Сергей Леонидович Лопатников каким-то образом нарыл ссылку на
запись замечательной встречи Людмилы Аполлоновны Ясюковой с коллегами. Великолепная лекция! Два часа беседы случаются на одном дыхании, при этом глубина очередной «кроличьей норы» просто завораживает.
По ходу лекции замечено несколько шероховатостей и логических несвязух, самые существенные из которых:
- Людмила Аполлоновна считает, что любому функционалу обучаемого можно научить в любом возрасте. Судя по информации, которую даёт Сергей Вячеславович Савельев, это не совсем так. Например, Сергей Вячеславович приводит примеры, когда детей-маугли, воспитанных животными, забирают от диких животных и пытаются социализировать, то, например, если ребёнка изымают из животной среды после 7-летнего возраста, то такой ребёнок никогда не начинает говорить. Также от языковых учителей я слышал, что, например, если начинать учить английский лет с шести-семи, то формируется мышление по-английски и изложение мысли непосредственно на английском языке. В более позднем возрасте общение на языке идёт через кросс-трансляцию, то есть сначала формируется мысль на родном языке, и потом происходит её перевод на английский, что приводит к корявому построению фразы. Кривое построение фраз на английском я часто у своих коллег наблюдаю. И это им даже объяснить не удаётся. «Так не говорят, а говорят так вот» для них не аргумент обычно (но тут есть контраргумент: я же научился как-то переключаться на мышление по-английски. Так что, видимо, этот мой аргумент не совсем состоятелен).
- И, по-моему, Людмила Аполлоновна черезчур оптимистична: «Давайте перейдём на правильные методики образования, и сразу всё наладится». Насколько я понимаю, нельзя просто взять методику 1949-го года и её внедрить (это никто не поймёт и никто на это вообще никогда не пойдёт). Методику 1949-го года как минимум надо будет дополнить знаниями, убрать устаревшие (что директор школы в Калининграде, по слова Л.А., и сделал), выверить времена обучения, что-то при этом сократить, чтобы вписаться в учебную программу. Это всё равно разработка новой «правильной» методики. А правильную методику УЖЕ должен разрабатывать правильно думающий разработчик. Потом эту методику должны всосать преподаватели. Это явно не один год (в самом худшем случае это две итерации образования преподавателей, то есть ещё лаг (отсроченность получения результата) в 2*15 лет). При этом улучшение образования в начальной школе и более высокий уровень учеников, выходящих из начальной школы, потребуют пересмотр программ обучения средней школы, старшей, а затем и учебных программ высшей школы. Всё это произойдёт сразу, да?! Когорта неправильно думающих разработчиков учебных программ, по информации, представленной Л.А., формировалась аж с 70-х годов прошлого века по сегодняшнее время, то есть более 50-ти лет, при последующем полном снятии ответственности за свои решения и результаты их выполнения. С какой стати все эти люди, занимающие в том числе и ОЧЕНЬ высокие посты, вдруг начнут думать правильно, делать правильные программы и (что самое главное) брать на себя ответственность за дальнейшее развитие нации - не понимаю.
P.S.: Конечно, при внедрении инструментальных методик определения эффективности обучения (которые разработала для своей области деятельности и которыми пользуется сама Людмила Аполлоновна) этот лаг можно существенно сократить, но тут возникает второй вопрос: методики определения эффективности тоже должен написать понимающий проблематику человек соответствующей специальности (математик, физик, биолог, химик, и так далее, владеющий одновременно и предметной областью, учебным опытом, а также какими-то знаниями о смежных областях для того, чтобы разработать адекватный тест для оценки эффективности применения учащимся полученных знаний и применимости сформированного понятийного аппарата в той же химии к автомобильным или строительно-промышленно-лакокрасочным областям человеческой деятельности. Можно, конечно, найти способных энтузиастов, способных на разработку подобных тестов, но кто будет заинтересован просто найти таких людей и взять на себя ответственность в том, чтобы дать им карт-бланш в разработке методик тестирования системы образования, которые А) повлияют на тучу работников системы образования, и Б) определят судьбу как минимум одного-двух поколений тестирующихся по их методикам школьников?)