нашего отъезда в круиз мы успели посетить две выставки в музее гигиены и профилактики в Екатеринбурге. Обычно день отъезда суматошный несмотря на все заблаговременные приготовления - всегда остается что-то на последний момент: докупить еды в поезд, постирать, погладить, что-то распечатать, купить марок для отправки открыток из круиза. И день вроде занят - а все же без культурной программы он получается бестолковым.

В этом году мы решили исправить ситуацию и сходить в музей. Поначалу, надо признаться, я даже стеснялась туда идти - как-то уж слишком необычно звучит "выставка в музее гигиены". Но позвонили туда, выяснили, где находится музей, и пошли.



И не пожалели, т.к. выставки были занятные, работники музея очень приветливые (видно, нечасто к ним заходят гости по собственному почину, все фотографируют и расспрашивают). Все нам показали, рассказали, мы познакомились с доктором-эпидемиологом, детям подарили красочные брошюры про клещевой энцефалит и показали нам всем жуткий фильм про последствия этой болезни.



А в том же здании этажом ниже проходила выставка ранне-советского медицинского плаката - причем плаката в самых разных видах, от собственно плакатов, до упаковок мыла и медицинских сигнатур. Нужно было достучаться до сознания населения и донести до людей истины типа "Мойте руки перед едой" и "Не берите в рот чужие окурки".

Конечно, хочется спросить, разве это и так непонятно? Зачем дополнительно объяснять? Потому что всем и так хорошо, и все и так лучше знают, что все обойдется. Ну, надо сказать, что современные граждане с поправкой на нынешнюю действительность и уже другие проблемы, недалеко ушли от тех, кто брал в рот чужие окурки. И доказательством этому - вторая выставка про клещей и клещевой энцефалит. И огромная озабоченность екатеринбургских медслужб тем, что народ не желает прививаться от энцефалита. Кто-то наивно считает, что в лес не ходит и поэтому клещ его не достанет, кому-то просто лень, кто-то полагается на авось, что даже если укусит - то пронесет, ну а в последние годы прибавилось умников, которые не прививаются вовсе - и от энцефалита в том числе.

Казалось бы - не привился и твои проблемы, заболеешь - сам виноват. Но ведь больных потом лечат, обследуют, а тех, кого не вылечишь - с этими гражданами полной и необратимой инвалидности что делать? А ведь всего лишь можно было привиться...

Вообще клещевой энцефалит можно подхватить не только в Свердловской области, а еще в массе мест на территории России (и не только России). И есть места, где эндемичность еще более высокая, чем на Урале. Но поскольку мы ездим на Урал, то цифры и факты будут уральские.



Вот отсюда:

По данным на 17 июня, зарегистрирован один летальный случай в Екатеринбурге от клещевого энцефалита. Всего по Свердловской области очаговая форма подтверждена у трех человек. Госпитализировано 173 человека.

На начало этой недели зарегистрировано 18 514 человек, пострадавших от укусов клещей. Это в 1,34 раза ниже показателей за аналогичный период 2012 года (24 829 человек). Из них только 26,2% (4 850 человек) были привиты, 87,7% непривитых от клещевого энцефалита (11 977 человек) получили иммуноглобулин с профилактической целью.

Клещ - очень опасное насекомое. Иксодовые клещи переносят возбудителей клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза (болезни Лайма), сыпного клещевого тифа, возвратного клещевого тифа, геморрагической лихорадки и Ку-лихорадки, туляремии и многих др - всего более двух десятков тяжелых заболеваний. Прививка есть от энцефалита, от остальных болезней нет, поэтому профилактические меры против клещей не ограничиваются прививкой.



То, что у клещей есть активные периоды и менее активные - правда, но полагаться на это не стоит. Мы приезжаем в Екатеринбург обычно как раз в менее активный период - и укушенные ежедневно поступают в травмпункты. Мы ходили в травмпункт с Рухамой пару лет назад, так нас в регистратуре сразу спросили: "Укушенные?", а когда я сказала что нет, мы с травмой - то доктор сказала "А то ежедневно приходят укушенные, ни одного дня не было, чтобы без укуса".



Ежегодно в Екатеринбурге против клещей обрабатываются большие территории. Обработка начинается весной, в апреле, и длится около месяца. Охватывается территория более 1000 гектаров лесных и парковых зон: парки, дендрарии, сады, густой кустарник в черте города, кладбища.

Люди, которые обрабатывают территории, надевают специальные закрытые костюмы. На костюме видны полоски, куда закладываются противоклещевые вещества - защитить от клещей тех, кто работает в лесу.



Несмотря на то, что территории обработаны, клещи все же встречаются в черте города (в транспорте, на бульварах и парках). В апреле этого года на портале Екатеринбурга писали, что "Число покусанных жителей Екатеринбурга приближается к сотне. Почти половина случаев произошла в черте города." А уж за город без подготовки выезжать и вовсе не рекомендуется. Есть разные репелленты от клещей, ну и одеваться надо соответственно.



Прививка от клещевого энцефалита дает практически полную защиту от болезни, тогда как болезнь у непривитого человека может закончиться летально. Прививка очень простая и недорогая (в России, в Израиле она как раз напротив довольно дорогая). Делают ее в три приема через разные промежутки времени, а потом раз в 3 года проводят ревакцинацию.



тем, кого укусил клещ, профилактически вводят человеческий иммуноглобулин



Что делать, если все же подцепили клеща - это написано в массе мест в сети, правда, часто написано неправильно. Клеща надо извлечь, не повредив головку (если она останется внутри, а тельце оторвется - это плохо). Разработаны специальные инструменты для извлечения присосавшегося клеща





ну и немножко фотографий - клещ крохотный. Я видела клеща этим летом, сняла у себя с ноги и поразилась, насколько он крохотный и как его просто не заметить!



Вторую выставку мы рассматривали с большим интересом - выставка медицинского плаката!



сначала собственно плакат. Долбанем!



Работница, борись за чистую столовую



Ежедневно пол мы будем
Мокрой тряпкой вытирать,
Стыдно нам, свободным людям,
Пыль заразную глотать!











плакаты, кстати, делали мастера своего дела, например, Маяковский.



полезная информация и медицинские рекомендации печатали на аптечных сигнатурах. "Лечись только у врача, не слушай знахаря!"





Не кашляй и не чихай в лицо другому



ну и упаковки разной продукции - раздолье для медицинской рекламы и пропаганды





Женщина наравне с мужчиной строй социалистическое хозяйство









гигиеническое борно-тимоловое мыло



конфекты "Профсоюзные"



очень интересные обертки от конфет - это было как раз время перехода со старых весовых измерений к новым. Серия конфет "Новый вес"



Если ты неграмотен
Вешай все на граммы.
Фунт и четверть - старый хлам
Гиря есть - пять сотен грамм.



а вот предметы косметики и гигиены



пудра "Киска"



мыльный порошок



Вазелин, помада. Особо стоит обратить внимание на надпись на коробочке "Личная помада" - это тоже шаг вперед в смысле гигиены. Помада не всегда была личной.



Лекарства: таблетки от головной боли, 5 шт.



И пояснительный текст к выставке, очень интересный:

Первая мировая и Гражданская войны привели к огромным человеческим потерям. Оспа, сыпной и возвратный тиф, холера стали реальными факторами, определявшими ход исторических событий. Послевоенная разруха и упадок экономики генерировали, в частности, рост таких болезней, как туберкулез и сифилис. Введение новой экономической политики, допускавшей свободу торговли при ослаблении государственного контроля, рождение коллективных форм быта - все это создавало дополнительную опасность распространения инфекционных заболеваний.

Вопрос сохранения здоровья населения превратился в итоге в одну из важных внутриполитических проблем. При острой нехватке медикаментов и медперсонала первостепенной мерой в борьбе с болезнями становилась профилактика, а средством ее осуществления - санитарное просвещение. Плакат стал оптимальным средством решения поставленной задачи. В ряду разнообразных средств распространения медицинских знаний он обладал целым рядом преимуществ. Знакомство с плакатом не стоило зрителю никаких затрат, что было важным на фоне низкой покупательной способности населения. Простота и лаконичность решения, выразительность образов, императивность формулировок делали плакат понятным даже неграмотному зрителю.

Типичным местом "работы" плаката в первые послевоенные годы стали городские улицы, а образцом оперативного реагирования на вести с "эпидемических фронтов" - знаменитые Окна РОСТА. Сосредоточенные в годы войны на отображении военно-политических событий, художники РОСТА затем все чаще начинают обращаться к теме борьбы с болезнями. Выпуск этих плакатов стимулировался и специальным "Положением Наркомздрава РСФСР о совместной работе политпросветов и здравотделов по борьбе с эпидемиями" от 3 августа 1921 года, обязывавшим РОСТА готовить специальные номера к дням проведения противоэпидемических кампаний - недель чистоты, кампаний по борьбе со вшивостью, туберкулезных трехдневников. Наиболее ранние из сатирических плакатов РОСТА адресовались демобилизованным красноармейцам и располагались на железнодорожных станциях.

Переход к мирному строительству, улучшение эпидемической обстановки привели к тому, что "окна" как форма агитации изжили себя: в витринах открывающихся нэпмановских магазинов демонстрировался товар. Возникла потребность в новом печатном плакате, способном, в частности, заполнить интерьеры сотен открывающихся больниц, поликлиник и диспансеров. Главполитпросвет с середины 20-х годов включил в орбиту своей деятельности общественные места: чайные, гостиницы, общежития, где теперь все чаще устраивались небольшие выставки, посвященные борьбе с инфекционными болезнями. Проведение санитарно-просветительных выставок стало типичной чертой городской жизни и определяло значительный спрос на плакатную продукцию.

Постепенно содержание плакатов свелось к разъяснению гигиенических правил. В соответствии с этим изменялась и тональность - от устрашения в сторону информирования о способах действий. В композиционном решении ведущую роль начинает играть многомоментность, когда мелкие сюжетные рисунки, напоминающие кинокадры, располагались на пространстве в определенной последовательности и были снабжены грамотной медицинской рекомендацией. В таком плакате, несомненно, есть некоторое сходство с лубком.

С середины 20-х годов широкое распространение получили санитарно-просветительные выставки, которые устраивались в Домах санитарного просвещения и пользовались большой популярностью у жителей городов. Что касается недоверчивых ко всему новому крестьян, то тут приходилось изыскивать новые формы работы. Одной из них была санитарно-просветительная палатка на базаре. В ней демонстрировались выставки по туберкулезу, венерическим болезням, охране материнства и младенчества.

Кроме того, одним из путей внедрения санпросвета на селе был выпуск лубочных плакатов, оперировавших особой крестьянской терминологией ("Не давай ребенку жевки!", "Не свивай ребенка свивальником!"). Если в плакате для города достаточно было простой рекомендации ("Холерного больного надо немедленно поместить в больницу"), то тот же мотив в плакате-лубке звучал так: "Холерных дома не держи, скорей в больницу положи" и сопровождался назидательным рисунком, где результатом несоблюдения предписывавшихся действий становилась смерть всей семьи, включая кота. В плакате-лубке могли присутствовать почти сказочные персонажи (например, образ бабки-повитухи напоминает бабу-ягу), зато нарочито выделен положительный образ врача, в представлении крестьян - земского доктора, в очках и с бородкой клинышком.

Значительному расширению сферы деятельности санпросвета способствовали новые формы организации быта, а также начавшаяся в 1926 году диспансеризация. Повсеместная организация выставок, стационарных и передвижных, определяла в те годы спрос на особую форму изданий - выставочную серию, включавшую в себя до 20 листов.

Появились медицинские плакаты и в советских загсах, где согласно новому закону от вступающих в брак требовали подписку об осведомленности в состоянии здоровья партнера. Новой чертой санпросветработы становится ее адресность. Все более важное место плакаты занимали в советской школе, особенно плакаты-игры. Уже в 1926-1927 годах издательствами Наркомздрава и Мосздравотдела выпускаются "Звездочка здоровая" (о личной гигиене), "Мы победим" (борьба с туберкулезом), "За здоровый быт" и др. Разновидностью плакатов-игр являлись разработанные в 1927-1928 годах гигиенические плакаты в виде головоломок, шарад, ребусов.
Привить санитарно-гигиенические навыки помогали и лозунги. Использовать их можно было почти повсеместно: в клубах, столовых, в общежитиях... В разработке санпросветовских лозунгов свое слово сказали В. Маяковский, сотрудничавший с Наркомздравом и чаще всего работавший с художником Н. Денисовским: "Вытрите ноги! Забыли разве? С улицы несете разную грязь вы!"; "Грязные руки грозят бедой! Чтоб хворь тебя не свалила, Будь культурным, перед едой мой руки с мылом!"; "То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты!".

На рубеже 20-30-х годов среди плакатной медицинской продукции на первый план начинают выходить сюжеты с выраженным социальным подтекстом, в которых борьба с заболеваемостью трактовалась уже как борьба за реконструкцию народного хозяйства и выполнение первого пятилетнего плана. Все больше прослеживается сходство между медицинским и политическим плакатом: единый образный строй, индустриальная символика, типы персонажей.

Однако эволюция, которую проделал медицинский плакат в период 20-х годов, не была бесплодной. Санпросветовская пропаганда стала привычным атрибутом повседневности, оказав прямое влияние на улучшение эпидемической обстановки в стране.

выставки-музеи-экскурсии, старости, лето 2013

Previous post Next post
Up