В эту субботу ездили в Бангкок присутствовать при вручении дочке крутой награды
Эта вот грамота завершение достаточно длинной истории про сдачу экзаменов IGCSE
Чтобы было понятно, что это за зверь, придётся рассказать поподробнее.
Начинается эта история в девятом классе международной школы (в 14 лет), если она следует английскому учебному плану.
До девятого класса у школьников куча предметов - 13, плюс физкультура. В девятом классе (точнее в конце восьмого) нужно принимать первое самостоятельно решение - выбрать 9 предметов, по которым нужно будет сдавать экзамены. Система выбора такая, что нельзя просто набрать те предметы, которые тебе больше нравятся, или какие полегче. Есть условные пять корзин, из которых нужно выбрать один или два предмета. Например, история или география, или французский, китайский или тайский язык. При этом английский, математика, физика, химия и биология - обязательные. Еще можно выбирать спорт, искусство, музыку, дизайн и технологию, компьютеры, бизнес и драму.
В итоге получается, что количество предметов сокращается с тринадцати до девяти (физкультура в нагрузку и не в счет).
Система IGCSE, по которой проводятся экзамены, переводится на русский как Международный общий аттестат о среднем образовании. Принимает такие экзамены одна из независимых экзаменационных организаций: Oxford, Cambridge или Pearson. Как я понял, каждая школа сама выбирает какая из этих организаций какой экзамен будет принимать, и два года учат детей по тем стандартам, которые до них доводят эти самые экзаменаторы. Сдавать им экзамен можно как в составе школы, так и самостоятельно. В принципе, в школе учиться не обязательно.
Как выглядит такой экзамен? По каждому предмету экзамен состоит из несколько частей, которые сдаются в разные дни. К примеру, четыре тетради по 50 вопросов в каждой. За каждый правильный ответ ученик получает по одному баллу.
На каждом экзамене присутствует представитель экзаменационной организации, который наблюдает за тем, чтобы всё было по правилам и учителя своим ученикам не могли чего-нибудь подсказывать.
Должен сказать, что излишнего стресса при сдаче экзаменов я не заметил. Сначала, за несколько месяцев сдаются «тренировочные» экзамены. После них учителя делают выводы, в каких областях еще нужно подтянуться. Потом определяются точные дата и время итоговых экзаменов, родителям выставляется отдельный счет за их оплату, а студенты начинают настраиваться. Если в силу каких-то причин в этот день и час ты на экзамен не пришел, то потом будет еще одно окно для сдачи. Так что особой паники ни у кого нет.
После сдачи экзаменов, а было это в июне, начинается самое интересное - детей отправляют на каникулы, не сказав им результата. Вы, мол, отдыхайте, набирайтесь сил, а результат мы вам объявим 25-го августа.
Связано это с тем, что результаты экзаменов, оказываются не абсолютными, а относительными.
Сначала проверяются работы, и считаются баллы, которые каждый студент получил за экзамен.
Потом их выстраивают по рейтингу. Список длинный. Как я вчера узнал на церемонии награждения, у Cambridge Assessment каждый год более миллиона экзаменующихся по всему миру, учитывая, что не все сдают каждый экзамен, то списочек получается на насколько сот тысяч по каждому предмету. А уже потом начинается самое интересное: весь список делят на девять частей. Как именно, точно не знаю, но первые 10-12 % получают высшую оценку - А со звездочкой, вторые 10-12 процентов - А без звездочки, потом В потом С, ну и так далее. То есть получается, что важно не абсолютное количество набранных баллов, а то, как ты выглядишь на фоне остальных в этом году. Тем самым, как я понял снимается проблема влияния на результат слишком легких или слишком сложных вопросов по сравнению с предыдущими годами, или, например, влияние коронавируса и дистанционного обучения.
После того, как всех таким образом распределили - студенты в конце августа получают свои результаты. Получают персонально в конвертике. Хочешь - делись с одноклассниками, не хочешь - не делись, никто не узнает.
Ну а уже довеском в конце октября экзаменационный совет проводит еще одну сортировку - делает список лучших по каждой стране, и в целом по миру.
Наша Ира, помимо того, что все основные экзамены сдала весьма хорошо, умудрилась сдать французский язык как иностранный лучше всех в Таиланде. Для этого ей нужно было набрать 98 балов из возможных 100. Где-то она опередила и детей, которые учатся в английских школах, но сами при этом из франкофонных семей. Таких, конечно, не очень много, но встречаются. В общем, и дочке и её учителям большой респект и уважуха.
На церемонии награждения всем раздали брошюрки со списками награжденных, из которой я почерпнул немало для себя интересного.
Во-первых, среди награжденных тайские имена встречаются не реже чем европейские, китайские или индийские. Кстати, и русских было двое. Версия про тупых тайцев не подтверждается.
Во-вторых, интересно было посмотреть в каких школах учились эти чемпионы. Как выяснилось, в тройке лидеров по числу победителей как две весьма известные Harrow International School, Shrewsbury International School, так и школа, про которую я раньше и не слышал - Anglo Singapore International School. Это все столичные школы. Из наших «околопаттайских» отметились Rugby и St. Andrews.
Следующий этап образования для нас - сдача экзаменов “A-Level”. Тут уже нужно выбрать 4 предмета, в исключительных случаях- 5. Два года их нужно углубленно изучать и в конце сдавать примерно такие же экзамены. Как там всё устроено я пока до конца не разобрался, но для поступления в приличный университет нужно иметь как минимум три сданных A-Level и восемь IGCSE.
Будем, что называется, наблюдать 😊