Лето 2009. Рассвет, Набережные челны, шлюз Нижнекамской ГЭС.

Oct 05, 2009 07:00


Ночью мы прошли Воткинское водохранилище, прошлюзовались в г. Чайковском и на рассвете идем уже по Нижнекамскому водохранилищу.



На палубе безлюдно - за исключением одного дяденьки, который тоже вышел встречать рассвет. Он все время недовольно оглядывался - мы с фотоаппаратом явно мешали его единению с природой. А поди думал, что будет один в 4 часа утра :)

Посмотрим поближе туда, откуда скоро появится солнышко



Из-за крон деревьев его еще не видно, но оно уже обозначилось



А вот и оно :)





с добрым утром :)



Палуба, залитая светом встающего солнца, очень красива



А теперь перейдем на правый борт теплохода, посмотрим, что там происходит :)
Уже на носу корабля видно, что там что-то необыкновенное!



Небо очень нежно окрашено - это снято с правого борта теплохода



Вот уже совсем светло. Если я не ошибаюсь, это Никольская церковь в пос. Николо-Березовка, респ. Башкортостан.



И такие сонные неподвижные рыбаки попадались тут и там :)



Это все Нижнекамское водохранилище, длина его по Каме - 185 км, и тянется оно до самых Набережных Челнов. Населенных пунктов мало, берег довольно прозаический - лес. Тут и там мы видели отдыхающих с машинами и палатками.



Ближе к полудню мы занимаем "оборонительные позиции" на носу теплохода - по левому борту вдали уже виден город Набережные Челны (это республика Татарстан. По татарски город называется Яр Чаллы, с 1982 по 1988 г. назывался Брежнев) .
В начале XX века это был самый большой речной порт на Каме. После Первой мировой войны там был построен крупный элеватор для хранения и перегрузки зерна на баржи (ныне Элеваторная Гора). А в 70-е годы XX века город прославился как родина "КамАЗ"ов.

Дома не простые серые коробки, а ярко раскрашены





здание Набережночелнинского элеватора



Проходим мимо дебаркадера - очень славная, кстати, резная-кружевная пристань в Набережных Челнах.



и она же - с другой стороны



Раскрашенные в веселые краски дома - это поселок ГЭС.



там же - мечеть «Тауба». Открыта в 1989 году.



Кстати, до 1921 года Набережные Челны входили в состав Мензелинского уезда Уфимской губернии. Для тех, кто читал книгу А.Я. Бруштейн "Дорога уходит в даль" - из этих мест был родом Шарафутдинов, денщик доктора Рогова, помните -
"Мензелинскам уездам, Уфимским губерням". Но это так, маленькое лирическое отступление :)

Сразу после Набережных Челнов мы пойдем к шлюзу Нижнекамской ГЭС. Перед шлюзованием хочу показать 2 судна, которые прошли мимо нас. Это:

буксир-толкач "Волгарь-10"



и танкер ОС-7 (ОС - очистительная станция), предназначен для сбора отходов с судов. Информация о судах, как и в прошлом посте, с сайта о речном флоте.



Итак, на очень малом ходу подходим к шлюзу.



покажу его поближе - а то не видно, что на светофоре у входа в шлюз горит зеленый сигнал :) Значит, можно заходить в шлюз. Вход нам указывают чайки :) Их там было очень много.



Вот мы и зашли в камеру шлюза.



Закрылись за нами верхние ворота (для этого кадра рысью перебегаем с носа на корму) - сейчас уровень воды в камере шлюза начнет падать, и мы будем, соответственно, опускаться.



Народу процесс шлюзования интересен. Хотя тех, кому он не интересен по разным причинам - куда больше. Ну или из кают смотрят, что ли, не отрываясь от койки...



Во время шлюзования образуются волны, поэтому суда швартуются за плавучие рымы, такие специальные устройства с крюками в стенах камеры:



Таким образом, судно встает вплотную к стене шлюза. Удержаться и не оставить свой автограф практически невозможно. Вон сколько великих людей там расписалось:



Итак, мы вошли в камеру шлюза, ворота за нами закрылись. Пришвартовались. Теперь можно и опущаться :) Самый процесс шлюзования живописать не буду, стащу пару абзацев у старенького путеводителя "Волга, Кама, Ока, Дон":

"Наше судно вошло в шлюз. Нам надо опуститься на одну "ступеньку" к Волге. Вахтенный начальник поворачивает рукоятку ключа автоматического управления шлюзованием. Он затратил на это усилий не больше, чем нужно затратить, допустим, для перестановки с места на место чернильного прибора. Но сколько механизмов, послушных сигналу, начали действовать друг за другом!
Там, где только что прошло наше судно, поднимается из воды сегментный затвор - верхние ворота шлюза. Затвор может двигаться только вверх и вниз; теперь он отделил камеру шлюза от верхнего бьефа. В тот же момент электрический сигнал привел в действие механизмы, управляющие щитами-заслонками водопроводных галерей, соединяющих камеру шлюза с нижним бьефом. Щиты приподнялись. Вода хлынула по трубам в нижний бьеф. В камере она быстро убывает, а вместе с ней опускается и судно. Как только уровни в камере и нижнем бьефе сравнялись, открываются нижние ворота. Судно может продолжать путь".

Не знаю, совпадает ли описанный процесс с нынешним в деталях, но по большому счету все так и было :)

Вот уровень воды в камере шлюза - он сейчас "на самом верху" вместе с рымом.



А вот уровень воды значительно понизился, рым опустился - и по следу на мокрой, потемневшей стене видно, где мы только что были :)





А вот и нижние ворота начали открываться - видна маленькая щель.



Все шире - а на светофоре горит красный сигнал, теплоход стоит все еще пришвартованный.



Он сменится на зеленый только тогда, когда ворота будут полностью открыты и судно сможет выйти из камеры шлюза.



Проходя мимо ворот, осмотрим их повнимательнее



Кстати, о светофорах. На шлюзах есть 2 пары светофоров - дальние и ближние. Дальние разрешают или запрещают подход судов к шлюзу и их я покажу в другом посте. А ближние установлены непосредственно перед камерой шлюза или внутри камеры, как этот. И регулируют вход и выход судна из шлюза.



Персонал наблюдает за происходящим в шлюзе из синего домика, стоящего сверху на левой створке ворот. Когда ворота раскрывались и домик вместе с ними отъезжал к стене камеры, кто-то из юных пассажиров прямо рядом со мной завистливо вздохнул и сказал: "Везет же им, какая работа - целый день могут на воротах кататься!" :)))



Сами створки шлюзовых ворот имеют сложную внутреннюю конструкцию и лестницами и переходами



Все шлюзование заняло минут двадцать, шлюз был не глубоким, так нам показалось. "Екатерина" вышла из шлюза, а мы вернулись на корму, чтобы попрощаться с ним до встречи на обратном пути :)



И полным ходом пошли к Елабуге.

посты с фотографиями из этого путешествия можно найти по тегу круиз_2009

шлюз, Татарстан, круиз 2009, флот, лето 2009

Previous post Next post
Up