Зенит-КМ

Sep 05, 2021 23:19

Зенит-КМ - последняя попытка Красногорского механического завода создать более-менее современную зеркальную камеру. Этот аппарат завершает "линейку" камер уровнем выше, чем прямые потомки "Лейки" (от первого "Зенита" до "412LS").




По сути, Зенит-КМ (расшифровывается как "Коммерческая модель") - это наработки 90-х гг. по созданию действительно "продвинутой" камеры, из которых выкинули всё лишнее, чтобы попробовать уложить стоимость в $100. Камера имеет байонет "К", ручной режим и приоритет диафрагмы, электронный автоспуск. Необходимый минимум информации выводится тремя светодиодами в поле зрения видоискателя, двухзначным светящимся цифровым индикатором на верхней панели и светодиодом автоспуска спереди, который, кроме сигнализирования о работе автоспуска, горит, когда открыт затвор (кроме выдержки "В") и коротко мигает при включении камеры. Чувствительность плёнки вводится только с помощью DX-кода на кассете (50-3200 ISO), по умолчанию выставляется 100 единиц.

Зенит-КМ начал продаваться в октябре 2001 г., но вскоре был снят с продажи из-за высокого энергопотребления, в начале 2002 продажи возобновились. После ещё некоторых доработок аппарат стал называться "Зенит КМ плюс", был показан на "Фотокине-2004". В истории "плюса" есть некоторые противоречия: существует вероятность, что это просто маркетинг, и "плюсы" не отличались от поздних "не плюсов", есть версия, будто под "плюс" перемаркировали уже имевшиеся на складе камеры. Из общедоступной статистики выпуска камер Красногорским заводом следует, что в 2001-2003 гг. было выпущено 15097 камер Зенит-КМ, при этом никаких данных по КМ-плюс нет. В то же время в сети можно найти изображения камер Зенит-КМ+ с серийным номером, начинающимся с "02" и "04". У меня - относительно ранний аппарат выпуска 2002 года. Так или иначе, не позже 2005 года производство всех зеркальных камер было прекращено, но "КМ-ки" продавались ещё долго, в середине 10-х гг. на официальном сайте КМЗ их можно было купить примерно за 3 тыс. руб.



Корпус, что нетипично для "Зенитов", изготовлен не из металла, а из "ударопрочной пластмассы", поэтому камера относительно лёгкая. Облицовочные "обтекаемые" панели тоже из пластика, неприятно скрипучего, что, к сожалению, для последних "Зенитов" как раз типично. Есть жалобы на то, что эти панели плохо держат свет. Своеобразно выполнен байонет: опорная площадка изготовлена из материала типа фторопласта, но кольцо, крепящее объектив, металлическое. В отличие от предыдущих байонетных "Зенитов", КМ имеет стандартный, оригинальный старый байонет "К" безо всяких изобретённых на КМЗ проточек или фиксаторов переходного кольца для объективов с резьбой М42.

Первый вопрос, который может возникнуть у впервые взявшего в руки камеру - как она включается? На самом деле, никак, можно сказать - она не выключается. Как таковой кнопки включения нет, аппарат "просыпается" при полунажатии на спусковую кнопку или кнопку автоспуска, а "засыпает" автоматически через минуту простоя. Переключателя режимов серийной и покадровой съёмки тоже нет, так что существует вероятность где-нибудь в сумке случайно зажать кнопку спуска и "расстрелять" всю плёнку со скоростью 2 кадра в секунду. Инструкция, кстати, не рекомендует снимать сериями больше 8 кадров, и предписывает делать между ними перерыв не менее 10 минут.



Питание камеры - от четырёх АА-элементов, их нельзя вынимать, пока аппарат не "заснул", а устанавливать их можно почему-то только при выдержке 1/125 с. При зарядке плёнки следует установить 1/250 с. Что будет, если не соблюдать эти правила - не знаю, жалоб в сети не встречал. Непривычно просто оказалось добраться до внутренностей камеры, достаточно выкрутить четыре винта передней панели. Удивила конструкция спусковой кнопки: вместо привычной сегодня трёхпозиционной (выкл-фокус-спуск) установлены две обычных с "мостиком" между ними, который при нажатии на него сначала воздействует на одну кнопку, а потом на вторую. Кнопка, отвечающая за спуск, похоже, плохо контачит, поэтому иногда затвор срабатывает с некоторой задержкой (привет Картье-Брессоновскому решающему моменту), подгибание "мостика" не помогает (за этим, собственно, я и лез внутрь). Кнопка, отвечающая за полунажатие, на какое-то время у меня совсем перестала срабатывать, вылечилось сборкой-разборкой. Ну и не могу не отметить ужасно неудобную крышку батарейного отсека.



Ранние камеры имели функцию проверки заряда батарей, для этого надо было в режиме "В" нажать кнопку автоспуска (похоже, это была единственная свободная комбинация, это слегка напоминает программирование автосигнализаций, где из устройств ввода - две-три кнопки на пульте и кнопка Valet, а из устройств вывода - один светодиод и "пищалка"). После нескольких десятков тестовых "холостых выстрелов" свежий комплект алкалиновых батарей разрядился, по версии этой системы, до 30%, чуть позже стал "прыгать" между 30% и 60%. Если эти же батарейки установить в Nikon F90, он воспримет их "в первом приближении" как заряженные. Я замерил ток потребления: в "спящем режиме" он достаточно мал, чтобы его не "видел" бытовой тестер, во включенном - около 24 мА. Так что есть вероятность, что или это двигатель "слишком много ест", или точность никуда не годится, и не удивительно, что эту "фичу" впоследствии убрали. Затвор и перемотка плёнки срабатывают непривычно громко, хотя сравнивать я могу только с тем же Nikon F90, а это уже совсем другой класс, или "мыльницами".

Хоть корпус и скрипучий, камера лежит в руке очень удобно, палец сам ложится на кнопку спуска, а небольшой вес вряд ли заставит руку устать. Большой видоискатель понравился, но чтобы увидеть всё его изображение плюс индикаторы экспозиции (а они занимают полезную площадь изображения в правом верхнем углу), нужно едва ли не прикоснуться зрачком к его окуляру (снятие пластмассового наглазника проблему не решает). Ещё одна проблема - при нормальном зрении немного "не в фокусе" изображение в видоискателе, пользоваться при фокусировке клиньями Додена ещё куда не шло, а вот микропризмами уже проблематично. Со всеми другими зеркалками (кроме Зенита-412LS и TTL-призмы для Киев-88) таких проблем у меня не было.



Камера комплектовалась объективом МС Зенитар-К2 2/50. Со странным полукруглым дизайном, пластмассовым фокусировочным кольцом и неудобным узким кольцом диафрагмы. В отличие от резьбового объектива к Зениту-412LS он уже хотя бы плавно фокусируется (это касается исполнения конкретного экземпляра, но характеризует разброс в качестве изготовления). Мультипросветление у них тоже отличается, передняя линза резьбового (2003 г.) отливает жёлто-зелёным, а байонетного (2002 г.) - синим и красным. Но если бы я хотел провести тестовую съёмку, я бы взял с Зенита-АМ2 МС Гелиос-44К-4, потому что на Зенитаре повреждена задняя линза (у доставшегося мне Зенита-КМ, похоже, была нелёгкая жизнь). Но никакого желания снимать на него у меня нет.



реклама из журнала "Foto&video", август 2005 г.

Как-то само собой напрашивается сравнение Зенита-КМ со "Стартом", который дал, извиняюсь за каламбур, старт "продвинутой" линейке зеркальных камер КМЗ. "Старт" - это попытка сделать качественную камеру, которая отвечала бы требованиям профессиональных фотографов и не самых простых любителей. Одна только система разрезания плёнки чего стоит. А вот Зенит-КМ, при паспортных характеристиков лучше, чем у Зенита-12/122/412, - это наоборот, попытка найти своего покупателя там, где ещё оставался какой-то шанс, среди любителей, которым была бы нужна дешёвая зеркалка с одной кнопкой. В начале 2000-х, похоже, было уже поздно, но хотя бы попытались.

35 мм

Previous post Next post
Up