Нет никакого «Я»

Sep 25, 2013 22:39

Эксперимент 1: Реакция на раздражители и нервная система

Возьмём для примера три живых существа, известных практически всем: дождевого червяка, кошку и человека. Попросим какого-нибудь экспериментатора взять в руки иголку и по очереди кольнуть червяка, кошку и того, кто попросил экспериментатора взять в руки иголку. Понаблюдаем за реакцией живых существ.

Во всех трёх случаях мы увидим явную реакцию каждого организма на повреждение:
  • червяк резко свернётся в колечко, минимизируя кровопотерю организма,
  • кошка отпрыгнет от руки экспериментатора,
  • человек рефлекторно отдёрнет часть тела, которую укололи.

Что это означает и как это работает?

Во всех трёх случаях организм живого существа распознаёт возникшее повреждение организма. Происходит это благодаря имеющимся у всех этих живых существ сети кожных нервных рецепторов, которые в случае какого-либо воздействия посылают в центральную нервную систему сигнал, пропорциональный силе этого воздействия на данный рецептор. В случае повреждения покровов живого организма уровень сигнала таков, что центральной нервной системой распознаётся уже не как ласковое поглаживание, а как боль. А центральная нервная система организма, реагируя на возникновение болевого сигнала в каком-либо участке тела, своими встроенными средствами (в зависимости от возможностей организма) даёт команду организму каким-то доступным образом или устранить болевое воздействие, или минимизировать потери от разрушения повреждённого участка организма.

Из этого эксперимента следует вывод, что при наличии в живых организмах нервной системы работает она во всех организмах по одинаковым принципам.
Эксперимент 2: Объекты и предсказывание поведения

Для второго опыта попросим этого же экспериментатора этой же иголкой проимитировать желание снова кольнуть иголкой того же самого червяка, ту же самую кошку и того же самого человека. Понаблюдаем за реакцией живых организмов на эту повторную имитацию действия, повреждающего организм. Что мы увидим?
  • червяк даже не заметит этой имитации и будет продолжать ползти в выбранном ранее направлении,
  • кошка наверняка заранее отпрыгнет от руки с иголкой, не дав себя уколоть повторно (если взять, например, вместо кошки собаку, то в каких-то случаях отпрыгнуть может экспериментатор, а не собака),
  • человек также отреагирует каким-либо способом, постаравшись не дать себя уколоть повторно.

В данном эксперименте мы видим принципиальное отличие поведения кошки/собаки/человека от поведения червяка. Почему?

Наверное, некоторые дети по-простому скажут: «Это потому, что у кошки/собаки/человека есть глаза». Не совсем верный ответ. Ибо не глаза ведь отпрыгивают от иголки и тащат за собой весь организм. И не глаза влияют на лицевые мышцы собаки, заставляя их обнажать клыки, и издавать рычание, исходящее совсем не от глаз, а из какого-то другого места. Какой же правильный ответ?

А правильный ответ таков, что глаза - это дополнительные рецепторы, которыми снабжены некоторые живые организмы, передающие в центральную нервную систему сигналы об изменении световой ситуации в направлении взгляда (в отличие от кожных рецепторов, реагирующих только на непосредственное прикосновение). Некоторые простейшие живые организмы, например, имеют рецепторы, умеющие только распознавать свет и определять направление на свет. Ну и затем передвигаться в том направлении, где светло, ибо шанс встретить еду для данного вида организмов обычно больше там, где светло (ибо нафиг организму вырабатывать умение передвигаться, если принципиально нельзя выбрать, куда двигаться-то?). Мы же в эксперименте использовали организмы, которые не просто распознают свет/тень/кромешную темноту, а умеют распознавать отдельные объекты (пока для простоты умалчиваем, что глаза посылают в мозг не объекты, а просто двумерную матрицу из разноярких и разноокрашенных точек, а уж объекты из этой матрицы выделяет часть центральной нервной системы, которую мы называем мозгом). Ну и по аналогии с передвижением делаем логичный вывод о том, что необходимость распознавать объекты вызвана не просто тем, что это как-то по-особенному круто, а тем, что в зависимости от распознанного объекта центральная нервная система может принять решение, что делать дальше: или распознанный объект - еда, и как раз подоспело время перекусить; или этот объект - хищник, и перекусить собрался как раз кто-то другой; или этот объект - просто бездельничающий экспериментатор, чисто ради развлечения тыкающий иголкой куда попало, и по идее надо бы просто как-то изменить ситуацию, чтобы экспериментатору или пришлось побегать за объектом экспериментов, или наоборот, побегать от объекта экспериментов (что в любом случае будет резко контрастировать с праздным бездельем этого экспериментатора, и резко снизит его дальнейшее желание продолжать свои мелкопакостные эксперименты). Таким образом, нервная система при обрастании дополнительными рецепторами (зрительными, обонятельными, тепловыми, вкусовыми) также развивается для того, чтобы в меру своих способностей (то есть максимально) научиться использовать эти рецепторы для улучшения навыков выживаемости/размножаемости организма. Больше рецепторов - больше возможностей - больше сигналов - больше мощность мозга - более сложные алгоритмы способен обрабатывать мозг - более сложное поведение способен демонстрировать организм - обладающий более сложным мозгом.
Дальнейшее развитие нервной системы. Возникновение сознания

Сначала определим термин «сознание» в контексте данной заметки: под сознанием мы будем понимать тут не просто возможность распознавать разные объекты (например: «Ой, какая симпатичная фемина. Вот бы неплохо было бы с ней спариться!», или «Ой, какой несимпатичный толстяк. Совсем не хочется с ним спариваться!»), а, во-первых, осознавать себя как аналогичный организм, организм, принадлежащий к тому же виду живых существ, осознавать свою общность с другими, свою похожесть на других, и, во-вторых, наоборот, осознавать свою индивидуальность, свою уникальность, свою персону, идентифицировать себя как отдельную особь этого вида (или просто как отдельную особь), распознавать себя в зеркале, в конце концов.
Из этого следует, что не каждый вид живых организмов, обладающий зрением, и способный отличить, например, самку своего вида от самца своего вида, способен распознать себя как отдельную особь. Для необходимости этого осознания требуется наличие навыков абстракции, анализа и обобщения свойств объектов. Но, судя по разным экспериментам, наличием сознания обладают не только люди, но и разные приматы, а также кошки, вороны. Возможно, будут поставлено множество других экспериментов, в которых будет приблизительно определено, с какого уровня развития центральной нервной системы в живых существах возникает сознание.
Вывод

Никакого отдельного от тушки и самостоятельного «Я» (личности, душы, персоны) нет. Есть организм, в комплект которого входит нервная система, часть из которой выделена в объектно-мыслящий мозг, способный как-то распознавать объекты и каким-то образом предсказывать их дальнейшее поведение. С усложнением нервной системы и мозга - узла, отвечающего за стратегию поведения организма, за механизм принятия решения - в мозге возникают навыки анализа, абстракции, обобщения, и, как результат этого развития, на каком-то этапе развития животного мира возникает сознание: осознание себя как индивидуума, отдельной чётко распознаваемой особи в окружении аналогичных особей того же вида.

Для более точной идентификации разных объектов у объектов выделяются отличительные признаки, и при наличии какого-то заметного количества отличительных признаков объект именуется для того, чтобы отличать один объект от другого (камень, стол, велосипед, инструмент, кошка, человек, родственник, живое, Иван, Марья, Тузик, и так далее). Побочным эффектом именования объектов является выделение собственного организма в отдельный объект с именем «Я», ибо этот объект кардинально отличается от других подобных объектов с руками и ногами, ибо руками и ногами объекта «Я» сознанию тушки удаётся управлять непосредственно, а руками, ногами, лапами и хвостами других объектов управлять если и удаётся, то с заметно большими усилиями, и совсем другими методами. Так и возникает виртуальное персонифицированное «Я», которое при желании можно ошибочно наделить самостоятельной (независимой от самой тушки), волей, поведением, желаниями, ибо предсказать сознанию поведение, реакции и решения самого себя часто бывает достаточно сложно (при частой невозможности отследить, на основании какого опыта было принято именно такое решение, а не какое-то другое, возникает иллюзия самостоятельного и независимого поведения нашего сознания и нашего «Я»).

Ну и отсюда возможные комбинации состояний живого объекта:
  • есть руки, ноги, работающий мозг и жизнь в объекте - есть реакция на окружающие объекты, есть сознание и идентификация объекта «Я»,
  • нет руки или ноги, есть работающий мозг и есть жизнь (инвалид) - есть реакция на окружающие объекты, есть сознание и идентификация объекта «Я»,
  • есть руки, ноги, нет работающего мозга, но есть жизнь (инсульт, кома) - нет реакции на окружающие объекты, нет сознания и нет идентификации объекта «Я»,
  • есть руки, ноги, нет работающего мозга и нет жизни (труп) - нет реакции на окружающие объекты, нет сознания и нет идентификации объекта «Я».

Примечание: варианты с работающим мозгом и отсутствующими остальными частями живого объекта на сегодня как минимум технологически невозможны.

То есть на самом деле на протяжении сотен миллионов лет есть только один вид «Я»: есть живой организм с функционирующей самообучающейся системой управления на основе центрального вычислителя - мозга, способный распоряжаться жизнью и поведением самого себя в соответствии с оптимальной моделью поведения, выработанной на основе накопленного и сохранённого в хранилище вычислительного устройства своего жизненного опыта.

P.S.: Подсунул текстик на рецензирование моему знакомому, учёному-этологу, учёный отрезюмировал: «Многие положения сомнительные или совсем неверные. На самом деле тема гораздо сложнее». Так что, думаю, относиться к тексту следует как к измышлениям дилетанта. Ну а если кто ткнёт носом в ошибки и подскажет литературу попопулярнее, то заранее спасибо.

P.P.S.: Да, чуть не забыл: если вдруг про книжки речь зайдёт, то желательно всё-таки сопроводить их какой-то личной аннотацией, типа: «Из книги можно почерпнуть более подробные сведения по мыслям, изложенным в абзаце 1,2,3», чтобы не получилось ситуации класса: «Не читал, но рекомендую».
Previous post Next post
Up