Киев-35А

Aug 08, 2021 20:18

Исторически сложилось, что киевский завод "Арсенал" часто занимался прямым копированием иностранной фототехники. Киев II и Киев III - более чем копия Contax II и III, Киев-Вега - это Minolta 16, Салют - чуть переосмысленный Hasselblad 1600F... После нескольких самостоятельных разработок в 80-е гг. была предпринята попытка скопировать ещё один импортный аппарат - Minox 35 EL.



Прототип был представлен на выставке Photokina в 1974 году, его главным преимуществом была ультракомпактность в "транспортном положении" (имя обязывало). Для перевода в положение "боевое" опускалась довольно большая крышка (как в старых камерах с мехами), и одновременно выдвигался объектив. Затвор был электронно управляемый, экспозамер - автомат с приоритетом диафрагмы. Отечественная копия, Киев-35А, появившаяся в продаже в 1985-1986 гг., в целом повторяла форму и параметры своего прототипа, но имела некоторые характерные особенности.







Киев-35А не только маленький в сложенном виде, но и относительно лёгкий, правда, говорят, что пластиковый корпус может просвечивать в случае некачественной окраски. Приёмная катушка и кадровая рамка из блестящего металла, которому вообще-то там не место (впрочем, это же характерно и для Minox'а).



Миниатюрный размер и непривычный для такого класса камер форм-фактор определяет несколько специфическое управление. Из-за малых размеров объектива и "распорок" откидывающейся крышки устанавливать диафрагму и фокусироваться немного неудобно, а из-за лёгкого хода случайно сбить настройки несложно. Неочевидная вещь - затвор взводится двумя движениями курка взвода, а под ним расположен полускрытый маховик, которым тоже можно взвести затвор, но он довольно тугой, имеет острые грани и малое пространство для хвата, и представить обстоятельства, когда им пользоваться удобнее, чем курком, мне сложно (это решение тоже скопировано с Minox'a).



А вот что удобно - это очень чувствительная спусковая кнопка, она блокируется, когда камера сложена, поэтому проблем со случайными нажатиями быть не должно. Электронно управляемый затвор отрабатывает выдержки официально от 1/500 до 4 с, но на самом деле она может быть сильно дольше. При этом, в отличие от ЛОМО-Компакта, затвор закрывается не в момент, когда через фоторезистор "пройдёт" достаточное количество света, а строго через заранее отмеренное время (т.е. меняющиеся условия освещения на длинную выдержку не повлияют).

Питается камера от четырёх элементов СЦ-32, или, переводя на современный язык, LR43, установленных в специальный патрон. Можно использовать и LR44 без патрона, но обязательно изолировать их от стенок отсека, т.к. он металлический. Ну или PX27 должен подойти. У прототипа предусмотрена кнопка контроля источника питания. Руководство к Киеву-35А предлагает вместо этого собрать схему проверки с сопротивлением нагрузки и вольтметром. Сурово.



Для камер семейства Minox 35 существовал ряд фирменных вспышек, повтроявших форму верхнего корпуса. Для Киева-35 на "Арсенале" ничего такого делать не стали. "Горячий башмак" имеет специальный контакт, срабатывающий при установке вспышки и устанавливающий выдержку 1/30...1/60 с. На месте этого рычага заглушка "башмака" имеет вырез, и если установить её задом наперёд, это позволит "обмануть систему" и пользоваться камерой в ручном режиме с одной выдержкой (правда, смущает широкий допуск на значение этой выдержки).



Мой Киев-35А оказался внешне практически в идеальном состоянии и в полной комплектации - с чехлом, коробкой, руководством с гарантийным талоном, перечнем гарантийных мастерских и бланком для отзывов. За 31 год аппарат вряд ли многое повидал - на корпусе следов эксплуатации нет, прижимной столик без царапин, да и сам факт, что камера за это время осталась жива, обо многом говорит. Киев-35А был выпущен 29 декабря 1989 года (что, наверное, должно считаться не очень подходящим моментом) и продан 11 мая 1990 г. в магазине №44 Ленкультторга в Красном Селе, практически через дорогу от места, где я его покупал по объявлению.



Считается, что объектив "Киева" гораздо лучше, чем у прототипа, но к сожалению, достоинства копии на этом заканчиваются, с надёжностью ситуация хуже. Изначально наблюдалось два недостатка: затвор начал срабатывать с некоторой задержкой после нажатия на спусковую кнопку и не всегда сбрасывался счётчик кадров, даже если при снятой крышке взвести и спустить затвор (как написано в инструкции). Первое сперва решалось встряхиванием или нажатием на крышку отсека батарей, окончательно вылечилось тщательной чисткой контактов. Но по ходу дела начала заедать стрелка экспонометра, сначала быстро поднималась, но неохотно опускалась, а потом и вовсе зависла на одном месте. Дотрясся, похоже. Некоторые пишут, что это означает, что всё, аппарат умер и от положения стрелки зависит отрабатываемая выдержка. На самом деле, ничего подобного, это всё-таки не Вилия-Авто или ФЭД-Микрон, стрелка - всего лишь индикатор, и при её отсутствии пользователь просто не будет знать, не будет ли отрабатываемая выдержка короче 1/500 с или слишком длинной для съёмки с рук. Печально, но не смертельно. Ещё есть мнение, что из-за этого дефекта может выйти из строя электрическая схема - как это возможно, я тоже не понимаю, это всего лишь гальванометр, какое значение тока измерил, такое и показал, а не показал - не судьба. Вообще, трясти и ронять аппарат настоятельно не рекомендуют, при этом в инструкции написано, что "для устранения залипания стрелки индикатора в крайних положениях допускается легкое постукивание по верхней крышке видоискателя". Сброс счётчика кадров как-то заработал сам после снятия верхней крышки (уже после выявления нерабочего индикатора). В следующей модели Киев-35АМ, не ставшей массовой, проблема гальванометра была решена радикально - вместо стрелочного индикатора информация о выдержке отображалась с помощью светодиодов.



фото: photohistory.ru

Съёмка тестовой плёнки показала, что экспозамер плюс-минус правильный, засветки через стык задней крышки в районе курка взвода не наблюдается (а на такое тоже жалуются), межкадровые расстояния почти ровные. Видоискатель с подсвеченными рамками, но реальное поле зрения ощутимо больше, чем видно в нём. То, что камера почти свободно помещается в карман джинсов - конечно, хорошо, но необходимость раскладывания камеры мне не очень по душе.



Обычно принято сравнивать Киев-35А с ЛОМО Компакт-Автомат. На момент, когда обе эти камеры (копии импортных, но со своими "тараканами" и "изюминками") были актуальными, т.е. в середине 80-х, они, может быть, и могли рассматриваться как одноклассники (они и стоили примерно одинаково - 75-80 руб.), но сегодня к аппаратам такого класса требования совсем другие. Оптические качества объектива и надёжность выходят на первый план, и здесь у каждого из сравниваемых свои особенности. ЛК-А чуть больше и тяжелее, зато надёжнее, но своеобразный рисунок объектива понравится не всем, так что камера на любителя или даже ценителя. Киев-35А имеет более "традиционный" и резкий объектив, в сложенном виде не сильно больше кошелька, но не каждый экземпляр доживёт до середины срока службы, а плёночные "записные книжки" сейчас как-то не в ходу. И есть версия, что лучший симбиоз был бы - корпус Minox плюс объектив от Киева-35А. А если нужен хороший объектив и сверхкомпактный форм-фактор, есть Olympus mju-II, который, правда, стоит в наше время приблизительно как пролёт чугунного моста.

35 мм

Previous post Next post
Up