Nov 07, 2011 23:43
- Что будет с Грецией? - гадаем мы уже который месяц...
- Дефолт или успеет-таки помощь?
- Референдум, - дразнит нас всех Папандреу, в третьем поколении греческий премьер, точно знающий, что в Греции все есть, даже нестандартный ответ на помощь Евросоюза...
- Ах, нет, - радуемся мы, рефрендума не будет! Новое правительство, одобрение пакета помощи...
- Евро - forever!!!
...Мы не успеваем выдохнуть эту новость, как уже из другого уголка среднеземноморья доносятся настораживающие слухи. Теперь, итальянские долги затмевают собой греческую расточительность. Берлускони то уходит, то не уходит в отставку. Рынки опять то растут, то падают. Аналитики вновь погружаются в уныние...
...Как-то в одной из статей про события в Греции я прочел хорошо известное высказывание: «Если вы должны банку тысячи, значит, этот банк владеет вами. Если вы должны банку миллиарды, вы владеете банком»... Как говорилось в статье, Папандреу быстро смекнул, что какими-то банками в Европе греки уже точно владеют. А что же говорить про Италию! Греческие должники должны европейским банкам порядка 92 млрд. дол. Прежде всего, французким (54) и немецким (19,3), а вот итальянцы должны французским банкам уже 366 млрд. дол. То есть итальянцы приберают к рукам банковскую систему Франции. С ними, разве что, сравнятся американские должники, они должны французским банкирам 322 млрд. дол.
...Я вспомнил итальянскую песню, название которой вынесено в заголовок и победившую аж в 1982 году в Сан-Ремо, потому, что все больше и больше убеждаюсь в одном: то, что в эту минуту и в этот час нам кажется сверх важным и «событийным», на самом деле - storie di tutti i giorni, то есть повседневные истории. Таких много в долгой памяти человечества, а больше тех, что навсегда в ней стерлись. Ну, скольку рухнуло империй, альянсов, сколько самых разных валют появлялось и прекращало свое обращение. Золото, серебро, медь, бумага - все в равной степени то дорожало, то обесценивалось. В истории не найдется ни один «всеобщий эквивалент», который хоть один раз не заставил людей в себе разувериться.
А сколько человечество брало в долг у самого себя, сколько долгов прощало самому себе. Его отдельные представители в разные времена не только не отдавали должное, но еще и пытались забрать большое у тех, кому должны... И что? Мир остановился, провалился в тартарары? Нет, и, как это ни странно, после очередного выяснения, что есть истинная ценность, а что таковой не является, человечество продолжало изобретать новые якобы ценности, чтобы в очередной раз в борьбе над собственными пороками низвергнуть их с пьедестала богатства...
... Вот они повседневные истории нашего быта. Только теперь у нас новые ориентиры: курсы валют, ВВП, долги, акции, облигации, чего только мы не придумали за долгий период поиска идеального всеобщего эквивалента. Евро кажется вот-вот станет одним из претендентов на эту роль. Но не тут-то было. И под его международный фундамент совершают подкоп его же «отцы-создатели», неудержавшиеся от исукса пожить за счет других таких же «отцов» и «матерей». Да и почему бы не пожить? Ведь, история учит тому, что любые альянсы распадаются в силу генетически свойственного человеку, коллективистскому так же по своей природе существу, чувства эгоизма.
Эгоизм - вот движищущая сила коллективизма. Любой коллектив формируется на основе эгоизма образующих его личностей. Каждый вливается в коллектив, чтобы жить за счет него. Вы что думаете, из-за чего человек на заре своей человеческой цивилизации собирался в племена? Да из-за того, что так проще переносить тяготы жизни в буквальном смысле слова. Историки свидетельствуют: мужчины племени охотились на мамонтов. Но ведь историки не уточняют, кто из мужчин племени метал каменный топор в голову зверя, кто набрасывался на него, чтобы добить, а кто громко кричал, хоть и стоя поодаль, но вселяя уверенность в своих соплеменников, идущих вобщем-то на смерть... А были и те, кто бежал впереди процессии, несущей тушу зверя к костру, и давал указания. Он, кстати, получал кусок не меньше, чем тот, кто сразил мамонта метким ударом копья или топора. Нет? Было по-другому?
А кто придумал разделение труда? То самое разделение, которое и зачало всю систему современных экономических отношений. В звериных стаях как-то не слышно про разделение труда. Может оно и есть: кто-то высижывает яйца, а кто-то кормит наседок... Но в целом в животном мире иные законы. А человеек умеет делиться трудом и, главное, тяготами с соплеменниками. И не просто делиться, но и перекладывать что-то для себя неподсильное, на крепкие плечи соседа, мол, старина, мы с тобой одной крови... Переносить тяготы всегда легче, возложив их на других...
Так устроен мир. По крайней мере, мне кажется, что именно так. Разделение труда и остветственности с пользой для себя. Защита собственного эгоизма за счет образования коллективов, союзов, сообществ. И чему удивляться в историии с европейскими долгами? Да, Евро и создавали именно для этого. И именно поэтому в нем все заинтересованы и ни к каким драхмам или лирам не вернутся. Евро - forever! Пока... Пока не придумают что-то лучшее.
Что всякий раз ждать катастрофы, дефолтов, крахов? Присмотритесь к происходящему. Нормальный симбиоз национального эгоизма в международном коллективе: эгоистичность пытается нащупать тонкую грань уживаемости с коллективностью. Самосохранение и собственные интересы с самоограничением во имя интересов сообщества. Вы думаете, что хоть кто-то в Греции, Италии, Франции или Германии мыслит по-другому? Не надейтесь. Они уже сотни лет живут одним большим племенем. Каждый за счет другого, ссорясь и примиряясь, двигаясь к новым уровням коллективности с учетом растущих запросов собственного эгоизма.
Простые человеческие истории, приукрашенные современными атрибутами экономики и финансов... Повседневные истории...
Storie di tutti i giorni...
международная панорама,
Европейский союз,
международные финансы,
поведенческие финансы,
валюта,
МГИМО,
культура,
жадность,
долг,
кризисы,
экономика