Лето 2008 и 2009 г. Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Ч. 3.

Mar 18, 2010 07:02


Продолжение постов про екатеринбургский музей истории, науки и техники свердловской железной дороги.
В первом посте мы видели вокзал, во втором - площадь со скульптурами. А сейчас пойдем в сам музей.

В посте будет много цитат из книги А. Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог». Интересных цитат :)
Кому длинно и тяжко, проматывайте. Но мне кажется, что глядя на «орудия труда» железнодорожников, важно знать и о тех профессиях, которым они принадлежат. Потому что все мы ездим (или ездили) на поездах, было нам быстро, безопасно, комфортно и приятно (ну, кому-то в большей степени, кому-то в меньше) добираться из пункта А в пункт Б. И важно знать, чьим рукам мы обязаны быстротой, безопасностью и комфортом.

Как я писала в первом посте, музей находится в бывшем здании железнодорожного вокзала. Из гардероба в залы экспозиции ведут очень красивые двери с витражами.



А на полу вставки с эмблемами: нынешней Свердловской железной дороги и старой Уральской Горнозаводской.





Идем в первый зал. Зал этот обустроен как перрон на железной дороге.



Мы сразу побежали к первому экспонату, а точнее, к композиции. Это прямо дама из маршаковского стихотворения! У нее есть чемодан, корзина, картина, картонка и собачонка. Ну а на диване она сидит сама :))



Самое интересное, что композицию эту делали по старинной фотографии! То есть действительно на каком-то перроне сидела дама, которая путешествовала с таким набором багажа. Совпадение? Фантастика прямо!

Сначала - история железных дорог, представлена в документах, фотографиях, чертежах. Один из экспонатов - модель первого в России паровоза русских механиков Е.А. и М.Е. Черепановых (фотографию я отсканировала из музейного буклета)



и чертеж



Из книги А. Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог»:

«В августе 1834 года крепостной российских заводчиков Демидовых, механик Мирон Ефимович Черепанов вместе с отцом <…> Ефимом Алексеевичем Черепановым построили первый в России «сухопутный пароход», названный в официальных документах «пароходным дилижансом». И здесь в термине сказывается присутствие гужевых традиций да и пароходных тоже - иных-то пока еще не было. Создание локомотива Черепановых и 854-метровой дороги для него - важная точка отсчета истории русских железных дорог, да и всей истории страны. Здесь были налицо все основные компоненты - путь, локомотив, вагоны (точнее вагонетки), депо: «Паровой дилижанец постройкою совершенно готов и для ходу его строится чугунная дорога, а для сохранения дилижанца открывается деревянный сарай».
    Как известно, о паровозе Черепановых быстро забыли, несмотря на то, что наследник престола Александр был на демидовских заводах и видел «пароходный дилижанс». Но он уже знал о существовании подобных машин в Англии, поэтому изобретение Черепановых не произвело на него должного впечатления. Демидовы, увидев, что своим «пароходом» они никого не удивят, не дали изобретению Черепановых никакого хода (по непроверенным данным, второй, более мощный, паровоз Черепановых был переплавлен в мартене аж в 1942 году). Это привело, между прочим, к одной большой исторической несправедливости. Идея Черепановых была подхвачена на другом уральском заводе - Пожевском. В 1838 году на нем был построен и в 1839 году представлен в Петербурге на Третьей промышленной выставке паровоз «Пермяк». Его строитель, механик-англичанин <…> П.Э. Тет, был награжден золотой медалью «За постройку первого паровоза в России», а о Черепановых никто даже не вспомнил. Впрочем, неумолимая историческая правда восторжествовала: Россия в результате всех перипетий связывает с первым паровозом все-таки имя Черепановых, а не Тета».

Экспозиция разделена тематически: по железнодорожным службам. Служба пути, служба связи, служба перевозок, пассажирская служба и т.д. Оформление экспозиций очень славное, с увеличенными архивными фотографиями, кое-где лежат буклеты по теме экспозиции.
В залах есть очень много интереснейших экспонатов, показать ни все, ни половину, ни даже четверть абсолютно нереально. Поэтому - самые интересные. Попробую и я их расположить по железнодорожным профессиям.

Паровозное хозяйство

Модель котла с топкой и рама несущая паровоз - от легендарного мощного паровоза ФД (Феликс Дзержинский). Рядом лежат орудия кочегара - скребок, пика и кочерга.



О паровозной бригады в книге А. Вульфова написано очень подробно. Я процитирую один абзац:

«А как в топку лазили: в горячую топку! Провалится, допустим, колосник - а ехать надо, да и в зарплате за заход на внеплановый ремонт пострадать никому не хочется. Надевает человек на себя два ватника, две пары рукавиц, закутывается, забинтовывает лицо, оставляя лишь щелочки для глаз (брови всё равно обгорали, а угольный налет под глазами у паровозников вообще оставался навсегда). Обольют его как следует водой - тщательно, насквозь. Горящий слой сгребают в сторону от провалившегося колосника, расчищают место для работы, снижают давление пара в котле, насколько могут, уменьшают и температуру в топке. В шуровку просовывают доску или полушпалок, чтобы по ним можно было сползти на колосники на расчищенное место. И человек медленно сползает в самое пекло. Там он очень аккуратно, без резких движений, успевает сделать две-три точных манипуляции (например, опустить лист железа на место провалившегося колосника), и его немедленно вытаскивают за ноги - к этому моменту, спустя какие-то секунды, одежда на нем уже вся дымится. Главное - не прозевать момент, когда нужно начать вытаскивать, иначе там сознание можно потерять очень быстро. Тяжелее всего было всё это проделывать на паровозах с небольшими и, следовательно, тесными и жаркими топками. Редко какой машинист из настоящих паровозников хоть раз не лазил в горячую топку. Вот какая была работа!»

Служба пути.



В экспозиции представлены интересные вещи: пикетный и километровый столбики.

Из книги А. Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог»:

«Пикетные столбики, как уже говорилось, отмеряют каждую сотню метров железнодорожного пути. Километровые столбы - каждый километр. Раньше они назывались верстовыми знаками, были полосатыми, как верстовые столбы на шоссе и столбовых дорогах, и отмеряли, соответственно, версты. Состоит километровый знак из двух белых крылышек, на которых черным нанесены цифры. Каждое из крылышек глядит в сторону своего километра. Когда железнодорожники говорят, например: «Тридцать пятый километр, шестой пикет» - это значит, что речь идет о месте на перегоне, расположенном в четырехстах метрах от столба тридцать пятого километра в направлении к тридцать четвертому километру. Счет километража всегда идет от некоей крупной станции или от начала какой-либо железнодорожной линии».

есть коллекция старинных и современных рельсов



костыленадергиватели - ручной и пневматический




магнитные и ультразвуковые дефектоскопы



стрелочный механизм - сейчас стрелки переводятся автоматически, а раньше все было вручную. Устройство это очень внушительных размеров.



рядом висит фотография стрелочника за работой.



и фото из книги «Повседневная жизнь российских железных дорог» - на снимке видны стрелочные фонари.



фотография рабочего-путейца, меряющего шаблоном ширину колеи



И поскольку речь в этом посте большей частью шла о службе пути, надо рассказать и о тех, кто следит за состоянием железнодорожного пути. Раньше это были путевые обходчики и путевые ремонтные бригады.

Из книги А. Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог»:

«...Днем и ночью, в холод и жару, в проливной дождь и засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу выдвигается на обход пути человек в форменной фуражке путейца. На боку, на ремне висят у него сигнальные флажки - красный и желтый (в старину - красный и зеленый). В особом пенале - комплект петард. На плече - мешок с бутылкой молока, куском сала, огурцами, краюхой хлеба. В кармане - курево, спички или зажигалка. Он в форменных сапогах и гимнастерке, зимой - в валенках, меховой шапке и тулупе. На плечо он кладет длинный молоток и гаечный ключ. И отправляется вдаль перегона по шпалам. Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале, - подобьет парой точных ударов молотка. Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык - затянет гайку ключом. Малейшая изменившаяся кривизна рельсов, малейшая соринка на поверхности пути, малейшая неровность - и обходчик, знающий на своем участке обхода (как правило, 7-8 километров) буквально каждую шпалу, каждую потаенную особенность полотна, немедленно опускается на корточки и начинает исследовать подозрительное место. Сколько выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий!
    В случае обнаружения опасности (например, лопнувшего рельса) обходчик выхватывает красный флаг (ночью - красный фонарь) и бежит с ним в сторону приближающегося поезда, а на рельсы кладет петарды. А затем любыми возможными средствами сообщает об аварии в околоток или дистанцию, и оттуда выезжает ремонтная бригада - одна или несколько, с разных околотков, в зависимости от масштабов происшествия.
    У путеобходчика да и у любого ремонтного путейского рабочего жизнь идет «от обратного». Ударил мороз - все по домам, а обходчик - на путь; полили дожди и грозы - все по домам, а обходчик, набросив дождевик, - опять на путь; настала жара - все под навес, в тенек, а обходчик, обгоревший на солнце, - снова на пугь. Если мороз - смотрит, нет ли лопнувших рельсов; в сильные и долгие дожди - проходит ли вода в трубы и кюветы по руслам водотоков, не размыто ли где-нибудь полотно (а песчаное полотно размывало дождями и паводками очень часто), не затопило ли путь; в жару - нет ли выбросов или сдвижек (угонов) пути из-за расширившихся от температуры рельсов. Не заскучаешь!     Терминология у путейцев красивая, по-старинному благородная, что ни термин - то не по-нашему (эпюра шпал, модерон, ордината, нивелир, кювет, шаблон и т. д.). А вот труд очень тяжелый и ответственный: требования по содержанию пути предъявляются как в точной оптике - ведь и колея измеряется миллиметрами, а не сантиметрами».

Сейчас этой профессии уже нет. Чтобы поддерживать в исправности современный путь, нужна специальная техника, путевые работы теперь механизированы. Появились вагоны-дефектоскопы для проверки состояния рельсов, специальные путеизмерители.

Несколько фотографий этой «монстровой» техники и цитата из книги Вульфова в завершение рассказа.

Вот целая сетевая путеобследовательская станция (снято по дороге из Перми в Екатеринбург)



и платформа, несущая ремонтные машины



Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина непрерывно-циклического действия.



Путевая рельсосварочная самоходная машина



«В задачу автора не входит подробное описание технических устройств, однако трудно удержаться от восхищения совершенством путевых машин. Их неизвестность, непопулярность в мире техники на фоне локомотивов и вагонов совершенно незаслуженна. Каждая из них по своим возможностям есть своего рода технический шедевр. Взять хотя бы путеукладчик конструкции Платова: на далеко вынесенной вперед стреле он поднимает готовые рельсовые плети, кладет их перед собой на балласт - и тут же едет по ним дальше. Настоящий конвейер по укладке пути! А все эти немыслимые, похожие на добродушных доисторических ящеров балластеры, машины ВПО и ВПР с мудреными расшифровками «выправочно-подбивочно-отделочная» и «выправочно-подбивочно-рихтовочная», хоппер-дозаторы, струги, щебнеочистительные машины, прорезекопатели, скреперы, гигантские фрезы и ножи, машины-гайковерты - настоящие изыски техники, неведомые непосвященным.
    Когда на путь выезжает эта вереница - причудливые путевые машины (художник Н.А. Ермолаев называет их «абракадабрами»), балластные поезда с характерным бытовым пассажирским вагоном посередине состава, и развертывается процесс путевых работ, картина выглядит впечатляющей: могучие домкраты приподнимают путь целиком вверх, разверстая пасть очистительной машины буквально пожирает гравий старого балласта и сыплет его в сторону струей, словно комбайн, а сзади сразу подсыпается свежий гравий. Струги ровно режут ножами обочины, специальные поезда растаскивают рельсовые звенья волоком чуть ли не на целый перегон, на очень медленном ходу поднимают со шпал старые рельсы, отвинченные гайковертами, и тут же взамен кладут на их место новые, пока еще ржавые, не успевшие сделаться отполированными.
    Бригада человек в тридцать в оранжевых жилетах кантует ломами рельсы, крутит гайки, заводит под концы шпал домкраты, подбивает, рихтует, выправляет путь. Вдоль пути лежит целая вереница инструмента для ручных работ (всё больше ломы, ключи, молотки, клещи, лапы да кувалды), по краям стоят сигналисты с красными флажками. Иной раз жгут костры, греются возле них, как цыганский табор... Мастер пути, одетый чище, чем кто-либо другой, и потому сразу узнаваемый, руководит работами, дает по рации команды машинистам локомотивов, которые работают с балластными поездами {«вертушками»), и водителям путевых машин. Позади всей этой трудовой группы остается свежий, аккуратный путь с неезжеными рельсами. Некоторое время по участку отремонтированного пути скорость на всякий случай будет ограничена, а потом все предупреждения отменят, и машинисты, отправляясь с поездом, с удовлетворением увидят, что белый бланк с желтой полосой пуст: как гласит инструкция - «разрешается движение с установленной скоростью». Доброго пути, механик!»

В этом посте я пользовалась материалами из следующих изданий:



1) книга Алексея Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог" , Молодая гвардия, 2007, серия "Живая история: повседневная жизнь человечества".
Ее я, кстати, очень рекомендую к прочтению. Книга написана легко, живо, с массой интересных подробностей, и подходит буквально для всех, даже тем, кто прежде ничего не знал о ЖД - кроме собственного поездного опыта. И самое главное ее достоинство, пожалуй, это то, с какой любовью и уважением рассказывает она о нелегких железнодорожных профессиях, об извилистой истории развития российских железных дорог.

2) буклет "Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги", Екатеринбург, 2008.
3) альбом "История в фотографиях", изд. в 2008 г. дорожным центром научно-технической информации к 170-летию Российских железных дорог и к 130-летию Свердловской железной дороги.
4) брошюра "Путевые машины для ремонта и содержания пути". Свердловская железная дорога, Екатеринбург, 2008.

Предыдущие посты об этом музее:
2) Привокзальная площадь, скульптуры у музея
1) История екатеринбургских вокзалов

железная дорога, выставки-музеи-экскурсии, Екатеринбург, лето 2008, лето 2009

Previous post Next post
Up