Сегодня все только и говорят, что про огурцы. Слушая очередную новостную ротацию на эту тему, я листал альбом живописи Питера Брейгеля и наткнулся на репродукцию его картины
«Сенокос. Июль». На переднем плане всадник на лошади тянет за собой две большие корзины с урожаем. «Неужели и тут огурцы, те самые,
одним из крупнейших мировых экспортеров которых в наши дни являются современные Нидерланды », - стал присматриваться я. Описание картины в книге умалчивало о деталях. Да и поиск в интернете не дал четкого ответа на вопрос: огурцы или нет? Я стал вглядываться в детали репродукций других картин своего любимого живописца...
Бытовые многолюдные сцены, аллегории, наполненные самыми разными персонажами, зачастую сказочными, сцены деревенской жизни, гульба, изобилие и тут же расплата за грехи и муки ада - все вперемешку. По картинам Брейгеля можно не только «читать» события того времени, но и постигать тогдашний быт, вплоть до особенностей средневековой нидерландской кухни. Причем, кухни представителей тех сословий, которые стали движущей силой нидерландской революции: простых горожан и крестьян, ремесленников, будущих буржуа... Вот кружки с пивом, вот лепешки-блины, хлеб, рыба и мидии, яйца, жаренный на вертеле поросенок, запеченные утки и гуси... Нет ни фруктов, ни овощей. И нигде нет огурцов!
А ведь, должны бы быть! Огурцы ко времени, когда жил Брейгель, были уже известны в Европе. Современники Брейгеля неоднократно изображали огурцы на своих картинах. Более того, они были особым художественным символом. В средневековой живописи огурец считался воплощением греха. Его изображение на полотне было тонким намеком на совершенно определенные, в том числе из-за его формы, «обстоятельства»... Вот, например, одна из картин современника Брейгеля итальянца Джузеппе Арчимбольдо. Этот миланский художник и декоратор создавал человеческие портреты из цветов, дичи, разных предметов, короче, всякой всячины. На картине
«Лето» персонаж собран из овощей. Его нос - огурец. Явно этот нос склонен вынюхивать, что-то такое пикантное... А на картине еще одного современника, соотечественника и даже тезки Брейгеля Питера Аертсена
библейская сцена встречи Христа с блудницей встроена в сюжет средневекового базара, где огурцы разложены буквально на первом плане. В таком «оформлении» смысл выражения «кто без греха, пусть бросит камень» становится куда понятнее. А что же аллегоричный Брейгель? Ведь он был безжалостен к человеческим грехам. Почему не воспользовался наверняка известной ему живописной традицией?
Может быть дело в том, что он был «мужицким»? Такое ему дали прозвище. А по тем же средневековым традициям и взглядам огурцы занимали двусмысленное положение в иерархии блюд. С одной стороны, плод считался неблагородным, земным - травой. С другой стороны, его стебли способны виться вверх и даже вытягиваться в высоту (была бы опора), равняясь с деревьями и «вознося» свои плоды к аристократическим фруктам. Короче, огурец - «не трава, не дерево». Позднее на картинах детей и учеников живописца появляются и фрукты, и овощи. Времена и сословия поменялись. А вот герои картин Брейгеля их не ели или, по крайней мере, без них прекрасно обходились. И брейгелевские крестьяне были
проще в нравах и не нуждались в тонких намеках ...
Или причина в другом. Мир, изображенный Брейгелем, - это мир вверх тормашками. Мир - символ современной художнику эпохи. Эпохи перемен, революций, войн. Мир, где все и всё меняются местами. В этом мире во всем подтекст, везде двойной смысл, и почти всегда с оттенком непристойности... Мир греха. Причем, здесь непристойны все и будущие буржуа, и крестьяне, и монахи, и придворные, и короли... А огурцы лишь оболочка этого непристойного мира, набитого людьми, как семечками. Может быть, Брейгель, пытаясь разглядеть окружающий его мир, просто смотрел на него изнутри?
Все смешалось у меня в голове: и нынешние новости, и факты истории, и живопись, и Священная римская империя с центром в Германии, ее династический раскол, испанское владычество Карла V, его наследника испанского короля Филиппа II, Нидерланды и революция... Набрав в интернет-поисковике названия стран Германия, Испания, Нидерланды и слово огурец, я получил одну и ту же подборку известных новостей. Думаю, что если бы интернет был в 16 веке, найденные в нем новости из этих стран тоже оказались схожими по тематике. Вот только слово огурец не было бы связующим или определяющим признаком этой самой общности. Может, поэтому Брейгель и не рисовал огурцы, используя в качестве ключа к пониманию современных ему событий совсем другие символы.
А вот интересно, будь он нашим современником, нарисовал бы?