Про байонет "Н"

Jun 21, 2021 00:44



В конце 70-х гг. Киевский завод "Арсенал" создал новую зеркальную камеру Киев-17. После более чем 10 лет выпуска огромных и тяжёлых автоматических зеркалок Киев-10 и Киев-15 с весьма запутанным управлением и ни с чем не совместимым байонетом была создана более "традиционная" камера с уже давно распространённым байонетом Nikon F (у нас его назвали "Байонет "Н"). Есть разные версии, почему именно с ним - в СССР для специальных целей закупалась техника Nikon и решили поиграть в импортозамещение; посчитали, что хватит пытаться создать собственный байонет и пора примкнуть к какой-нибудь общепринятой системе (позже роль общепринятой будет играть байонет Pentax K, но в конце 80-х снова начались дискуссии о создании общего советского байонета)...





По сравнению с предшественником, камерой Киев-15, новинка оказалась заметно меньше и легче, а управление - интуитивно понятным. Разве что не очевидно, что кнопка на оси курка взвода нужна для двойной экспозиции. В целом это был фотоаппарат, в котором не было ничего необычного, кроме кольца управления выдержками на передней панели под левой рукой. Это может быть удобно при работе с экспонометром, отображающим правильность экспозиции в поле зрения видоискателя, но его-то как раз в камере и не было. Почему? - на это тоже есть разные ответы: не хотели связываться с измерительной связью для экспозамера на открытой диафрагме; чтобы не усложнять конструкцию и не снижать надёжность... Как раз с надёжностью у Киева-17 первое время было всё плохо: конструкция оказалась сырой, и на появившиеся в районе 1980 года серийные камеры обрушился шквал критики и массовый гарантийный ремонт. В 1981 году детские болезни были по возможности вылечены, но сегодня найти рабочий Киев-17 сложно, а ремонтировать особого смысла, пожалуй, нет. Про свой Киев-17 могу сказать только то, что в нём не работает ничего, включая объектив, зато он 1980 года с олимпийской символикой и признаками раннего выпуска: к примеру, синхроконтактом на переднем щитке, рассчитанным на работу с одноразовыми лампами-вспышками (неужели ими кто-то пользовался в конце 70-х?) и диском-памяткой чувствительности плёнки вместо "новомодного" кармашка-рамки.



В начале 80-х появилась новая модель Киев-20 - на этот раз с экспонометром, замеряющим на открытой диафрагме: на торце кольца диафрагмы появился вырез, цепляющийся за специальное подвижное кольцо на камере вокруг байонета - как в системе Nikon AI, появившейся как раз в конце 70-х. Экспонометр включался нажатием специальной кнопки на передней панели под кнопкой спуска, о правильности экспозиции сигнализировали три светодиода в поле зрения видоискателя.



фото: fotoussr.ru

В середине 80-х Киев-20 заменила упрощённая модель - Киев-19. Главное отличие было в механизме затвора (диапазон выдержек сузился с 1...1/1000 с до 1/2...1/500 с), отсутствии мультиэкспозиции и экспозамере только на рабочей диафрагме. Изменился и экспонометр, питание стало трёхвольтовым вместо шестивольтового, а светодиодов стало два. При всём этом Киев-19 был не хуже Зенита-12сд, актуального на тот момент, а стоил даже дешевле его. Пожалуй, единственное, чем Киев уступал Зениту - отсутствием автоспуска, тоже ставшего жертвой упрощения конструкции. Ну и скоростью работы экспонометра, может быть. Зениты более высокого уровня (Зенит-19 и новое поколение Зенит-Автомат) - это уже другая ценовая категория, электронный затвор и т.д., их сравнивать уже не совсем правильно. К слову, "Арсенал" разработал аппарат с электронно управляемым затвором, Киев-18, но он остался опытным.



Когда я снимал на Киев-19, представление о нём у меня сложилось неполным, потому что я на него ставил Nikkor AF 50/1.8D, а в режиме ручной фокусировки он, мягко говоря, так себе. Не понравился звон при взводе затвора, зато переключение выдержек кольцом в таком странном месте неудобным не показалось. В этом смысле Киев удобнее чем, к примеру, Yashica FX-3 Super 2000 с "зенитовским" расположением головки выдержек, где после Киева левая рука пару раз сама тянулась к передней панели (да и звенит Yashica тоже ощутимо, правда, не при взводе, а при спуске затвора). Сперва не понравился видоискатель, он хоть и большой и светлый, но без клиньев Додена, однако потом я понял, что клинья - это не всегда удобно.



В 1991 г. начался выпуск очередной модели - Киев-19М. Добавилась очень правильная вещь - специальная съёмная накладка для более удобного хвата (ещё один минус Киева-19, как и остальных моделей - недостаточная "хватабельность"), экспозамер снова стал возможен на открытой диафрагме (правда, часто жаловались на заклинивающий "поводок" кольца диафрагмы), а питание экспонометра - шестивольтовым. Экспонометр включался уже не специальной кнопкой, а полунажатием спусковой. Некоторые детали корпуса стали пластиковыми, на фокусировочный экран вернулись клинья Додена, репетир диафрагмы переехал на место, более привычное по камерам Nikon, но это была не кнопка, а рычаг, который нужно было сдвигать вниз. Крепление наглазника стало круглым (до этого оно было совместимо с наглазниками фотоаппаратов Praktica).



фото: fotoussr.ru

Но на этом история не заканчивается. В 2017 году на "кикстартере" начался сбор средств на выпуск "новой настоящей плёночной камеры" Ihagee Elbaflex. Во внешнем виде явно угадывался облик Киева-19М (переключатель выдержек на передней панели выдаёт с головой) с заменёнными шильдиками и деревянной накладкой для лучшего хвата, держащейся, судя по всему, на клею. Обещалось производство с "немецким контролем качества" и стоимостью $1500, но пожертвовав на Kickstarter'е этому проекту, можно было получить камеру в 3-5 раз дешевле. В итоге из $50000 собрали "всего" $29868.



фото: kickstarter.com

Собственно, о ценах. Киев-17 с объективом Гелиос-81Н стоил 280 руб, Киев-20 с ним же - все 400, зато Киев-19 - всего 150. С Киевом-19М сложнее. В прайс-листах журнала "Фотомагазин" 2001 года напротив Киева-19М стояла цена $63 (судя по всему, с объективом), за Зенит-122, 212К или 312М просили чуть меньше. Сегодня на сайте "Арсенала" (последние обновления - декабрь 2020 г.) новые Киев-19М без объектива предлагаются за 1900 гривен, сейчас это около $70.

На вторичке Киев-19 (без объектива) можно купить от 1000 руб. (остальные зеркальные Киевы - ощутимо дороже), если не забивать им гвозди и не использовать в хвост и в гриву, шансы сохраниться в хорошем состоянии высоки - в отличие от Зенитов, там не рассыхаются шторки и не отклеивается тесьма. С объективами сложнее, потому что их разобрали "никонисты", а штатный "Гелиос-81" - объектив по-своему интересный.

Сам Гелиос-81 появился ещё в варианте "Автомат" для Киева-10. Можно сказать, его предшественник, Гелиос-65, был не очень удачной попыткой пересчитать Гелиос-44 на стандартное фокусное расстояние 50 мм, а 81-й - уже весьма успешной. Первые штатные объективы для Киева-17 - Гелиос-81М - не имели мультипросветления и без доработки их нельзя было установить на многие камеры Nikon, об этом отдельный разговор. Мультипросветление и совместимость с никоновской измерительной связью AI появилась позже, но несовместимость с частью камер осталась. К моменту выхода новой камеры Киев-20 объектив был переименован в МС Гелиос-81Н, а к выходу Киева-19 он стал выпускаться в новом, более компактном корпусе, по современным понятиям его иногда даже называют "бличиком" - по крайней мере, для никоновских объективов такой размер - неплохой результат. В начале 90-х (официально считается, что в 1993 году) МС Гелиос-81Н переименовали в ARSAT H 50mm f/2, примерно тогда же он стал лучше совместим с AI, а лепестки диафрагмы получили хоть какое-то чернение. Из не особенно значимых изменений - в районе 1990 года резьба под светофильтр сменилась с М49 на М52.

Альтернативным штатным объективом к Киеву-17 и Киеву-20 задумывалась Волна-4 1,4/50, опытные партии были выпущены в начале 80-х, сегодня объектив очень редкий. Позже появился МС Гелиос-123Н 1,4/50 с другой оптической схемой, переименованный в 90-е в Arsat-H 50mm F1.4 - сегодня не такой редкий, но считается, что с практической точки зрения лучше взять аналогичный Никон.

Ещё существовал объектив МС Волна-8 1,2/50 - но он остался опытным.

Объективы с другими фокусными расстояниями начали появляться в начале 80-х - т.е. Киев-17 первое время отличался не только низким качеством, но и "несистемностью". Первым был телезум Гранит-11 4,5/80-200. Объектив был универсальным - в комплекте было три варианта крепления: "Киев-автомат" (для Киева-10/15), М42 и "Н" для Киева-17 (причём последний появился не сразу). Соответственно, привода прыгающей диафрагмы ни для одной из этих систем не было, а для удобства фокусировки она имела предустановку, когда её можно было открыть и закрыть обратно до выбранного значения. Была предусмотрена встроенная бленда. В 1983-1985 г.г. появился обновлённый вариант МС Гранит-11Н, уже с механизмом прыгающей диафрагмы (вариант с резьбой М42 стал отдельной моделью, МС Гранит-11М). Ранняя версия объектива стоила 420 руб., поздняя - 450 руб. В 90-е был переименован в ARSAT H 4.5/80-200.

МС Калейнар-5Н 2,8/100, позиционировался как портретный. Выпускался на Нежинском заводе "Прогресс" объединения "Арсенал". С полноценной "прыгалкой" диафрагмы, как и последующие объективы, и тоже встроенной блендой. В комплекте предусматривался сменный адаптер под резьбу М42, но с такими камерами прыгающая диафрагма уже не работала. В середине 80-х стоил 120 руб., в 90-е переименован в ARSAT H 2,8/100.

МС Мир-20Н 3,5/20, сверхширокоугольник. До этого выпускался "Арсеналом" с байонетом для Киева-10 и Киева-15, а на КМЗ - с резьбой М42 (Мир-20М). Светофильтры устанавливались с задней стороны. В 1985 году стоил 325 руб. Впоследствии заменён объективом Мир-73Н.

МС Мир-24Н 2/35, выпускался на Нежинском заводе "Прогресс". Стоил 165 руб. В комплекте имелся съёмный адаптер для резьбы М42, но вообще существовал и "полноценный" резьбовой вариант Мир-24М.

Телеар-Н 3,5/200. Выпускался с середины 80-х на заводе "Прогресс". В комплекте тоже имелся переходник для М42. В середине 80-х стоил 210 руб.

МС Янтарь 14Н 2.8-4/28-85, малосерийный и малоизвестный зум, выпускался в 1985-1990 гг.

В 90-е гг. "Арсенал" начал выпуск ещё нескольких интересных конструкций.

ПКС МС Мир-67Н 2,8/35, он же PCS ARSAT H 2.8/35. Шифт-объектив со сдвигом до 10 мм (ПКС - это перспективная коррекция смещением, PCS - Perspective Control Shift), выпускался с 1990 года и продавался до недавнего времени на Araxfoto за $379 (в тесте журнала "Фотомагазин" 2000 года упоминалась цена $140). Сегодня там же предлагается tilt/shift-версия этого же объектива (наклон до 8 град.) за $585.

МС Яшма-4Н 2.8/300, огромный и тяжёлый объектив, в комплекте две бленды, резиновая и глубокая металлическая. Применялся также любителями астросъёмки - весил 2,5 кг, а стоил в начале 2000-х $900 - тогда он назывался ARSAT H 2.8/300.

МС Мир-73Н 2.8/20, он же Arsat-H 20mm F/2.8 - замена для Мира-20.

Красногорский механический завод тоже не остался в стороне. В начале 90-х появился первый отечественный "рыбий глаз" - Зенитар 2,8/16. Изначально создавался под байонет "К", как и другие перспективные разработки, но скоро появились и варианты "Н" и М42, все с "прыгающей" диафрагмой, как полагается. В 2012 году появился вариант под Canon (какое-то время просто М42 комплектовался переходным кольцом), с 2018 объектив выпускается в обновлённом дизайне, и сейчас продаётся на официальном сайте КМЗ за 22280 руб. При этом год назад он стоил на треть или даже вдвое дешевле. Сейчас цены на бэушные Зенитары начинаются от 5-6 тыс. руб., а в 90-е и 2000-е он новый стоил в районе сотни долларов. Основные претензии обычно не к самому объективу, а к его крышке, которая постоянно сваливается, теряется и может поцарапать переднюю линзу. Какое-то время назад купить новую было невозможно, сейчас и она, и сменные фильтры есть на том же сайте. Известны жалобы, что на некоторых камерах (например, Nikon D750) Зенитар-Н 2,8/16 задевает зеркало.

В 2012 году никоновский байонет прикрутили к давно уже ставшему легендарным Гелиосу-40-2 1,5/85. Диафрагма с предварительной установкой, как и у любого другого варианта этого объектива, но любителей закрученного бокэ вряд ли это испугает. Наверняка испугает цена - она тоже сильно подскочила в последнее время, и на сайте за этот большой и тяжёлый девайс просят 36000 руб.

Ещё один светосильный объектив - Зенитар-1N 1,4/85, разработка 80-х гг. Диафрагма не прыгающая и без предустановки. По размеру не такой огромный и тяжёлый, как Гелиос-40, и стоит "чуть дешевле" - 29320 руб.

Зенитар 3,5/8, циркулярный "рыбий глаз". Прыгающая диафрагма, всё как полагается, но фокусное расстояние слишком уж специфическое. На кропе, конечно, будет примерно как "традиционный", диагональный "фишай", но штука всё-таки довольно громоздкая. Просят за него на сайте 21750 руб.

Зенитар 1,2/50s, светосильный полтинник для камер APS-С. Никакой механической связи с камерой - зато никаких проблем с фокус-шифтом. Цена 25710 руб.

И, наконец, две новинки, продажи которых начались в этом году. Никаких тестов ещё нет, и кроме как на недавнем "Фотофоруме" их, похоже, ещё никто нигде не видел: Зенитар 2,8/60 Макро, главная фишка которого - электронно управляемая диафрагма ценой 36000 руб. и Селена 1,9/58, выполненная основе Lomography New Petzval 58/1.9 с системой, напоминающей, как я понял, Defocus Control у Nikon, цена 45000 руб.

Ещё одним путём установить на камеру с байонетом "Н" отечественный объектив был адаптер КП-А/Н, появившийся в середине 80-х. Это был сменный хвостовик для универсальных объективов, имеющих букву "А" в обозначении. Такие объективы появились в начале 70-х, когда на "Зенитах" резьба М39 была заменена на М42. Объективы выпускались в комплекте с двумя хвостовиками, на М39 и М42, которые с помощью отвёртки владелец менял самостоятельно. Соответственно, в середине 80-х появился хвостовик КП-А/Н, вроде как существовал ещё КП-А/К, но смысла в нём было немного, потому что можно было использовать штатный М42 с переходником на пентаксовский байонет, привода диафрагмы со всеми этими хвостовиками всё равно не было.

Главное, что нужно знать: нельзя устанавливать Гелос-81 и, возможно, другие советские объективы на камеры Nikon FA, F-301 (N2000), F-501 (N2020) и F4. На их байонете имеется специальный выступ для AI-S-связи, который может попасть в углубление винта на объективе, и тогда снять его с камеры будет весьма проблематично. Есть ещё тонкости, мешающие надеть объектив на камеру, но обычно это решается напильником или пассатижами.



Мне МС Гелиос-81Н 1990 года достался в плачевном состоянии - с засохшей смазкой геликоида и маслом на лепестках диафрагмы. В итоге пришлось его полностью перебирать, несколько раз мыть в бензине, зато теперь пользоваться им - одно удовольствие, фокусировка очень лёгкая и почти без люфта (правильная дозировка свежей смазки решает). Единственная, но существенная неприятность - повреждения мультипросветления задней линзы, как будто её пытались тереть чем-то не острым, но твёрдым. Что же до качества картинки - конечно, она гораздо интереснее подкручивает бокэ по сравнению с Nikkor 50mm/1.8D (ближайшему к нему по распространённости и цене), на открытых диафрагмах, естественно, сильно мылит по краям, но Nikkor на этих же диафрагмах мылит по всему полю. В общем, объектив "специализированный", его можно носить с собой (он тяжёлый, но очень компактный) на случай, если вдруг захочется снять на Никон какие-нибудь цветочки с подкрученным фоном. Если подкрутить надо сильно, то лучше взять, наверное, Гелиос-40, а для всего остального существуют "человеческие" современные фиксы и зумы.



Ещё для того, чтобы кольцо диафрагмы, как того "требует протокол" AI, цеплялось за реостат диафрагмы камер (в моём случае Nikon F90 и D700), пришлось немного загнуть кольцо в месте соприкосновения чуть наружу. С более новыми версиями этого и других отечественных объективов такой проблемы быть не должно, но в целом по оптическим и механическим параметрам принято считать, что лучшие Гелиосы-81 - середины 80-х, "в старом кузове".



Если резюмировать, на "Арсенале" после нескольких попыток создать "продвинутую" отечественную зеркальную камеру просто выбросили из конструкции всё лишнее, в итоге получилась относительно приличная камера - примерно таким должен был бы быть "Зенит". Другая попытка сделать "Pro-зеркалку", "Алмаз", с треском провалилась, потому что гражданское фотопроизводство на ЛОМО было заточено на другую технику и другие требования по точности. "Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе".

35 мм

Previous post Next post
Up