Окончание постов про екатеринбургский музей истории, науки и техники свердловской железной дороги.
Что у нас осталось? Служба перевозок. Экспозиция представляет рабочее место дежурного по станции.
покрупнее - электрожезловой аппарат Трегера.
Электрожезловой аппарат применялся на железной дороге примерно до 40-х годов. До революции пользовались аппаратами английской сигнальной системы, пока советский изобретатель Даниил Трегер не усовершенствовал его в 1921 году, промышленное производство которого началось в 1924.
Устройство это - жезловая система - исключала возможность отправки поезда на занятый путь. Ведь семафор может быть неисправен, может быть не виден в тумане, он может быть переключен дежурным, желающим совершить по злому умыслу крушение.
Жезловая система этого не допускала.
На стене (на первой фотографии) висит металлическая петля с ручкой. На столе стоит сам аппарат Трегера. Про все эти приспособления очень интересно пишет Алексей Вульфов в книге «Повседневная жизнь российских железных дорог»:
"...Скорый поезд во главе с паровозом СУ, весь в курчавых парах, на скорости подходит к большой станции. По расписанию у него здесь стоянки нет. Помощник машиниста, независимо от погоды, надевает ватник, берет довольно широкое хромированное кольцо - некий глянцевый металлический обруч, отдаленно напоминающий какой-то цирковой акробатический атрибут, выходит наружу, на лесенку паровоза, и спускается на несколько ступенек. Он крепко держится одной рукой за поручень, а в другой руке у него обруч. Напротив здания ДСП (дежурного по станции) на краю платформы стоит дежурный в красной фуражке и совершенно недвижимо, как вкопанный, держит в руке точно такой же обруч. Ночью дежурные возле себя фонарь ставили, чтобы паровозники издали ориентировались, где именно стоит дежурный. Помощник по приближении паровоза к дежурному роняет на перрон свой обруч, а затем на полном ходу действительно с точностью циркача попадает рукой внутрь обруча, который держит дежурный, и подхватывает его на плечо. Вот для этого-то случая и был им надет ватник: удар по плечу такой, что, если по открытому телу, - больно будет и плечо потом опухнет. А так - ничего. Главное - точно попасть рукой, иначе останавливаться придется и осаживаться (то есть ехать назад) - за жезлом, который и находится внутри ручки обруча. Без этого жезла ехать дальше категорически запрещено.
Дежурный, проводив поезд, подбирает оброненный с паровоза обруч и уходит с ним в свое помещение. Что же это за акробатика такая?
На станциях в помещении дежурного стоят одинаковые электромеханические аппараты на 40 жезлов каждый. Между собой они соединены кабельной линией, идущей вдоль перегона. Чтобы отправить поезд, нужно вытащить жезл из аппарата и передать его, положив в обруч, машинисту паровоза. Жезл - это ребристый металлический стержень, на который привинчена табличка с названием перегона, например: Кувшиново-Ранцево. Но замок не откроется и, следовательно, жезл никакой силой не вытащить до тех пор, пока не будет получен разрешающий электрический сигнал с той станции, на которую собираются отправить поезд, и не разомкнутся замки в аппарате Трегера. А дать этот сигнал можно только одним способом: вставив на той станции в аппарат жезл, привезенный прибывшим поездом. Это только и будет являться сигналом освобождения перегона.
Пока не привезут с перегона «жезло» и не вставят в аппарат, нельзя на этот перегон ни с какой стороны поезд отправить. Так и работает дорога круглые сутки: один жезл принимают, другой выдают на локомотив: путь свободен, механик!
Вот зачем акробатика эта."
Интересны и билетопечатающие аппараты разных лет, а рядом с ними - компостеры
рядом, в витрине, представлена обширная коллекция бланков для современных билетов
там же и картонные билетики с дыркой :) мне их хорошо снять не удалось, но зато у меня есть фотография таких билетов, по которым мы катались на Свердловской детской железной дороге.
и из книжки А. Вульфова я отсканировала фотографию разных билетов
от билетов недалеко и до самих вагонов, в которые по этим самым билетам пропускают пассажиров.
Экспозиция пассажирской службы - пассажирское купе вагона образца 1937 года. Как мы видим, вагон жесткий и электрического освещения еще нет.
В витрине неподалеку - железнодорожные сервизы :) Питание в пути - это отдельная тема для рассказа. Мы в детстве все пили чай из стаканов в подстаканниках, и покупали с чаем "поездные сахарочки" - длинненькие кубики сахара-рафинада, упакованные по два, на обертке - поезд. Сейчас в обычных поездах остались стаканы с подстаканниками - вот такие, как на фотографии
правда, когда мы ехали на обычном поезде, не на фирменном, из Екатеринбурга в Пермь, то проводник выдал нам не стаканы, а чашки. Несмотря на "нефирменность" поезда.
А в фирменных поездах в купе стоит чайный сервиз с символикой поезда
Какой в поездке просыпается зверский аппетит - знают, наверное, все. И обычная вроде еда - вареная картошка, яйца, жареная курица и столовый батон приобретают какие-то небесные вкусовые качества - возникает непреодолимое желание все это съесть сразу же, как только поезд трогается.
В вагоне-ресторане меня не кормили ни разу, но когда мы ехали на поезде в позапрошлом году из Екатеринбурга в Москву, в соседнем купе пассажиры заказали завтрак из вагона-ресторана. И мы с детьми впали в ступор от торжественного вида официантки в униформе с подносом в руках, с утреца стучавшейся в дверь купе.
Детям, естественно, срочно понадобилась яичница с колбасой и гренки, причем тут же, не сходя с места :)) Уж очень аппетитно все было разложено на подносе.
Еще из железнодорожного "общепита" помню металлические судочки с горячим обедом, которыми обносили в поездах, когда мы ездили к бабушке в Краснодар - пахло из них очень аппетитно, но мы, естественно, ничего такого "непонятно_где_приготовленного" не брали. Единственное, на что шла моя мама - это вареная картошка с укропом и ягоды и фрукты у бабок на станциях.
Пару интересных материалов о жд-питании я отсканировала из книги А. Вульфова. Это прейскурант на чай-кофе и закуски
и его собственный мемуар:
"Чемпионами в этом сервисе были экспрессы номер 1 и 3, «Латвия» и «Юрмала», Москва-Рига. Автору довелось убедиться в этом лично во время поездки в Ригу в свадебное путешествие 8 февраля 1985 года. Вечером в купе вагона СВ постучался безукоризненный человек во фраке, с бантиком, с изящными усами, похожий на первого любовника из оперетты Кальмана. С очаровательным прибалтийским акцентом, вежливым и достойным одновременно, он спросил: «Желаете ут-тром завт-трак?» Мы ответили, что да. Тогда он сказал: «В восемь сорок пять будет завт-трак» и с легким кивком прикрыл дверь купе. Сколько-нибудь серьезно во времена пресловутого советского сервиса в перспективу завтрака не поверилось. Однако ровно в 8.45 под вздрагивание купе на быстром ходу вагона по крутым кривым бывшей Московско-Виндаво-Рыбинской дороги раздался не слишком тихий и не слишком громкий стук в дверь, после чего, сказав «доброе ут-тро!», два других безукоризненных человека в громко хрустевших белых халатах, колпаках и синих бабочках вкатили в купе тележку и поставили с нее осторожно на столик сочный лангет с жареным картофелем и свежим огурцом на продолговатых никелированных тарелках, два салата лососевых, взбитые сливки, несколько теплых булочек, горячий дымящийся кофе, нежные пирожные с чудесными фруктовыми глазочками, каким-то чудом уместив всё это на столике. «Прият-тного аппетит-та!» - пожелание это было сказано приветливо. Взято было за всё вместе с двоих 2 рубля 67 копеек (запомнилось!)..."
Вот пожалуй и все о музее истории, науки и техники свердловской железной дороги. Последнее, что хочется отметить - это количество и качество раздаточного материала, которое выпускает музей и вообще СЖД. На толиках лежали цветные брошюры на самые разные темы - мы взяли про историю электрификации СЖД, и про путевую технику для ремонта и содердания пути. Ну и два буклета про музей нам выдали сразу на кассе. За деньги был словарик (толстенькая брошюра) железнодорожных терминов и альбом со старинными фотографиями по истории железной дороги.
Рядом с каждой экспозицией, представляющей какую-то железнодорожную профессию, лежал листочек с описанием этой самой профессии и указанием, где на нее можно выучиться.
Это нам очень понравилось - что музей пытается заинтересовать молодежь и предоставить им первоначальную информацию.
Ну и вообще музей замечательный :)
Предыдущие посты об этом музее:
4)
макет3)
Начало осмотра - паровозное хозяйство и служба пути2)
Привокзальная площадь, скульптуры у музея 1)
История екатеринбургских вокзалов