Про школу, в которой не ставят оценок.

Jun 29, 2017 00:37

Как-то на просторах фейсбука застал бурную полемику на тему, может ли существовать школа, в которой ученикам не ставят оценок. Мнения высказывались разные, но в большинстве народ сходился на том, что не оценивать старания и успехи детей нелья, а потому без оценок в той или иной форме не обойтись.
Сегодня получил итоговые годовые отчеты на своих отпрысков и решил поделиться, как устроена система оценок в английской школе, ну и, заодно, в нашей школе, которая учит по английской программе.

Для начала, в течение семестра оценок за сделанное домашнее задание или за ответ в классе никому не ставят. Если кто отличился, то учитель может наградить так называемыми хаус-поинтами (house points). Это такие очки, которые учитываются при соревновании между школьными "домами" или, если угодно,"командами". (Все ученики в нашей школе от мала до велика поделены на три "команды".) Обычно дают два-пять очков, иногда больше. Наш младший, Андрюшка, как-то похвастался, что получил сразу десять за то, что на уроке, где говорили про Аляску сказал, что Аляска раньше была русской.
Когда дети делают домашнее задание, то учитель обычно ставит галочки там, где правильно, исправляет там, где неправильно и пишет одно-два предложения в виде рецензии. Как правило, построены рецензии по принятому сейчас на западе шаблону - сначала похвалить, а потом указать на недостатки или на места, которые могут быть улучшены.
Этим, собственно, оценивание детей в течение семестра и ограничивается. Не сделал, уроки - никто ругать не будет, родителей в школу не позовет, неправильный ответ на уроке тоже ни к каким отрицательным последствиям не приводит. Ну разве что, авторитет среди одноклассников пострадает.
Надо сказать, что на некоторых учеников и их родителей такая система действует расслабляюще. Можно просто ходить в школу и, не особо напрягаясь, "впитывать" знания как получится. Поэтому результаты у всех получаются достаточно разными.

В конце каждого семестра - предпоследняя неделя отводится на сдачу тестов. Грубо говоря, весь семестр учились, а теперь проверим кто чему научился.Тестов много и они достаточно сильно разнятся в зависимости от возраста.
Так у Андрюшки во втором классе у шестилеток сдавали пять тестов:

Maths- Arithmetic (KS1 SAT) (Математика - арифметика),
Maths- Reasoning (KS 1 SAT) (Математика - рассуждения)
Spelling (KS1 SAT) (Английский - правописание)
SPaG (White Rose) (Английский - правописание, пунктуация и грамматика)
Science (Наука)
Оказывается, тесты разрабатывают разные организации и школа имеет возможность выбрать те из них, которые больше нравятся. Возможно, поэтому от детей не слышал жалоб на "дебильность" вопросов.

В пятом классе, то есть у девятилетних, тестов было больше.
Тест по английскому языку на грамматику выглядел, например вот так:




По чтению было два теста - на понимание художественной литературы и  литературы научной. Выглядели они как страница текста, на чтение которого отводится какое-то время и штук десять вопросов по тексту, чтобы понять, что ребенок из этого текста вынес.

Самыми интересными для меня были тесты по математике, так как через них хоть как-то можно попытаться сравнить уровень обучения в российской школе и в английской. С тестом по математике у Иры вышла занятная история. Девочка она к математике способная, поэтому учительница, Miss Alison Bourke, в течение года скучать ей не давала и грузила заданиями побольше чем остальных.  Когда подошло время тестов, она дала ей тест не за пятый, а за шестой класс. Учитель свободен в выборе какие тесты давать, никто по этому поводу особо не парится.

Тест за шестой класс, т.е. за последний класс начальной школы, выглядит так:










Обращает на себя внимание полное пренебрежение к форме заполнения теста. В нашей школе "за грязь в тетради" минимум снижали оценку. Тут же, пиши как хочешь, лишь бы правильно. Задачи по арифметике, геометрии, дроби. Относительно много задач, в которых непросто скаладывать-отнимать нужно, но еще и крепко поразмышлять, что с чем сложить нужно. В заднии по геометрии, кстати есть подковырка "на внимательность" : если обратить внимание, то там два размера в сантиметрах написаны, а один в миллиметрах.
Ну и задача, которая мне больше всего понравилась - на последней странице. Это то, про что Василий Иванович говорил, что мол нутром чую, что литр, а математически выразить не могу. Тут с ранних лет учат выражать математически и рассчитывать, сколько выпьешь из любой посуды.
Слышал мнение, что в российских школах математика сейчас посильнее будет, но, насколько я помню старую советскую школу, мы в третьем классе таких задач точно не решали.

Когда наша девушка решила этот тест на 100%, то учительница не успокоилась и через пару дней дала ей тест за седьмой класс, т.е. уже за первый год средней школы.






Этот тест Ириша тоже, хоть и по минимуму на 76%, но сдала. Вот только тут от нее отстали. Сказали, что теперь ее уровень понятен, будем думать, что с ней делать в следующем году, чтобы учеба медом не показалась.

За это хочется снять шляпу и перед учителем, которому интересно фактически индивидуально работать с учениками, и перед школой, в которой система это свободно позволяет.
Андрюшка, кстати, в этом году тоже разошелся и сдал первые три теста на 100%, а четвертый и пятый на 90 и 97.
Но сами по себе тесты в начальной школе еще не являются критерием оценки. Они просто дают учителям материал для того, чтобы оценить знания. Насколько я понимаю, результаты тестов в старшей школе носят более формальный характер, а у нас, в начальной, учитель ими не связан. Если кто тест сдал  неудачно, то учитель опишет реальный уровень знаний, как он его видит.
Чтобы это сделать, учитель должен составить  отчет, где не просто поставит оценку, но и опишет в одном-двух предложениях особенности каждого ученика. А директор прочитает и утвердит этот отчет своей подписью.

Оценка в последнее время проводится по трем следующим критериям: соответствие знаний по предмету "возрастным ожиданиям", прогресс, показанный в течении семестра и старания в овладении знаниями.
Соответственно, если знания ниже "возрастных ожиданий" или прогресс и старания слабые, то рисуют один смайлик. Если на уровне - два смайлика, если выше среднего, то три. При этом по английскому оценивается отдельно умение говорить и понимать, умение читать и умение писать. По математике, соответсвенно, умение считать (арифметика), геометрия и умение логически решать задачи.

Maths- Arithmetic (KS1 SAT)
Maths- Reasoning (KS 1 SAT)
Spelling (KS1 SAT)
SPaG
(White Rose)
Science

Andrei
100%
100%
100%
90%
97%




Помимо смайликов учителю нужно еще и дать пояснения по каждому предмету.

Вот тут начинается самое интересное. С одной стороны учителю нужно напрячься, чтобы про каждого описать достоинства и недостатки каждого ученика, а, с другой, родителям очень интересно читать мнение учителя о своем чаде, а не просто свод формальных отметок.


Отчеты каждый пишет учитель по своему, но, в принципе, все пишут достаточно объективно. Если не позволять вводить себя в заблуждение традиционной английской вежливостью, то и на недостатки укажут, не стесняясь.
Вот если пишут, что "Ира демонстрирует хорошее понимание работы с алгоритмами, информацией и ее представлением. Порой она впадает в уныние и подавленность, когда сталкивается с сложными и незнакомыми ей программами, предпочитая скорее попросить помощи, нежели полагаться на свои способности решить проблему", то это значит, что "Пусть научится сначала сама покопаться в программе, а потом уже бежать к учителю и ныть : "У меня ничего не открывается".

Или к примеру, если пишут, что "Ира стала больше поступать по советам учителя в этом семестре и стала меньше сопротивляться замечаниям и советам. Но, тем не менее, это будет полем для дальнейшего улучшения в следующем году, так же, как и умение работать в группе" , то читать следует как " Девочка упертая и переубедить ее в чем-то, задача почти невыполнимая".

Но в общем и целом, отчеты у детей хорошие и ругать за них желания не возникает. Хотя пищу для размышлений они дают богатую.

Итак, подводя итог,  мне кажется, что главное отличие современной английской системы это отсутствие оценок за каждый урок или за каждое выполненное домашнее задание, которые записываются в журнал, а потом из них выводится итоговая оценка. Так вот, отсутствие этих самых оценок совершенно не мешает школе и дисциплину поддерживать и на учебу мотивировать и объективно оценивать уровень полученных в итоге знаний.

P.S. Если кто из родителей в комментах сможет сказать, насколько программа по математике соответствует современной российской программе, буду премного благодарен. :-)
Previous post Next post
Up