Лето 2008. Екатеринбург, выставка этикеток и фантиков - ч. 3

May 06, 2009 07:31


Серия третья и последняя из этикеточно-фантиковых постов :) В нем - только детская литература: стихи, сказки народные и авторские.

Несомненный лидер среди персонажей фантиков - это Красная Шапочка. Мы увидели целую кучу Красных Шапочек, так сказать, всех времен и народов :)
Например, вот на этом фантике Красная Шапочка с не очень прорисованным лицом опасливо глядит на волка. Изготовили Шапочку на кондитерской фабрике им. Я. Свердлова - СВЕРДЛОБЛПИЩЕПРОМ - в городе Свердловске.



Фантик довоенный, поскольку, как сообщается в статье "Свердловские кондитеры в годы Великой Отечественной войны", "свердловская кондитерская фабрика имени Я. Свердлова прекратила свое существование в связи с тем, что в августе 1941 г. её производственные площадки были заняты эвакуированными оборонными предприятиями. Кондитерское производство было размещено на площадях пивобезалкогольного завода в малоприспособленных помещениях. С 1 октября 1941 г. предприятие стало называться "Кондитерско-безалкогольный комбинат имени Я.М. Свердлова". В 1942 г. там же было смонтировано и пущено оборудование эвакуированной Ленинградской мармеладной фабрики".

Еще одна древняя Шапочка - на этот раз карамелька-харьковчанка. Изготовлена она в Государственном кондитерском тресте г. Харькова, на Украине. Украинская Шапочка вполне цивильно так выглядит, на шее вон бусы в три ряда.



В компанию к двум первым - ленинградская престарелая Шапочка. Конфект. Выходных данных нет. Цвет лица жуткий - будто объелась она конфет "Красная Шапочка" :) На бутылку не грешу - вроде налита доверху.



Пионерского такого вида Красная Шапочка-сибирячка. Я бы сказала, Красная Панамка :) Изготовлена на Искитимской кондитерской фабрике в г. Искитимске Новосибирской области.



Одесская Красная Шапочка очень трогательная, с пальчиком во рту :)



Две похожие Шапочки. Первая - свердловчанка



Вторая - молдаванка, из Кишинева.



Питерская Шапочка - это Шапочка моего детства :) Изготовлена конфета на кондитерской фабрике им. Н.К. Крупской, и по сей день там производится - с тем же самым фантиком. Не знаю, продается ли она отдельно, но летом я ее видела в наборе "Сказки Перро".



История фабрики долгая - началась она в 1938 году, когда в соответствии с приказом Наркомпищепрома была запущена в работу шоколадная фабрика, созданная на базе фабрики-кухни. В годы войны фабрика ни на один день не останавливала производство кондитерских изделий - интересно, на каких заменителях?
Будучи в Питере, я несколько раз заходила в фирменные магазины фабрики им. Крупской - хоть там и пахло шоколадом, но шоколадки были очень красочные, нарядные, и я получила большое удовольствие, пока их рассматривала (пока ждала Аню, которая покупала питерские шоколадки с Летним садом и стрелкой Васильевского острова :)
А с 2006 года фабрику купили норвежцы.

Ну и современная, челябинская Красная Шапочка - уже известного нам ОАО "ЮЖУРАЛКОНДИТЕР".



С Шапочками покончили :) Теперь настал черед Буратин и их золотых ключиков. Их на порядок меньше, чем Шапочек.

Вот, например, шоколад Детский, изготовлен на Бабаевской конд. фабрике. Весом 50 гр, ценой в 61 коп.



А это - куйбышевский шоколад "Веселые ребята" - тоже с Буратиной. Изготовлена на шоколадной фабрике "Россия", весом 25 грамм, ценой в 23 коп.



Казахский Буратино - шоколад Детский, вес 50 гр, цена 61 коп. Иготовлен на кондитерской фабрике г. Алма-Ата.



Коллекция бутылочно-буратинных этикеток :) Два напитка и один лимонад - Свердловскпивоагропром, Свердловского завода безалкогольных напитков.



Два шоколада Дитячих с персонажами из сказки Э. Успенского "Крокодил Гена и его друзья" - Винницкой кондитерсой фабрики. По 50 гр и по 61 коп.





"Аленьких цветочка" тоже два - какой-то непонятный напиток от РОСГЛАВПИВО



и витаминизированный напиток высшего качества - с Жигулевского пивоваренного комбината г. Куйбышева.



И две "Золушки" - молочный шоколад, ароматизированный кофейной эссенцией - с кондитерской фабрики им. Крупской, Ленинград. 50 гр, 43 коп.



и газированный анпиток с консервантом "Золушка" Новороссийского пивзавода ценой 20 коп.



Теперь единичные представители своих сказок :) "Дядя Степа" бодро шагает
- только непонятно из какого города и с какой кондитерской фабрики



Шоколадный батончик с шоколадной начинкой - с волком и тремя вооруженными кочергой поросятами :) Неизвестно где изготовленный.



Сказка "Репка" - очевидно, шоколад :)



Напиток "Колобок" Алма-Атинского пивообъединения. Тоже 20 коп. стоил :)



Конфета "Гуси-лебеди" кондитерской киевской фабрики им. Карла Маркса.



Детский шоколад, ароматизированный ванилином - с Иваном на Коньке-Горбунке. При съемке обрезался край обертки и непонятно, откуда он :(



Две карамели "Сказка" с Бабаевской фабрики, Москва





Шоколад "Сказка", изготовлен на кондитерской фабрике в г. Актюбинске. Весом 50 гр, ценой 53 коп.



Конфета "Ермаковы лебеди" Свердловской кондитерской фабрики. "Ермаковы лебеди" - это бажовский сказ :)



Явно современная конфета "Три медведя" фабрики "Рот Фронт".



А напоследок хочу скопировать сюда с сайта РНБ текст А.В. Ярцевой - мне он показался интересным:

"… И ПРИДАТЬ ИЗЯЩНЫЙ ВИД"
Промышленная графика кондитерских фабрик С.-Петербурга в конце XIX - начале XX века.

В фонде промышленной графики Отдела эстампов РНБ хранится значительное число этикетов (художественно оформленных оберток) и упаковок для кондитерских товаров, производившихся в России в конце XIX - начале XX в. В то время почти 40% фабрик располагались всего в 3 губерниях - Московской, Харьковской и С.-Петербургской, где выпускали 80% продукции. Неудивительно, что очень многие из сохранившихся этикетов были предназначены именно для петербургских предприятий. Эти произведения малых форм графики являются частью истории нашего города, дополняя и удивительно расцвечивая картину развития его торговли и промышленности.

Появление этикетов, несущих сведения о производителе, диктовалось условиями конкурентной борьбы. Они также защищали продукцию от неблагоприятных воздействий, а еще были способны сделать товар более привлекательным для покупателя. Обертки рубежа XIX - XX вв., как правило, отличает высокое качество печати. Их изготавливали в лучших литографских мастерских, способных точно передать изысканность рисунка и насыщенность цвета, выразительно применить тиснение. Оформление этикетов было весьма разнообразным с сюжетной стороны. Фрукты и цветы, от стилизованных до реалистических; портреты современных знаменитостей: актеров, писателей, политиков - все это встречается на обертках конфет, карамели, шоколада, печенья. Множество тем подарила мировая литература: детские сказки, басни И.А.Крылова, сочинения Н.В.Гоголя, фантастические проекты Ж.Верна, Евгений Онегин и Шерлок Холмс… Кондитерские фабриканты живо откликались на события культуры и истории, отметив юбилеи А.С.Пушкина (1899) и А.В.Кольцова (1809), 100-летие Отечественной войны 1812 г., 200-летие Петербурга (1903) и 300-летие дома Романовых (1913). Одни этикеты всего лишь радовали глаз, другие могли стать пособием при обучении ребенка (шоколад "Бумажные поделки", "Географический атлас").

Художники, которые оформляли обертки и упаковки, чутко улавливали в новейшем "высоком" искусстве выигрышные для себя приемы. Эпохой модерна веет от прихотливых рисунков для карамели "Стильная", неоклассицизм стоит за этикетом для конфет "Ампир". Всегда распространенной была, конечно, тема России в разном ее преломлении: патриархальная старина (карамель "Боярская"), крестьянская жизнь (шоколад "Русские песни в лицах"). Особое патриотическое звучание этой теме было суждено приобрести с началом I-й Мировой войны в 1914 г. (шоколад "Славянский").

О том внимании, которое уделялось упаковке товара, очень выразительно повествует рекламное издание 1889 г., посвященное знаменитой фабрике "Жорж Борман", которая выпускала шоколад и конфеты, мармелад и пастилу, карамель, монпансье и леденцы. "Но выделкою всех этих продуктов не ограничивается деятельность фабрики …. Необходимо все заготовленное на фабрике завернуть, упаковать и придать ему также изящный вид. С этой целью фирма … расходует огромные суммы на изготовление различных этикетов, приобретение художественных, изящных картинок, коробок, оберток. При этом, стремясь во всем поддерживать русское производство, фирма … задается целью и в этом отношении остаться верною самой себе: все необходимые для завертывания и укупорки товаров этикеты, ящики, коробки, и жестянки, - на что фабрика расходует в год до 75.000 рублей, - изготовляются для нее русскими мастерами. Эта потребность вызвала даже учреждение отдельных мастерских и фабрик, специально занятых изготовлением ящиков, жестянок и этикетов, картонок и коробочек для фабрики Жоржа Бормана".

1917 г. и последующая Гражданская война разрушили процветавшую кондитерскую отрасль, которая стала восстанавливаться только к середине 1920-х гг. В 1930-е гг. в Ленинграде функционировали уже исключительно государственные фабрики по производству конфет, шоколада и кондитерских изделий. Лишь четыре крупных производства - бывшие "Жорж Борман", "Блигкен и Робинсон", "Г.Ландрин" и "Карл Бездека" - пережили эру социально-политических потрясений, тогда как память о прочих многочисленных фабриках и мастерских сохранили только разноцветные обертки.

старости, Екатеринбург, лето 2008

Previous post Next post
Up