Как-то быстро пролетело 10 лет, которые дочка учится в школе. Когда мы переехали в Таиланд, я много писал про всякие вещи, которые казались нам необычными и примечательными в новой для нас стране. Среди таких вещей была и школа, первый пост про которую появился практически сразу:
https://vmtantsyura.livejournal.com/2014/01/18/ Постепенно всякие бытовые вещи стали привычными и писать про них расхотелось, но вот писать про школу не надоело все десять лет. И сегодня будет, думаю, что последний пост: про два последних года в школе, экзамены на A-Level и поступление в университет.
После того, как в 11 классе школьники сдают экзамены уровня IGCSE, в принципе, среднюю школу можно считать оконченной. Можно искать себе работу, можно поступать в какой-нибудь колледж или даже университет, которые готовы брать студентов с такими экзаменами. Таких, на самом деле немалое количество. Но если есть желание поступать в один из топовых университетов, то экзаменов уровня IGCSE для них недостаточно. Там просят по профильным предметам показать еще и экзамены уровня IB или A-Level. Чтобы их получить нужно задержаться в школе еще на два года.
В конце 11 класса, студенты выбирают всего 4 предмета, по которым они будут готовиться на A-Level. Если ты сильно способный, то тебе могут разрешить и пятый предмет. Это бывает полезно, если еще не до конца решил, куда будешь поступать и какие предметы будут для тебя профильными. Правда платить за это приходится дополнительной нагрузкой.
На12-м и 13-м году обучения классы, вернее группы в которых проходит обучение, и раньше-то небольшие, еще сильнее сокращаются. Величина группы зависит от количества учеников, записавшихся на тот или иной предмет. Если на математике у Иры 12 человек в группе, то на истории всего два. Предмет ведет не один учитель, а обычно двое, каждый из которых ведет определенные разделы. Получается, что к экзамену по истории в этом году два учителя готовят двух учеников. Получается достаточно глубоко. В качестве примера, в прошлом году Ира по истории изучала тему «Русская революция - 1891 -1917». И как-то любопытствующий папа решил выпендриться и спросить: а что вы там учите? Может подсказать чего? Ну и получил на свою голову вопрос о роли царского обер-прокурора Победоносцева в подготовке революционной ситуации. Нет, фамилию я такую даже слышал, но кроме глубокомысленного мычания по теме высказать не смог ☹ С тех пор подсказывать уже ничего дочке не предлагал. Пусть сами разбираются.
Освоение курса по каждому предмету построено по системе, знакомой каждому советскому студенту: полгода учим, сдаём сессию, потом учим другое. К сданному ранее не возвращаемся. Первые экзамены уже в декабре. Потом следующие экзамены в мае. Баллы, набранные по итогам первых двух таких «сессий», суммируются и ученикам дают сертификат о сдаче уровня AS-Level. AS, если я правильно понимаю, это Short, то есть усеченный курс.
Экзамены принимают те же экзаменационные советы, что и организуют экзамены на IGCSE- Oxford, Cambridge и Pearson, и оценки ставятся по тому же принципу: не за абсолютное количество набранных балов, а по тому, как твои баллы смотрятся на фоне других. Высшую оценку - A получают лучшие 10% студентов или что-то около этого.
На второй год можно отказаться от изучения одного из ранее выбранных предметов. Это дает больше времени на изучение оставшихся.
Сертификаты уровня AS приходят где-то в сентябре второго года. И тут до родителей внезапно доходит, что уже нужно решать вопрос, куда твоё чадо будет поступать, хотя вроде как ещё год учебы впереди.
Надо сказать, что к поступлению учеников школа готовит еще начиная с 11 класса. Их приглашают на встречи с представителями университетов, иногда заезжающими в школу. Проводят им лекции на тему как выбирать будущий университет.
С 13 класса вопрос переходит в практическую плоскость. Студентам и их родителям предлагается выбрать порядка десяти университетов, подходящих именно твоему чаду. Что такое подходящий университет?
Тут много разных критериев:
- рейтинг университета - чем он выше, тем выше конкурс и сложнее поступить
- насколько хорошо котируется именно та программа, по которой ты хочешь учиться - бывает, что университет крутой, а вот твоя специальность не котируется, или наоборот
- стоимость обучения и возможность получить скидку на обучение или стипендию - это уже головная боль родителей
- визовые требования страны, куда ты собрался поступать - тут всё понятно без пояснений
- принципы, по которым университет отбирает студентов - тут есть два подхода. Часть университетов, в основном американские, используют так называемый «Holistic approach» то есть «Целостный подход». По нему академические успехи, то есть оценки, дают тебе только 20-25% баллов, остальные баллы даются за то, как ты себя проявил вне учебы: насколько ты активно участвуешь в общественной жизни, увлечен спортом, какие о тебе отзывы у учителей, какое эссе ты написал, когда подавал документы. Идея в том, что университет подбирает студентов, наиболее подходящих под его собственное видение того, каким должен быть студент. Другая часть университетов по старинке отдает приоритет уровню полученных оценок, а всякие другие критерии использует как второстепенные.
Конечно, подобрать университеты, подходящие именно тебе исходя из всех этих условий, та еще задача. Особенно, когда до этого этим не занимался. Поэтому в хорошей школе есть специальная группа людей, которая помогает ученикам и их родителям советами и консультациями. Как нам объяснили, правильная тактика поступления, это подать 10-15 заявлений в разные университеты, получить 3-5 приглашений и потом уже делать окончательный выбор.
Процесс подготовки такого количества заявлений ложится на бедного ученика. Ему, конечно, помогают, проверяют, что написал, но заполнять многочисленные онлайн-формы, писать эссе, сопроводительные письма нужно самому. За каждое поданное заявление университеты берут небольшую плату, что-то в районе 100 долларов. Вроде бы и немного, но если ты подал их десять, то уже становится ощутимо.
К заявлению прилагаются результаты экзаменов уровня AS. Казалось бы, если решение будут принимать по уже имеющимся результатам, то дальше можно и не учиться. Но, даже если ты и получаешь приглашение, то его могут отменить, если твои итоговые результаты A-Level окажутся хуже, чем AS. Так что расслабиться не получается.
Зачисление, вернее выдача приглашений, университетами производится в две волны.
В первую волну можно подать только одно заявление в один университет и подписать обязательство, что если тебя пригласят, то ты отзовешь все другие заявления. Это называется Early Decision, и рассчитано оно на тех, кто твердо знает, куда он хочет. Если тебя взяли в эту волну, то значит, что уже в середине декабря ты решил свою проблему с поступлением и можешь спокойно, без стресса учиться дальше и готовиться к студенческой жизни.
Если в первую волну тебя не взяли, то можно подаваться в любое количество других университетов и смотреть, что из этого выйдет. Срок подачи заявлений в разных местах разный, но, в основном, заявления нужно подать до 1 января. Ответы приходят с начала февраля по конец марта.
Наша девушка в решила сосредоточиться на американских и канадских университетах.
Как, в принципе, и ожидалось, крутые канадские университеты сделали ей предложения, так как не устояли перед высшими академическими оценками, а вот крутые американские университеты оценки сами по себе не впечатлили, а достаточных достижений вне учебы Ира им показать не смогла. Или нужно было знать в какой форме и какими словами это всё подавать. Или паспорт у неё оказался слегка не той системы. В общем, можно только гадать.
Приглашения, по крайней мере те, что мы получили, выглядят как цветистые письма с поздравлениями в стиле: поздравляем, Вам очень повезло, что мы Вас выбрали. Приходите в наш самый лучший университет! К такому письму также прилагается формальное письмо (Letter of acceptance), которое можно показывать в консульствах при получении визы.
Еще есть такой момент, что если ты в университет подал заявления на два разных факультета, например на Bachelor of art и Bachelor of science, то получаешь два разных приглашения.
Время для принятия решения до 1 мая. До этого дня нужно определиться с тем, куда ты в итоге поступаешь и внести депозит. Депозит уже побольше - от 500 до 1000 долларов и он не возвращаемый. Но, в принципе, можно, наверное, внести и два депозита, отсрочив тем самым момент окончательного принятия решения.
Таким образом, уже в начале апреля наша выпускница решает параллельно три задачи: готовится к последнему раунду экзаменов, которые ей нужно сдать не сильно хуже, чем три предыдущих, и решает, в какой из трех пригласивших университетов она пойдет и настраивается на студенческую жизнь. Родителям в это время нужно решать финансовые, визовые и другие организационные вопросы. В общем, никому не скучно.
Ну и в заключение, про мою оценку результатов, которых достигла Ира, проучившись 5 лет в крутой британской школе (а до этого еще 5 лет в просто хорошей международной школе). Из трех пригласивших её университетов, самым крутым можно считать University of Toronto, который входит где-то в двадцатку самых топовых университетов мира. Два других университета где-то в Топ-50. Результат весьма неплохой. С одной стороны, и Ира проявила способности и старания, чтобы этого добиться, но с другой стороны, и школа сделала очень много, чтобы её способности и старания привели к такому результату. Потраченных за эти годы денег не жаль ничуть.