Киев-88

Jan 21, 2021 01:49


Некоторые советские фотоаппараты интересны на Западе тем, что являясь более-менее точными копиями камер, ставших со временем культовыми, являются предметами коллекционирования в тени своих оригиналов, воспринимаясь как интересный артефакт, копия "из другого мира". ФЭД и Зоркий - как копия Leica, Киев II, III, 4 - как копия Contax... Линию продолжает "Салют" и "Киев-88", берущие начало с Hasselblad, даже существует термин Hasslebladski (или Russianblad, как бы ни двусмысленно это не звучало).




История началась в 1940-1941 гг., когда Виктор Хассельблад взялся за разработку авиационной фотокамеры для шведских ВВС по образцу, обнаруженному в сбитом немецком самолёте. (Встречается и аналогичная советская легенда, как в 1944 году при копировании американского бомбардировщика B-29 заодно повторили и оказавшуюся в кабине "Лейку", так появились бомбардировщик Ту-4 и фотоаппарат "Зоркий". Про бомбардировщик правда, про фотоаппарат - нет.) Накопленный опыт выпуска камер HK 7 и SKa4 позволил после войны взяться за сугубо гражданскую технику, и 6 октября 1948 г. был представлен Hasselblad 1600F. Число 1600 обозначало кратчаюшую выдержку 1/1600 с, а F - фокальный шторный затвор из тонкой нержавеющей стали. Главной особенностью была модульная конструкция - на камере можно было заменить всё: объектив, видоискатель или кассету с фотоплёнкой.



Обложка с брошюры 1949 г, взята с hasselblad.com

Пока в шведском Гётеборге лечили детские болезни камеры (конструкция получилась интересной, но не вполне надёжной), в Советском Союзе взялись за её копирование. Есть версия, что разработка советского варианта велась в Красногорске (по крайней мере, КМЗ в середине 50-х получил задание создать аналог "Хасселя"), но производство фотоаппарата, получившего название "Салют", началось в 1957 г. на киевском заводе "Арсенал", где на вывезенном из Германии оборудовании уже выпускались копии дальномерных Contax II и III. За это время в Швеции успели поставить и снять с производства обновлённую модель Hasselblad 1000F с затвором изменённой конструкции и уменьшенным значением максимальной выдержки - всё это положительно сказалось на надёжности изделия, но всё равно было понятно, что правильнее перейти на центральный затвор, встроенный в каждый объектив - так появилась модель Hasselblad 500C.



фото: fotoussr.ru

Советский "Салют" внешне почти полностью копировал Hasselblad 1600F, задники и видоискатели у них и вовсе взаимозаменяемы (хотя, говорят, что иногда приходится дорабатывать напильником). Но отличия всё же были. Конструкция затвора была изменена - возможно, из-за технологических ограничений, возможно - из-за желания оборудовать камеру автоспуском. Последний, правда, оказался ненадёжным, из-за него мог клинить затвор, поэтому сперва запуск автоспуска вывели на отдельную кнопку и разъяснили в инструкции, что делать, если при затвор не сработал, а позже и вовсе отказались от этой "фичи", богатой на "баги". Хассели получили автоспуск только на 500-й серии. О другой конструкции затвора говорит и разный алгоритм работы: в инструкции к Hasselblad 1600F допускалось вращать барабан выдержек до или после взвода затвора (на 1000F появилось требование вращать его по часовой стрелке). На "Салюте" и последующих моделях главное правило - менять выдержки строго после взвода затвора. Кроме автоспуска "Салют" со временем "потерял" выдержку 1/1500 с, ограничившись 1/1000 с, и клинья Додена в видоискателе - видимо, в том виде они не особенно помогали (если они были такие же как на "Старте" - понимаю).



фото: fotoussr.ru

Байонет "Салюта" был похож на Hasselblad, но геометрически они не совместимы. Был добавлен механизм "прыгающей" диафрагмы: перед фокусировкой на объективе нужно было взвести механизм, полностью открыв диафрагму, и при спуске она автоматически закрывалась до рабочего значения, примерно как на "Фотоснайпере" (объективы Хассельблада имели обычный механизм предустановки с ручным открыванием-закрыванием). Менять объектив следовало только при полностью открытой диафрагме. Правда, объективов было совсем немного, первые почти 10 лет это были нормальный Индустар-29 2,8/80 и широкоугольный Мир-3 3,5/65. В середине 60-х появился огромный телевик Таир-33 4,5/300, а Индустар-56 2,8/110, упоминавшийся в литературе, в серию так и не пошёл.



фото: fotoussr.ru

В 1972 году появилась новая модель - Салют-С. Основным отличием стал модернизированный привод прыгающей диафрагмы, не требовавший предварительного взвода. При взводе затвора на камере специальный рычаг нажимал на толкатель в объективе, и диафрагма открывалась. При спуске затвора рычаг отходил обратно, и диафрагма закрывалась до рабочего значения. Судя по всему, модернизация была проведена по аналогии с появившейся как раз тогда камерой Киев-6С с байонетом Pentacon Six, где применена именно такая схема работы. С одной стороны, это удобно, потому что "по умолчанию" диафрагма закрыта, что упрощает работу с переходниками и макрокольцами без толкателя. С другой - если объектив "уставший", или камера полежала на холоде, диафрагма может просто не закрыться до рабочего значения или закрыться, но слишком поздно (похожая история с байонетами Nikon F и Pentax K). Соответвтвенно, на Салюте-С изменился штатный объектив, им стала Вега-12 2,8/90. Для замены объектива нужно было спустить затвор и открыть диафрагму.



Следующая модель появилась в 1980 году - Киев-88. Было введено несколько изменений, упрощающих работу с камерой, но качество изготовления и культура производства фототехники на "Арсенале" к тому времени сильно упали. Особенно это отразилось на всё ещё выпускавшихся дальномерных родственниках "Контакса", и не исключено, что ситуация "задела" и последователей "Хассельблада". Т.е. если есть возможность выбора, сегодня рекомендуют выбирать не "Киев-88", а "Салют". Смена объектива теперь стала возможна при взведённом и спущенном затворе - в конструкцию привода диафрагмы введен рычаг, по которому толкатель на объективе при его установке плавно скользит и встаёт на своё законное место. Изменился и штатный объектив - Волна-3, имеющая гораздо меньшие размеры и репетир диафрагмы. Слева на корпусе камеры появился "горячий башмак" - до этого не было предусмотрено даже "холодного". Через некоторое время был упразднён переключатель задержки синхроконтакта - возможность работы с одноразовыми лампами-вспышками давно уже была не актуальна. В поле зрения видоискателя появились микрорастр и клинья Додена, но это пришлось по душе не всем. Появившаяся позже модификация Киев-88 TTL штатно комплектовалась призменным видоискателем со встроенным экспонометром.


В таком виде Киев-88 выпускался до середины или конца 90-х гг., когда пришла пора повернуться к потребителю лицом. С начала 70-х гг. "Арсенал" выпускал параллельно две среднеформатные системы: Киев-6/Киев-60, совместимую по оптике с Pentacon Six, и Салют-С/Киев-88, не совместимую ни с чем. Одни и те же объективы выпускались с разными байонетами, к их обозначению добавлялась буква "Б" или "В" соответственно (причём номенклатура объективов с литерой "Б" была всё-таки чуть шире). Логичным шагом было бы адаптировать Киев-88 под пентаконовский байонет, но из-за существенной разницы рабочих отрезков это можно было сделать только в заводских условиях. Реализовали это в модели Киев-88СМ, заодно в более удобное место была перенесена спусковая кнопка, обновлены задник и призменный видоискатель. С Киева-60 также переняли матерчатые шторки затвора вместо прежних из тонкой фольги. Мог присутствовать механизм предварительного подъёма зеркала и TTL-пентапризма с режимом точечного замера. Теперь если собрать камеру качественно и под контролем, можно было подумать и об экспорте: по сравнению с другой среднеформатной техникой "Киевы" стоили недорого и стали позиционироваться как "точка входа" в средний формат. Сейчас новые камеры, собранные с использованием заводских запасов деталей, но доработанные и с гарантией, предлагаются под брендами Hartblei и ARAX.



Что касается оптики, с начала 70-х гг. сменных объективов стало ощутимо больше. К концу 80-х гг. выпускались:
-Зодиак-8В 3,5/30 - первый советский среднеформатный фишай;
-Мир-26В 3,5/45;
-Мир-3В, позже был заменён на Мир-38В 3,5/65;
-Вега-28В 2,8/120;
-Калейнар-3В 2,8/150;
-Юпитер-36В и мелкосерийный Телеар-4В 3,5/250;
-некоторое время продолжал выпускаться Таир-33 старой версии с ручной предустановкой диафрагмы.



фото: isra.com

Изначально камеры от Салюта до Киева-88 комплектовались шахтным видоискателем, скопированным с Hasselblad, но чуть упрощённым. Со сложенной шахтой камера становится относительно компактной, в работе такой вариант удобен для съёмки "от пуза". При первом смещении единственной кнопки раскрывается шахта, при втором - откидывается визирная лупа. Поздняя версия шахтного видоискателя отличается конструкцией этой лупы и больше напоминает поздние шахты Hasselblad.

Для Салюта выпускался комплект принадлежностей, в который помимо макроколец и рамки с матовым стеклом входила визирная насадка для точной фокусировки и призменный видоискатель. Первый девайс хорош четырёхкратным увеличением и диоптрийной коррекцией. Как и в случае с шахтой, изображение оказывается отражённым слева направо, с непривычки это сильно усложняет кадрирование, помогает нанесённая на фокусировочный экран сетка.



Призменный видоискатель - аналог Hasselblad NC-2. Окуляр видоискателя установлен под углом 45°, т.е. камера располагается ниже уровня глаз. Появившийся в начале 80-х Киев-88 TTL штатно комплектовался TTL-призмой, но шахтный видоискатель в комплекте тоже полагался. Встроенный экспонометр был несопряжённым: на калькуляторе устанавливалась чувствительность плёнки и светосила установленного объектива, затем, вращая кольцо калькулятора, в поле зрения видоискателя нужно было добиться погасания красных индикаторов недо- и переэкспозиции и загорания зелёного сигнала. Установившаяся на калькуляторе экспопара переносилась на органы управления камерой. По сути, с точки зрения оперативности замера такой метод ничуть не лучше использования отдельного экспонометра, и верным другом Салюта или Киева до сих пор считается Свердловск-4. В 90-е гг. обновлённая призма была адаптирована под более современные элементы питания и стала автоматически выключаться - особенно актуально последнее.


Самое неудобное - чтобы снять с камеры видоискатель, нужно снять кассету. Чтобы снять кассету, нужно вставить в неё светозащитный шибер, поэтому элементарная процедура растягивается на несколько операций. Стандартная кассета (копия Hasselblad) была рассчитана на формат 6х6 см и плёнку типа 120. Сзади за шкалой-памяткой типа плёнки скрывалось окошко, по которому выставлялось положение первого кадра. Дальше, по идее, плёнка должна автоматически протягиваться на нужное расстояние. Позже у Hasselblad появились обновлённые кассеты на формат 6х4,5 см и для плёнки типа 220, в СССР пытались создать кассеты под 6х4,5, но опыт не удался. Появилась, правда, кассета нового образца, с кармашком для шибера в задней части (его при съёмках постоянно некуда девать) и приспособлением для мультиэкспозиции.



Ещё одним полезным девайсом была "пистолетная" рукоятка ФР, прикреплявшаяся к камере снизу и имевшая толкатель для спусковой кнопки, похожая у Hasselblad выпускалась для камер 500-й серии. Кто-то говорит, что с ней удобнее, кто-то - что так же ужасно, как и без неё. Arax какое-то время предлагал более радикальную конструкцию (тоже аналог Hasselblad), но потом перестал.



фото: fotocccp.ru

Занятно, как изменялся "статус" фотоаппарата в руководствах по эксплуатации. "Салют" "предназначен для профессиональных и любительских съёмок, а также может быть использован в научной и технической фотографии". "Салют-С": "предназначен для профессиональных и любительских съёмок", "Киев-88": "предназначен для любительских съёмок". С ценами всё наоборот, в 1962 г. "Салют" стоил 400 руб., Салют-С в 1978 - 435 руб. Цена на Киев-88 TTL в 1988 г. дошла до 849 или 919 руб. (в зависимости от мультипросветления штатного объектива). Сменные объективы тогда стоили от 270 (Мир-38В) до 550 (Калейнар) руб. Сегодня Hartblei и ARAX предлагают полноценный "стартовый" комплект по цене от $435 до $988. Для сравнения - в своё время Hasselblad 1600F с объективом Kodak Ektar 80/2.8 в США продавался за $548 (на современные деньги это $5-6 тыс.), Hasselblad 500CW на момент снятия с производства в 2013 г. - около $3,5 тыс.

В мои руки попал вполне комплектный и относительно прилично выглядящий Киев-88 TTL 1983 года выпуска. К каждому элементу системы (камера, объектив, задник, видоискатель) пришлось хоть немного, но приложить руки. Иллюстраций, к сожалению, не будет.

Длинные выдержки заработали только после того как я рискнул и капнул на механизм замедления (не разбирая камеру) из пипетки бензин (не знаю, прав ли я, но на всякий случай не рекомендую так делать). Замедлитель ожил, но не всегда срабатывает 1/15 с - опытным путём выяснилось, что перед установкой этой выдержки нужно взводить затвор двумя движениями: сначала короткое, плавное, до некоторого сопротивления, а затем, после остановки - до конца, в противном случае может отрабатываться какая-то более короткая выдержка. Попутно возникла ещё одна проблема: при взводе затвора зеркало опускалось не полностью. Присмотревшись, заметил на боковом щитке с направляющей щелью пару металлических крошек. Ясно, снова рискнул и нанёс на направляющий штифт оправы зеркала чуть-чуть смазки ЦИАТИМ-201 - заработало. Думаю, даже если зимой смазка замёрзнет, зеркало продолжит скользить по ней всё равно. Правда, пару раз зимой после длительного простоя спуск затвора срабатывал с небольшой задержкой - похоже, зеркало всё-таки притормаживало. Разумеется, пришлось то там, то здесь подклеивать оклейку камеры. Поролоновый демпфер зеркала (хотя, он скорее светозащитный) предсказуемо превращается в труху, засоряя своими остатками механизм камеры, зеркало и фокусировочный экран, заменён на полоски из тонкого коврика для мыши, приклеенные на двухсторонний скотч. Синхроконтакт срабатывает в неправильный момент вне зависимости от установленного времени задержки - обойдусь без него.

Объектив мне достался с заклинивающей в открытом положении диафрагмой. Оказалось, что был загнут рычаг репетира - похоже, кто-то со всей силы надавил на него в неподходящий момент. При попытке его разогнуть он, разумеется, сломался, пайка с "армированием" медной полоской помогла ненадолго. Сейчас рычаг репетира диафрагмы торчит из объектива просто как "декоративный элемент" для "исторической правдоподобности". Диафрагма иногда закрывалась не до конца, но следов масла на лепестках нет. Лезть в линзблок и промывать механизм очень не хотелось: может быть, это не совсем правильно, но я пока просто натянул пружину.

Кассета - по классике жанра: заменён шнурок-уплотнитель крышки и поролон в уплотнителе шибера. Специально оставлял камеру с тестовой плёнкой в кассете на солнечном свете - посторонних засветок не обнаружено. Но вот к чему я оказался не готов, так это к засветкам через щель сверху между корпусом камеры и кассетой. Я знал, что такое бывает, но проверить прилегание с помощью фонарика в темноте почему-то не догадался. Тестовая плёнка показала, что всё в порядке, но потом засветка начала вылезать, в основном вдоль нижней части кадра, т.е. сверху. Оказалось, что там довольно ощутимая щель, а проблема в кассете, там просто неровная плоскость сопряжения. В итоге засветка присутствует где-то более заметно, а где-то её будто и нет - положительную роль играет возврат шибера на место сразу после съёмки и призменный видоискатель, в тени которого оказывается злосчастная щель. С другой кассетой таких проблем нет, она более плотно сидит на камере и снимается даже с трудом.

Шахтный видоискатель пришлось искать отдельно, оказалось, что это дефицит. Мне достался немного деформированный, пришлось слегка смазывать и подтачивать, чтобы шахта нормально раскрывалась. Сейчас всё работает, но кнопку нужно передвигать не совсем по направлению стрелки, а чуть нажимая в сторону объектива, иначе фиксатор не освободится.
С призменным видоискателем тоже пришлось немного повозиться. Кое-как его адаптировал под элемент питания 4LR44 с помощью корпуса шприца, шайбы и гайки. TTL-замер врёт на несколько ступеней, причём скомпенсировать ошибку почти не получается. Ещё сложнее приучить себя выключать за собой экспонометр, в этом плане хорош видоискатель нового образца с автоматическим отключением. В итоге пользовался приложением на телефоне.

Оптическая схема видоискателя, судя по всему, изначально настроена не на 0 диоптрий (у меня не было таких проблем почти ни с одной зеркальной камерой, кроме Зенита-412), но конструкция окуляра предусматривает возможность установки корректирующей линзы, подбираемой индивидуально (в инструкции отмечалось, что "диоптрийную линзу можно заказать в магазинах "Оптика"). Я на Wildberries купил пару пластмассовых очковых линз и за несколько минут микродрелью с отрезным кругом выточил кругляш диаметром 23 мм. В качестве шаблона отлично подходит российская монета в 2 рубля или украинская в 50 копеек. В крайнем случае жетон питерского или нижегородского метро, но они на долю миллиметра больше.

Обычно желающим снимать на средний формат при соответсвующем бюджете рекомендуют не Салют и Киев-88, а Киев-6С, Киев-60 или импортную двухобъективную зеркалку. Киев-6С и Киев-60 считаются более надёжными, под них существует больше оптики, хотя своих заморочек у них тоже хватает, да и размеры и внешний вид могут отпугнуть людей по обе стороны кадра.
Лично мне пока трудно сказать, понравился Киев-88 или нет. По крайней мере, способ, которым приходится его держать в руках, мне не кажется неудобным. Если пользоваться шахтным видоискателем, сразу видны установленные выдержка и диафрагма. Алгоритм работы непривычный, но адаптируешься к нему быстро. Камера тяжёлая, но вполне сбалансированная (по крайней мере, со штатной Волной-3), наличие ушек для ремня подразумевает возможность носить её на шее, но каково это - я не представляю. С другой стороны, Киев-88 с шахтным видоискателем, Волной-3 и кассетой весит не сильно больше, чем Nikon D700 со светосильным "полтинником" (правда, D700 - это самый тяжёлый "нетоповый" Никон). Хват или откидная рукоятка взвода, наверное, упростили бы использование. Свою роль играет некоторая неуверенность при работе: тугой взвод затвора, сопровождаемый посторонними звуками из самой камеры и из кассеты и осознание, что любой кадр может стать последним, не добавляют удовольствия от использования, но творческому процессу не мешает, если относиться к камере как к инструменту. Кассета изначально была рассчитана на толщину плёнки, отличающуюся от современной, поэтому сегодня возможны проблемы с межкадровым расстоянием. В итоге после каждого кадра желательно подматывать плёнку вручную, контролируя продвижение по-старинке, через смотровое отверстие и метки на ракорде. При этом для Kodak Portra, например, это более актуально, чем для Foma, при том что на ракорде "портры" номер кадра видно с трудом.

Для среднего формата по определению критична точность фокусировки. Клинья Додена иногда скорее мешают, идеальным решением были бы сменные фокусировочные экраны, но увы. Оклейку корпуса из кожзаменителя принято ругать за качество и запах, но в моём случае она хоть местами и отклеивается, но не сморщивается, как на ранних Киевах-6С, и её несложно просто взять и подклеить. Если камера заряжена плёнкой (особенно несколько кассет сразу), несложно запутаться, где заправлена какая. Шкала-памятка почти не выручает, явно не хватает кармашка, в который вставляется торец коробочки от плёнки, но его объективно негде разместить. Варианты - приклеивать малярный скотч прямо к кожзаменителю (но он отваливается и стирается) или писать на шибере (тоже стирается, наверное). Я приклеивал кусочек малярного скотча с внутренней стороны откидной крышки, закрывающей смотровое окошко - три плёнки в двух кассетах я отснял почти за полгода, так что это было необходимо. Но это самый неподходящий "формат" для такой камеры, в т.ч. из-за сильных изгибов плёнки в кассете, не идущих ей на пользу. Но по крайней мере я это понял, ощутил, каково это - снимать советской пародией на Hasselblad (или его развитием - как будет угодно) и какие ради этого приходится преодолевать "препятствия". Но любое хобби - это преодоление искусственно созданных преград и решение самостоятельно поставленных задач. Так что в любом случае всё не напрасно.

фото, 35 мм

Previous post Next post
Up