Киев-6С

Mar 03, 2021 02:28

У этого семейства камер нет прямого прототипа, но всё равно, сперва следовало бы рассказать об "иномарке".




В 1956 на кёльнской "Фотокине" была представлена зеркальная камера Praktisix. Внешне она выглядела как обычная однообъективная зеркалка (хотя, этот форм-фактор только-только начал входить в обиход), но сильно отличалась размерами, потому как была среднеформатной.



фото: pentaconsix.com

Вместо пентапризмы сверху на камере размещалась съёмная складная шахта с лупой, как на двухобъективных зеркальных камерах (пентапризма появилась чуть позже). Сердцем аппарата был фокальный затвор с матерчатыми шторками. С незначительными изменениями Peraktisix выпускался до середины 60-х, когда появилась новая модель - Pentacon Six. Она отличалась механизмом протяжки плёнки - вечным слабым местом среднеформатных камер - и была совместима как с обычной плёнкой типа 120, так и с 220-й, имевшей вдвое большую длину и ракорд только в начале и в конце плёнки. Чуть позже появилась модификация Six TL с TTL-призмой. Не смотря на недостатки, Pentacon Six TL выпускался до 1990 года и даже официально продавался в СССР.



фото: pentaconsix.com

В середине 80-х в ФРГ выпускалась Exacta 66 - с тем же байонетом и форм-фактором, но конструктивно переработанная и комплектовавшаяся шнайдеровкой оптикой.



фото: pentaconsix.com

А заметно раньше, в конце 60-х, Pentacon Six был взят за основу при конструировании советской среднеформатной камеры Киев-6С (первоначально она называлась Киев-6х6). Серийный выпуск начался на киевском заводе "Арсенал" в 1971 году.



Киев-6С тоже был совместим с плёнками типа 120 и 220 (220-й формат появился в 1965 году и видимо, казался тогда перспективным) и имел такой же байонет, но технически был сконструирован заново. Некоторые конструктивные решения откровенно непонятны.

Главное, что бросается в глаза - спусковая кнопка почему-то под левую руку. Возможно, это связано с конструкцией завтвора, и именно с той стороны удобнее было установить механизм спуска, у такого решения находятся и сторонники, но сперва на страницах "Советского фото" начали появляться советы умельцев по адаптации камеры под спуск пальцем правой руки, а через полтора десятка лет и сам "Арсенал" в новой модели отказался от этого.



Головка выдержек располагалась на левой части верхней крышки - как и на малоформатных зеркальных камерах Киев-10 и Киев-15, да и на Пентаконах тоже. На правой части - курок взвода, счётчик кадров и переключатель типа плёнки. Заправив плёнку и перемотав её за приёмную катушку до совмещения метки на ракорде с меткой на корпусе камеры и закрыв крышку, нужно сделать три холостых снимка, в окне счётчика появится цифра "1". Когда после последнего кадра в окне появится буква "К", с помощью курка нужно перемотать оставшийся ракорд на приёмную катушку, при этом механизм затвора отключается, и нажимать на спуск уже не надо. Важно не забыть установить тип плёнки на переключаете рядом со счётчиком кадров и на прижимном столике, но это актуально для тех, кто иногда использует 220-ю плёнку, а она у нас в стране, на сколько я понимаю, никогда не продавалась. Межкадровое расстояние зависило от номера кадра, чем больше номер, тем на меньший угол будет будет поворачиваться приёмная катушка. Из-за всей этой тонкой автоматизации счётчик кадров считается самым ненадёжным механизмом. На это накладывается современная проблема с разной толщиной ракорда на разных плёнках, поэтому задач, которые приходится решать владельцам Киева-6С или Киева-60, две: как избежать наложения кадров и, уже более высокого уровня, - как уместить на плёнке 13-й кадр. Для увеличения межкадрового интервала есть два лайфхака: изначально при зарядке плёнки протягивать её на 8-10 мм дальше места совмещения меток на плёнке и камере, или намотать на приёмную катушку скотч. Важное правило пользования - всегда взводить курок до конца и ни в коем случае не нажимать спусковую кнопку до завершения взвода затвора.



На ранних камерах название было выгравировано (в какой-то момент появился накладной шильдик, повторяющий по форме появившийся в 1969 году Pentax 6x7), штативная резьба была 1/4" (позже она была заменена на 3/8"), ролики по краям кадрового окна (потом их убрали), стандартный прижимной столик ещё не смещался в зависимости от типа плёнки (догадываюсь, что должно отличаться усилия прижима, но неужели это так принципиально - не понимаю), на подающей катушке не сразу был введён фрикцион для обеспечения некоторого её натяжения.



Слева - поздний, справа - ранний

В 1984 году начался выпуск новой модели. Киев-60 наконец-то имел спусковую кнопку под "правильную" правую руку (собственно, механизм остался прежним, просто на правую сторону были проложены механические тяги, так что спуск стал, как говорят, не таким "чутким"), а там, где она раньше была, предусмотрели место для съёмного кронштейна с холодным башмаком для вспышки. В фокусировочном экране появились клинья Додена, изменён замок задней стенки.



фото: fotoussr.ru

Киев-60 в традиционном виде выпускался до конца 90-х, и как и в случае с Киев-88, в 90-е - 2000-е камеры начали продаваться "тюнинговыми" фирмами Hartblei и ARAX. Появились модификации MLU - с предварительным подъёмом зеркала (его можно было установить и на обычный Киев-60, но не на 6С) и под формат 6х4,5 см с вертикальным расположением кадра (в заводских условиях изменялся механизм взвода, "умельцы" же отключали стопор храповика и сверлили дырку в задней стенке). Сейчас такая заново собранная камера считается неплохой "точкой входа" в средний формат, да ещё в систему, имеющую как более-менее бюджетную, так и весьма качественную оптику.



Собственно, про оптику: она в целом та же, что и для Салюта-С и Киева-88, отличается в обозначении литерой "Б" (позже, когда Киевы-88 стали выпускаться с тем жа байонетом - "С") .Первоначально штатным объективом была Вега-12Б 2,8/90, на Киев-60 ставилась Волна-3Б 2,8/80, переименованная позже в Arsat C. Сменные объективы - в целом те же, что и с литерой "В", разве что был ещё разработанный по заказу военных и выпущенный ограниченной партией в 1974 г. зеркально-линзовый ЗМ-3Б 8/600 (весом под 2,5 кг) и современный довольно, как считается, удачный шифт-объектив (с возможностью сдвига оптического блока параллельно плоскости плёнки) PCS ARSAT 4,5/55. Есть, правда, ещё пара шифт-объективов с другими фокусными расстояниями, но в отличие от них, 4,5/55 изначально проектировался под такие задачи, имеет бОльшее покрытие кадра и не даёт виньетирования съёмке со сдвигом.

Впрочем, на скудность парка оптики жаловаться не приходится - с учётом объективов, выпускавшихся для Pentacon Six и для Exacta 66 он просто огромен, другой вопрос, что и стоит она довольно дорого. В то же время отечественные объективы для этого же байонета, будучи совместимыми с импортными камерами, ценятся чуть больше, чем те же с байонетом для Салюта и Киева-88. Единственное существенное отличие советских объективов от объективов к Pentacon Six - в приводе репетира диафрагмы, на Пентаконах он на объективах, на Киевах - на камере.

Что характерно, в руководствах по эксплуатации изначально оговаривалось, что могут использоваться сменные объективы для Pentacon Six, в то время как нигде в инструкциях к Киеву-17, 19 или 20 не говорится о совместимости с байонетом Nikon F, а к Зениту-Автомат, -АМ или Алмазу - с байонетом Pentax K.

Если Салют и Киев-88 комплектовались "примочками" типа макроколец и видоискателей дополнительно, то у Киева-6С и Киева-60 всё нужное (правда, в меньшем ассортименте) было в комплекте.



фото: pentaconsix.com

Призменный визир предлагался в комплекте сразу, но первое время был без TTL-замера, а шахтный видоискатель имел сложную конструкцию. Он мог работать в двух режимах: как собственно шахта и как рамочный видоискатель, который на других камерах иногда назывался спортивным. Во втором случае есть недокументированная функция (её описание появилось только в инструкциях к камерам ARAX): на крышке, открывающей переднюю рамку, снизу закреплено зеркало, и глядя через линзу ниже задней рамки, можно наблюдать изображение в видоискателе, правда, отзеркаленное сверху вниз и слева направо, но для фокусировки этого вполне достаточно.





В конце 70-х появилась модель Киев-6С TTL, имеющая в комплекте TTL-призму вместо обычной беззамерной. Принцип действия её аналогичен призме к Киеву-88 TTL, разве что работает на 3 элементах РЦ-53, а не на четырёх и имеет два световых индикатора в поле зрения вместо трёх (плюс отдельный для контроля питания).

В 1970-е гг. Киев-6С стоил 500 руб., Киев-6С TTL и Киев-60 TTL - 690. Сегодня ARAX-60 MLU предлагается за $648, а Киев-60 от Hartblei - за 300$ (MLU - за 350), есть и варианты под кадр 6х4,5.

Забавно, но за те же 500 рублей в СССР официально продавался и Pentacon Six. При этом нельзя сказать, что кто-то из них на голову выше, а кто-то гораздо хуже. Киев ценится за более светлый и больший по размеру фокусировочный экран, более удобный курок взвода, более удобную шахту и призму. Pentacon имеет лучшее чернение внтутренних полостей, имеет максимальную выдержку 1 с против 1/2 с у Киевов, есть автоспуск и блокировка спусковой кнопки. Ещё положительной стороной Пентакона считаются сменные фокусировочные экраны, но в принципе, их можно заменить и на Киеве, было бы на что менять, чтобы не понадобилась переюстировка.

Должен признаться, сам я на Киев-6С не снимал, и в отличие от других камер, о которых пишу - даже почти не успел пощёлкать им вхолостую. Мне совсем недорого досталась ранняя камера, 1971 года со всеми признаками ранних выпусков, описанными выше. Затвор работал, но не функционировал счётчик кадров, не отрабатывались длинные выдержки (а короткие срабатывали как-то неправильно), диафрагма на объективе не переключалась. Оклейка представляла собой жалкое зрелище, куски кожзаменителя рассохлись, уменьшились в размерах и отклеились. Приводить камеру в порядок у мастера мне показалось нерентабельным, всё равно снимать я на неё не собирался, решил поковыряться в ней сам, благо появилась совсем нерабочая тушка, которую можно было пустить "на органы" и тренироваться на ней как "на кошках". И вот в какой-то момент уже и заработали длинные выдержки, и я уже почти понял, что не так со счётчиком кадров, как вдруг тяга, толкающая механизм затвора при взводе, будто перескочила несколько зубьев шестерни, и затвор перестал взводиться до конца. Возможно, дело было поправимо, но я для исправления явно было нужно ещё и разбирать сам затвор, а делать этого не хотелось, поэтому я собрал камеру как есть, чтобы просто можно было поставить на полку, и оклеил её новым кожзаменителем. Как это получилось на камере - понравилось, на видоискателе - нет. Там сложнее форма, а кожзаменитель надо было сделать, может быть, чуть более тонким. Забавно, что ARAX продаёт оригинальный кожзаменитель, по $5 за 1 дм2, но у ранних Киев-6С он тоже отличался.

После переклейки Киев-6С показался в руках относительно "ухватистым", хотя привычного выступа под пальцы правой руки всё-таки не хватает. Весит он примерно столько же, сколько и Киев-88 в аналогичной комплектации, но носить его, скорее всего, будет менее удобно даже в сумке. Сравнивать с Nikon D700 не совсем правильно: тот гораздо более ухватист, и его масса более сконцентрирована в меньшем объёме. Держать в руках Киев-6С, может быть, привыкнуть и несложно, но как снимать со спусковой кнопкой под правой рукой, я не представляю. Даже если не думать об оперативности, лишнее движение руки от кольца фокусировки к кнопке спуска хоть немного, но отвлекает. С призменным видоискателем та же проблема, что и с Киевом-88, нужна корректирующая линза, хотя почти на всех остальных камерах с моим зрением всё нормально видно "из коробки" или при нулевой коррекции, если она есть. Но в любом случае, девайс интересный, хотя если бы передо мной стоял выбор: Киев-6С/60 или Салют/Киев-88 (надёжностью пренебречь), я бы, наверное, выбрал второе.

фото, 35 мм

Previous post Next post
Up