Еще одна книга с иллюстрациями А.Д. Рейпольского в нашей коллекции - "Черная курица, или подземные жители" А. Погорельского ("Художник РСФСР", Лениград, 1989).
Эта книга была у меня дома, но в переездах канула в Лету. Но поскольку я ее очень любила, то детям купила у букиниста.
До "Сказок" Пушкина она была, наверное, самой большой иллюстрированной Рейпольским детской книжкой, по-крайней мере, из известных мне. Были еще "россыпью" сказки Шарля Перро, но эта была очень большая, нарядная и красочная.
Как и в "Сказках" Пушкина, в ней все замечательно - и обложка, и форзац, и заставки, и рамочки на каждой странице, и небольшие медальоны внизу страниц с тестом - в общем, не книжка, а праздник :)
О самой сказке, кстати, регулярно возникают дискуссии в книжных сообществах в ЖЖ, ее многие не любят и боятся, что ли. Я в детстве ее очень любила, и не только сказку, а и пластинку "Черная курица", которая у меня была знала наизусть дословно и с большим удовольствием рассказывала ее в садике однокашникам (чем активно пользовались воспитательницы в подготовительной группе: я знала наизусть несколько пластинок, и они устраивали мне "звездный час" - усаживали в центр на стул, всю группу полукругом, и я им наизусть шпарила сказку за сказкой, пока воспитательницы пили кофе и чесали языками).
Вот такая у меня была пластинка:
Кстати, ее можно скачать вот тут, мои дети ее, как и я, очень любят - хорошая инсценировка:
http://audio.arjlover.net/audio/chernaya_kuritsa/variant2/ Дети мои тоже слушают сказку с удовольствием. Большого вреда, страха или какой-то вселенской грусти я в ней не наблюдаю, как раз все довольно логично - за действиями следует их результат. В данном случае плачевный, но это ж типа жизнь... Наверное, это не очень соответствует канонам сказки - печальный конец, ведь в сказках обязательно все должно кончиться хорошо. Но мне кажется, такая книга полезна, ведь в какой-то момент человек сталкивается с мыслью, что иногда по его вине могут произойти вещи необратимые.
Мне в детстве, помню, совсем не жалко было Алешу, я к нему относилась как к персонажу отрицательному. И еще помню, как нравился мне факт привязки действия сказки к конкретному, знакомому мне месту - 1-й линии Васильевского острова, где я частенько бывала. И когда мы этим летом приехали на Васильевский остров, то дети первым делом просили - а где пансион на 1-й линии, где жил Алеша и Черная курица? :))
А теперь давайте рассмотрим книжку :)
На авантитуле - Алеша с Чернушкой идут по коридорам с рыцарями.
Начало сказки - с заставкой и медальоном внизу - ух, как я, маленькая, любила рассматривать эти медальончики :)
Полностраничная иллюстрация - Алеша кормит курочек. Очень нарядная бекеша у него :)
Разворот
И словарик старинных слов - кстати, в одном из обсуждений видела, что кто-то видит трудность в понимании детьми сложного повестования, полного устаревших и незнакомых выражений.
В книге так же есть статья о художнике - еще одни большой плюс в пользу издания :) Статья очень славная, и я ее тут приведу, вдруг еще кому-нибудь кроме меня, она покажется интересной :)
О художнике этой книги
Художник Алексей Дмитриевич Рейпольский (р. 1945 г.) знаком читателям волшебных сказок, приключенческих историй, жизнеописаний выдающихся людей, русской классической прозы и поэзии. Он окончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по мастерской М.А. Таранова в 1969 году, и за истекшие годы создал оформление и иллюстрации почти к трем десяткам книг, много раз участвовал в ленинградских и республиканских выставках.
Творчество Рейпольского не ограничивается книжной графикой: его станковые эстампы и акварели, живописные портреты и композиции на сказочные темы стали известны ленинградцам благодаря персональным выставкам в магазине-салоне «Ленинград» (1983) и в книжной лавке писателей (1986). И все же книга - главное в работе художника. Ему свойственно пристрастное отношение к литературным достоинствам и содержанию произведения; стремление работать с высочайшим литературным материалом сказалось уже при выборе романа Ф.М. Достоевского «Игрок» в качестве темы дипломной работы.
Иллюстрации к роману Л. Раковского «Адмирал Ушаков» и повести Н. Внукова «Слушайте песню перьев» Рейпольский выполнил в технике линогравюры, и такое решение было самым органичным для суровой истории жизни русского флотоводца и для полного неожиданностей рассказа об удивительной судьбе индейца Сат-Ока. Линогравюры к книге Н. Внукова особенно удачны. В экспрессивных сочетаниях черного и белого художник нашел выразительный язык, позволивший передать нервное напряжение перемежающихся в книге эпизодов жизни канадских индейцев и трагических событий второй мировой войны.
Контурные перовые рисунки, лишь кое-где дополненные лаконичной штриховкой, сопровождают книгу повестей и рассказов В. Лебедева «Высокое поле» и издания серии «Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде», посвященные А.Н. Радищеву, М.Ю. Лермонтову, Г.Р. Державину, Л.Н. Толстому, А.А. Блоку. В книгах ленинградской серии ярко и своеобразно звучит близкая художнику тема родного города, ясно ощутима любовь к его архитектуре и истории.
В иной манере выполнены рисунки к книге Ю. Козлова «Добрая ягода калина». Штрихами мягкого черного карандаша достигнута в них моделировка объема и сдержанные тональные переходы. Выразительные детские лица, добрые лошадиные морды, ветвистые рога оленей возникают в книге естественно просто так же, как естественные, простые и добрые слова писателя.
Несколько лет работы отдал А.Д. Рейпольский волшебным сказкам Шарля Перро, и французские сказки XVII века пришли к новому поколению детей в запоминающихся образах, в тонкой, временами изысканной интерпретации сказочных событий и реалий. Хрупкий мир чудес воссоздан в иллюстрациях к «Золушке» в утонченной технике офорта, легко раскрашенного акварелью. Оформляя «Спящую красавицу», художник обратился к сочетанию цветного карандаша и акварели. «Синяя Борода» и «Мальчик-с-Пальчик» побудили Рейпольского полностью отдать предпочтение цветным карандашам, и, действительно, их плотные и определенные тона представляются более соответствующими жестоким сюжетам этих сказок, чем прозрачность акварели. «Красная Шапочка» - книжка-раскраска, но даже в таком «упрощенном» издании, сам тип которого диктует отказ от цвета и некоторую вялость штриха, Рейпольскому удалось сохранить образную выразительность персонажей и композиционную занимательность «картинок». Не только полосные иллюстрации, но и заставки, концовки, многочисленные орнаментальные элементы оформления помогают маленькому читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ткань старых сказок. В книжках «работает» все - и украшенный изысканными растительными и архитектурными мотивами титульный лист «Золушки», и огромность потайных переходов замка Синей Бороды (они не уместились в одной полосе и потребовали целого разворота!), и страшный облик Людоеда в «Мальчике-с-Пальчик». Впрочем, художник никогда не показывает жестоких кровавых эпизодов, он подчеркивает и возвышает гуманистический смысл сказок. Историческая точность в изображении костюмов и предметов быта ни в коей мере не подернута «музейной пылью», но лишь дает художнику свободу в обращении с реалиями отдаленной эпохи.
Новая книга, оформленная Рейпольским, объединила две темы, утвердившиеся в его творчестве,- сказку и Петербург. «Черная курица» Антония Погорельского увидела свет в 1829 году. Она до сих пор остается самым читаемым произведением писателя пушкинской поры Алексея Алексеевича Перовского, печатавшего свои литературные произведения под псевдонимом Погорельский (от названия сельца Погорельцы). А.А. Перовский сочинил сказку для своего маленького племянника - будущего писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого. Герою сказки он дал имя племянника и поселил Алешу в Петербурге конца 1780-х годов.
«Черная курица» - петербургская сказка, ее образная природа может существовать только в коротком свете петербургской зимы. Реальность лишена здесь приземленности, а вымысел - гротеска; волшебное возникает на ускользающей грани действительного и воображаемого. Сказка эта о том, как чернят душу неблагодарность, заносчивость, незаслуженный успех, но она и о том, что спасенная от ножа кухарки черная курица может обернуться министром милого маленького народа, что попросить лапку у серой кошки - значит вызвать целую цепь странно связанных между собою действий, что дырочки в заборе сделала, наверное, добрая волшебница... Сказочное сплетается и вырастает из знакомого или известного Алеше и обладает убедительностью взаправдашней истории, рассказанной зимним вечером при свете свечи.
Эти нюансы удалось уловить художнику. Он ясно ощутил, как важна в книжке историческая конкретность Васильевского острова, приметы ушедшего в прошлое быта. Узнаются знакомые силуэты и характерные приметы архитектуры, костюмы и мебель дают точный временной адрес. Портретная индивидуальность придана лицам, житейская обоснованность - жестам. Но помимо топографической определенности присутствует образ зимнего города, помимо бытовой ясности - Алешино восприятие взрослого мира, в котором так истово готовятся к визиту начальника и так просто говорят о намерении зарезать Чернушку. Изображение фантастического мира подземных жителей обстоятельно и убедительно, словно речь идет о столь же хорошо известном художнику предмете, как Россия XVIII века.
Иллюстрации Рейпольского выполнены акварелью, лишь кое-где в фактуру акварельной живописи органично введен перовой штрих. В них заметно следование приемам станкового искусства (в частности, внимательное построение перспективы), но это отнюдь не нарушает их книжной природы и лишь усиливает ощущение достоверности происходящего. Художнику удается сохранить зыбкую осязаемость волшебства, в которой таится секрет очарования «Черной курицы». Прочитана книга, рассмотрены картинки. Рассыпались пустые рыцарские латы. Но сказка не кончена: тихим зимним вечером летит по Петербургу карета, унося Алешу из детства, из мудрых сказок, навсегда поселяющих в душе высокие представления о доброте и чести.
А. Максимова