Лето 2010. Самарская область, шлюзы Жигулевской ГЭС

Nov 18, 2010 13:03


Четвертое утро нашего путешествия - и мы в Самарской области.




Только вчера мы еще шли по Каме, а сейчас идем по Куйбышевскому водохранилищу - где "издалека долго течет река Волга". А берег очень красивый - и так отличается от камского! Это Новодевичьи горы, меловые холмы в окрестностях села Новодевичье (Шигонский район Самарской области). В центральной части этих гор расположен поселок Белогорск (бывший Мелзавод) где ранее велась промышленная добыча мела.



Новодевичье - бывшее большое торговое село на Волге. Торговали тут хлебом, дровами, различными кустарными изделиями, свезенными сюда из пяти волостей (Новодевиченской, Усольской, Тереньгульской, Шигонской и Старотукшумской), баржи грузились тут десятками. Село было основано как Новопречистенская вотчина московского Новодевичьего монастыря в 1683 году. В 50-х гг часть села была затоплена при постройке Куйбышевской ГЭС (уровень воды поднялся на 26 м), жители были переселены.



Проходим жигулевский цементный завод - это г. Жигулевск-7, пос. Яблоневый овраг. Завод был построен в 1958 г., дает цемент, кровельный материал, строительный щебень для промышленного и жилищного строительства.



По правому берегу Волги Жигулевские горы. Самая высокая точка - это гора Безымянная (381,2 м над уровнем моря), которая считается высшей точкой средней полосы Европейской России.



А впереди уже видны дома города Тольятти - второго по величине в Самарской области. Изначально назывался Ставрополем (неофициальное "уточненное" название Ставрополь-на-Волге, по аналогии со Ставрополем Кавказским), но летом 1964 г. после смерти итальянского вождя коммунистов Пальмиро Тольятти был переименован.



Буксир "Урал-19" тащит баржу "Бельская-68" - а на барже какой-то интересный прямо строительный вагончик :)





дома Тольятти поближе



и речной вокзал



с судоремонтной верфью



а мы тем временем подошли к шлюзам Жигулевской ГЭС.



Жигулёвская гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В.И. Ленина) - шестая ступень и вторая по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Строительство ее началось в 1950 г., а закончилось в 1957 г. В состав сооружений входят: гидроэлектростанция, сороудерживающее сооружение, водосбросная плотина, земляная плотина, грязеспуск, двухниточный двухкамерный шлюз с межшлюзовым бьефом и причальные сооружения.

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 г. Но проектно-изыскательские работы начались лишь в 30-е гг, и в 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла поселков Красная Глинка и Переволоки. Строили заключенные ГУЛАГа (Самарский ИТЛ и строительство Куйбышевского гидроузла, где работало более 30 тыс. человек). Но в 1940 гг там были обнаружены нефтеносные площади и строительство было приостановлено. Через 9 лет были возобновлены изыскательные работы и в 1950 г приступили к постройке ГЭС в районе г. Жигулевск.

Швартуемся



закрываются ворота шлюза



сейчас начнем спускаться



это те ворота, которые два кадра назад закрылись :)



а это мы уже внизу



из первой камеры шлюза выходим в межшлюзовой бьеф





и оглядываемся назад



а теперь посмотрим, что у нас в этом самом межшлюзовом бьефе окрест. Вот ремонтируется танкет "Волгонефть-206"



на берегу дома один другого краше





люди переправляются с берега на берег



судно так и называется - "переправа", коротко и ясно :)



Прошел мимо нас сухогруз "Дмитров" из Таганрога



а мы уже подошли ко второму шлюзу, входим в шлюзовую камеру



шлюзоваться будем с забавным суденышком по имени "Дейл"! :))



классно, наверное, вот так компанией плыть под зеленым навесом. Причаливать, гулять, купаться и плыть дальше.



Прошлюзовались - мы с Аней бегом бежим на корму, посмотреть на остающиеся за нами шлюзы. А "Дейл" нас бодро догоняет :)



Сразу после плотины ГЭС по берегу началась прямо местная "рублевка" - особняк на особняке особняком погоняет.





проплыл мимо нас щебенчатый крокодил :)



а вот он в полный рост! Зовут его "Плотовод-687", а тащит он сразу 2 баржи





Проходим мимо Свято-Воскресенского мужского монастыря. Создан он был совсем недавно, в 1996 г.



Трогательный дебаркадер и катерок "Сёмыч"





Монастырь хоть и недавний, а все равно есть у него своя интересная история. На его территории сохранились здания бывшей Ставропольской земской больницы, не попавшие под затопление при строительстве ГЭС. Больница была построена и функционировала силами Ставропольского земства, которое уделяло много внимания развитию образования и здравоохранения, кроме этого занимаясь и всем остальным - дорогами, почтой, ремонтом мостов, сельским хозяйством.

Строить медицинские учреждения надо было с нуля - как обстояло дело с врачами в уездах мы помним еще по истории елабужской медицины. Один врач, кочующий по селам, физически не успевал доехать до всех, кто в нем нуждался.

И вот в 1868 году на средства земства были построены в уезде 3 больницы, медицинский персонал которых состоял из врача и фельдшера. В 1872 году земским врачам удалось расширить до 45 мест ставропольскую больницу, которая принимала не только жителей Ставрополя, но и крестьян из ближайших сёл. С 1872 по 1873 гг. Ставропольской больницей заведовал Евграф Алексеевич Осипов, выпускник Казанского университета, один из основоположников российской санитарной статистики.

К 1902 г. были выделены средства на постройку новой больницы ввиду ветхости старой. Построенная больница имела операционную, родильное отделение, квартиры для персонала. И вот как раз здания этой больницы можно до сих пор увидеть на территории Свято-Воскресенского монастыря. (информация из статьи "Ставропольское земство" на сайте "Музей истории Самарского края").

А закончу я пост старинной открыткой с видом Жигулей (из набора "Волга на старинных открытках", "Полиграфическо-издательский комбинат", г. Казань, 1999.)



В следующей серии мы пойдем дальше по Самарской Луке, мимо Жигулевских гор и села Ширяево, где Илья Репин делал наброски к картине «Бурлаки на Волге». А потом придем в славный город Самару :)

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2010

шлюз, круиз 2010, лето 2010, флот, Самара

Previous post Next post
Up