Olympus Pen EE

Nov 05, 2021 23:56


Увы, ещё один фотоаппарат, который проработал у меня совсем недолго - Olympus Pen EE.



В 1959 году появилась простая камера Olympus Pen, главной характерной особенностью которой был формат кадра 18х24 мм. Вообще, этот формат уже давно был известен как киношный, да и камер с размером кадра, отличным от 24х36 мм, было довольно много. Но считается, что именно семейство Olympus Pen сделало полукадровый формат относительно массовым.
Первыми были две модели, отличавшиеся объективами и затворами. Собственно Olympus Pen имел объектив D.Zuiko F3.5 f=28mm, центральный затвор отрабатывал выдержки от 1/25 до 1/200 с. На Olympus Pen-S стоял более светосильный D. Zuiko F2.8 f=30mm, а диапазон выдержек был расширен - от 1/8 до 1/250 с. Никакой автоматики на обеих камерах пока не было.



фото: filmadvacne.com

В начале 60-х полукадровое "карандашное" семейство стало развиваться в трёх направлениях:
-Pen D - с более светосильными объективами и несопряжённым экспонометром
-Pen EE (Electric Eye) - автоматические камеры с прежними объективами (позже появится их комбинация Pen EED - автомат со светосильным объективом)
-Pen F - зеркальные камеры

Olympus Pen EE и EE-S, появившиеся в 1961-1962 гг., точно так же отличались объективами 3.5/28 и 2.8/30 соответсвтенно. Объектив Pen-EE не имел фокусировки, а в инструкции минимальная дистанция съёмки увязывалась с последующим увеличением снимка (если переводить в метрическую систему): 13х18 см - 1,5 м, 24х36 см - 2 м. Оба аппарата представляют собой программный автомат с селеновым фотоэлементом и двумя выдержками, 1/40 и 1/200 с и бесступенчато отрабатываемой диафрагмой. Для работы со вспышкой есть режим, позволяющий выбрать значение диафрагмы с принудительно включаемой более длинной из выдержек. Существовал вариант Pen Rapid-EE под новомодную агфовскую систему, о которой я как-то писал.

В 1966 году на обеих моделях изменилась приёмная катушка для упрощения зарядки плёнки, и камеры стали называться Pen EE EL и Pen EE-S EL (от Easy Load). В 1968 году появились модели Pen EE-2 и Pen EE-S2. Им добавили "горячий башмак" (до этого не было даже "холодного"), а счётчик кадров стал самосбрасывающимся.

Ещё одно обновление состоялось в 1973 году на модели Pen EE-3: на кольце, устанавливающем чувствительность плёнки или значение диафрагмы появился ряд дистанций фокусировки для работы со вспышкой, имеющей ведущее число 14 при ASA 80-125 (по-простому и по-современному, ISO 100). От значения дистанции до объекта определяется диафрагменное число, при использовании вспышки с другим ведущим числом или, как я понял, с плёнкой другой чувствительности, диафрагма устанавливается традиционно, вручную по показаниям калькулятора вспышки.



Мне достался Olympus Pen-EE в отличном состоянии, с оригинальным чехлом и крышкой (возможно, благодаря этому и селеновый экспонометр оказался не севшим). В руке аппарат кажется массивным, но всё познаётся в сравнении: он ощутимо меньше и легче, чем ФЭД-Микрон (читай, Konica Eye) и даже чем Чайка, но держать его удобнее, может быть - благодаря удачной эргономике, может быть - помогает оклейка корпуса из более "шершавого", но приятного материала. Вообще, аппарат даже на полке выглядит красиво, чувствуется тяга "Олимпуса" к интересному дизайну. Отсутствие возможности фокусировки в общем случае воспринимается как недостаток, но для полукадровых камер это не так критично, зато снимает массу хлопот в процессе самой съёмки. Автоматическая экспозиция с блокировкой спуска при недостатке света делает камеру идеальной для начинающих или просто для беззаботной съёмки где-нибудь в отпуске. Видоискатель в меру большой (для таких размеров корпуса), но весьма яркий (особенно по сравнению с "Микроном"), в поле зрения видна рамка, границы которой чуть меньше, чем реальный размер кадра. Большим кольцом вокруг объектива устанавливается чувствительность плёнки или значение диафрагмы при съёмке со вспышкой. При этом клеммы для вспышки почему-то на камере нет, при том что на первых камерах Pen и Pen-S она была.



Перемотка плёнки и срабатывание затвора сопровождаются приятными тактильными ощущениями и "благородными" звуками. И всё бы хорошо, но почти сразу мой Olympus начал вести себя не очень: на длинной из выдержек иногда мог не закрыться затвор, помогало встряхивание или перемотка на следующий кадр. Естественно, первая мысль - залипают лепестки диафрагмы или необходима смазка шестерён механизма. Всё, что мог, искупал в бензине, почистил - на какое-то время помогает, а потом проявляется вновь. Правда, я всё-таки смог отбить тестовую плёнку, угробив из-за этого дефекта всего один кадр (обычно он проявляелся после какого-то количества тестовых спусков подряд или после простоя в течение дня-двух). Наконец, мне показалось, что я нашёл причину. К сожалению, по горячим следам написать пост я не успел, с тех пор прошло уже почти 3 месяца, так что пишу по памяти. В механизме затвора, грубо говоря, две пружины: одна (назову её основной) отвечает за открытие-закрытие лепестков затвора, а другая обеспечивает работу замедлителя, если автоматика решит, что нужна выдержка не 1/200 с, а 1/40. В этом случае механизм "упрётся" в маховик замедлителя, которому нужно будет время, чтобы сделать оборот, и лишь после этого лепестки под действием основной пружины закроются. Так вот, у меня в некоторых случаях энергии основной пружины не хватало, чтобы преодолеть действие пружины замедлителя: маховик прокручивался почти до конца и стопорился. Встряхивание могло сдвинуть его с места, равно как и взвод затвора, т.к. он, если я правильно помню, каждый раз взводится. Оставалось как-то чуть ослабить пружину маховика, но вдруг лопнула пружина основная. Каких-то активных действий с ней я не совершал, видимо, она начала уже постепенно "помирать", и не исключено, что камера была обречена. Только вот многочисленными "тестовыми срабатываниями" я клиническую смерть только ускорил. Жаль, я уж начал строить планы - заправлю в "Олимпус" всего год как просроченный Color Plus, и хватит мне его на всю осень. Но - увы.

35 мм

Previous post Next post
Up