Как на сердце вдруг стало тихо
Среди наскучившего дня...
Наверно кто-то помолился
Душою чистой за меня.
Наверно кто-то незнакомый,
Далёкий, старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой.
(Кн. Вл. Палей, 1915г.)
Как и все статьи, которые написаны мной ранее, пишу эту статью не для того, чтобы поспорить с кем-то или настоять на своей точке зрения. Наоборот, призываю относиться к написанному как, исключительно, к моему человеческому опыту и при самостоятельном изучении вопроса пользоваться более авторитетными источниками, которые, к великому счастью, сейчас можно свободно найти в продаже или в интернете. Я имею в виду святых Отцов православной церкви, которые и являются истинными авторитетами (Предание православной церкви).
Сегодня, я хочу коснуться очень актуальной, как мне кажется, темы для нашего времени. Вера в Бога и наша с Вами повседневная жизнь, с ее мелочами и трудностями. Почему я считаю, что тема как никогда актуальна? Все больше и больше молодежи приходит в Православные храмы. Раньше бабушки прививали веру своим детям и внукам, сейчас наступил интересный период - дети приводят в церковь родителей, бабушек и дедушек. Почему именно дети, подростки , юноши и девушки? Они как никто другой способны чувствовать то, что, порой, уже не чувствуют старшие. Мы люди, любим, порой, жить по-инерции, делать то, что привыкли делать уже годами и не задумываться над этим.
Предположу смелую мысль, мне кажется, что именно из-за того, что люди стали жить больше по-инерции, по традиции, по букве, а не по живой вере - это, в начале 20-го века и привело нас к полному краху православия. Как же быстро тогда люди отказались от своей веры. Как быстро забыли все то, во что верили. А верили? Вот в чем главный вопрос.
Еще вчера все было хорошо, ходили в храмы, стояли на службе, истово соблюдали посты. А завтра всем сказали - «попы Вам врут!» «Бога нет!». И все… с удовольствием поверили и в это. По крайней мере, большинство или очень и очень многие. Так была ли это настоящая вера?..
Или ключевыми словами, в такой «непрочной вере», все таки являются «стояли, ходили и соблюдали» ?
То, о чем я хочу говорить сегодня, очень серьезно и важно для понимания каждого из нас. Иначе, в будущем, даже, при все большем возрождении православия, мы повторим те же ошибки, что и раньше.
Открывая многие книги о быте наших с вами предков, книги о том, как люди жили еще в царской России, я заметил один очень интересный момент. На страницах книг великолепно рассказано о православном быте народа, о его традициях. О красивом убранстве церквей, о величие храмов, обо всех тонкостях Великого поста. Что можно есть, а что есть нельзя, в каждый конкретный праздник. Но, очень часто не видно самого главного - не видно собственно веры в Бога.
Объясню, что я хочу сказать, на примере. На одном уроке богословия студентом был задан вопрос некоему профессору. Студент попросил наглядно и на пальцах объяснить, что же такое вера в Бога.
Профессор немного выждал времени и вдруг как закричит на всю аудиторию «Пожар!». В первый миг все растерялись, начали озираться, нервничать, но, через минуту заулыбались и остались на своих местах. Профессор же сказал «Вот видите, вы сидите на месте, а если бы Вы поверили - то выскочили бы, не задумываясь, из аудитории, за считанные секунды - кто через дверь, а кто в окно! Так и с верой в Бога. Кто верит - начинает дейстовать, а кто нет "сидит на месте"»
Итак, значит вера это в первую очередь наши дела. Если я верю, что Бог есть, то я начинаю в соответствии с этим и жить. Или, по крайней мере, хотя бы начинаю стараться что-то узнать об этом побольше. Как мы поступаем, когда хотим отдать нашего ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию? Мы ищем в интернете, что пишут авторитетные авторы, спрашиваем наших друзей, пытаемся встретиться с будущим педагогом, чтобы как можно больше узнать о том, куда хотим отдать нашего ребенка. Что мы делаем, когда хотим купить хорошую машину, для себя? Мы всех обзвоним, у всех все спросим, сто раз взвесим плюсы и минусы - узнаем максимум, что можно узнать про эту модель. Не так ли? Есть очень хорошее выражение ставшее давно крылатым. «Человек находит время для всего, чего он действительно хочет». Если я действительно верю, что все, что меня окружает не просто набор белков, атомов и хромосом и все успехи, радости, подвиги, добрые дела, наши страдания, в конце концов, имеют глубокий смысл, то, я начинаю искать, читать, слушать и учится верить. Узнавать, что же говорит обо всем этом церковь? Ведь на все эти вопросы и на самые щекотливые церковь дает ответы, которых нет, если мы пытаемся найти их вне церкви. Потому, что если Бога нет - то, все что есть, и даже страдания детей - все это ужасная и глупая бессмыслица. Так, получается, я верю или в Бога или в бессмыслицу? Что же, по-вашему, лучше?
Но, а если я верю только на словах? А в сердце этой веры совсем нет? То я поступаю, как вышеописанные студенты - улыбаюсь и остаюсь на месте. Я могу очень уважать христианство, горячо его отстаивать, могу, иногда, соблюдать посты, хоть до конца и не понимаю, зачем это нужно («может для здоровья?»), но продолжаю оставаться совершенно неверующим человеком.
И теперь, в свете вышесказанного, я, еще раз, хочу вернуться к вопросу о жизни по-инерции и о том, почему именно молодежь сейчас все больше и больше тянется к Богу. Но, для начала давайте разберемся, что же такое вера? Мы уже с Вами увидели, что вера - это в первую очередь дела, а не слова. Так? Да, так.
Так какие же дела? Не будем углубляться, просто перечислим самые основные, те, про которые говорилось выше. Пост, хождение в храм, стояние на службе, соблюдение православных традиций. Увы. Не о тех делах говорил Христос. Все, что мы перечислили - это всего лишь средства поддержания в себе веры, но не сама вера.
Я не хочу быть голословным, и поэтому приведу высказывания святых православный церкви о вышеперечисленных понятиях.
Итак, что мы находим о посте у Святителя Иоанна Златоуста?
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Теперь давайте коснемся и богослужений:
Я приведу пример из жития всем нам хорошо знакомой святой Матронушки, которая так полюбилась нашему русскому сердцу, особенно в последнее время. Итак.
Отец и мать Матроны обычно ходили на церковную службу вместе. Но однажды, а это был церковный праздник, Димитрий отказался сопровождать жену в храм и остался дома. Дома он вместе с Матрон
ой встал перед образами, молился и пел. Наталия же, находясь в церкви, никак не могла сосредоточиться на службе и все время думала о муже: «Вот, не пошел». И так разволновалась, что не слышала ни одного слова из литургии. Когда же женщина вернулась домой, дочь встретила ее словами: «Ты, мама, в храме не была». Мать удивилась: «Как не была? Я только что пришла и вот раздеваюсь!». А маленькая пророчица не унимается: «Вот отец был в храме, а тебя там не было». Так дочь преподала матери урок: не важно, где пребывает тело христианина, важно, что наполняет его душу.
Поэтому, конечно Богослужения в Храме очень важны для духовной жизни, просто нужно помнить, что как только начинается служба все остальные дела лучше оставить в стороне - такие как хождение по храму, разговоры и мысленное путешествие «по всему миру». И заняться тем ради чего мы сюда и пришли, молитвой ко Господу.
Ведь мы примем осуждение за то, что отвлекали людей от самого главного в храме, от молитвы, от слушания слов службы.
Коснемся еще одного очень важного вопроса. Я говорю о молитве. Пожалуй, это действительно то, без чего не может идти речи, ни о какой вере и общении с Богом. Что же происходит здесь. В периоды искания мной веры и Бога, я, конечно же, начал интересоваться молитвой. Вспоминал, как молятся в храме, как молилась моя бабушка, или же вспоминал, что я слышал о молитве раньше. На это и ориентировался.
И тут, я столкнулся с одной странностью. Почему мы люди общаемся с друг другом внимательно, не тараторя, стараемся говорить разборчиво, не зевая, а при молитве Самому Господу - все это для нас возможно. Все что я видел и знал о молитве это то, что надо взять молитвослов и довольно спешно начать читать, понимать не обязательно, главное прочесть, думать тоже не обязательно о том, что там написано. Вот, с этим то мне и пришлось столкнуться…
Но, слава Богу есть предание нашей православной церкви и есть святые отцы нашей церкви, которые пишут о молитве, учат молится и тогда… молитва приобретает совсем другое значение и действие. Так что же главное я узнал о молитве? Если в двух словах, то об этом с силой пишет Игнатий Брянчанинов: «Душа молитвы - внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва. Молитва, совершаемая без внимания - это богохульство! Это оскорбление Бога!» Это все равно, если бы вы пришли к какому-то высокому начальнику и начали бы около него вертеться и разговаривать с кем угодно. Он вас допустил, вы подошли и, вместо разговора с ним, стали разговаривать с прислугой. Что было бы? Ясно, что было бы… Вот именно это и происходит, очень часто, в нашей так называемой православной жизни.
Что еще мы находим о молитве. Св. праведный Иоанн Кронштадтский:
«Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв - чужих молитв, по привычке и искренно произносимых»
Не хочу ввести в смущение тех, кто привык молиться, как его учили с детства, не зная, что говорят о молитве святые отцы. Обращаюсь к Вам - не смущайтесь, не опускайте руки, а попробуйте поинтересоваться, что пишет предание нашей церкви. Никогда не поздно чему-то начать учится, никогда не поздно чему-то немного переучиваться. Ведь, чтобы хорошо научится играть на гитаре, или тем более на фортепьяно - мы учимся целые годы. Заучиваем ноты, ходим в музыкальную школу, слушаем советы учителей, постоянно оттачиваем свое мастерство. Почему же мы думаем, что игра на музыкальном инструменте требует столько сил, требует того, чтобы через множество ошибок и промахов, наконец, придти к мастерству, а в самом высоком делании человека, в молитве ко Творцу, мы думаем, что мы не можем ошибаться, что это не требует каких-то специальных знаний, исканий или книг?
Читая наших православных святых, какой покой можно принести своему сердцу, какую отраду. Для нас открывается, что вера это не просто набор каких-то механических действий. Вера это целая жизнь человека, целый мир.
А когда остается одна механика, когда живое обращение и служение к Богу заменяется только исключительно внешним исполнением, то происходит беда. Я могу молиться Богу, так как не стал бы говорить ни с одним человеком, тараторя и спеша. Я могу стоять на церковной службе, а в мыслях думать о борще, о работе, о доме, о развлечении, о том, когда, наконец, закончится служба. Я могу истово постится и не съесть и кусочка мяса за весь пост, но при этом ни капли не приблизится к Богу, ни капли не измениться. Тогда мой пост становится для меня не то, что бессмысленный, он становится для меня вреден. Потому что во мне от такого поста будет только расти тщеславие и больше ничего. («Я-то пощусь, а они? - какой я молодец»). Разве не так?
Конечно же, от такой внешней «мертвой» веры я откажусь при первой же возможности, при первых же трудностях в моей жизни. И с этим очень часто сталкиваются родители, воспитывающие «в православных традициях» (по букве, но не по сердцу) своих детей, но когда те вырастают, то с небывалой легкостью отказываются от всего того, что годами прививали им с детства. Неужели виноваты дети? Нет, просто это только мы взрослые можем и часто хотим жить только по-инерции, выполняя и не задумываясь о том, что мы делаем. Детей это не устраивает, им не нужны слепые обычаи, они чувствуют их «мертвость». Они душой чувствуют подлог и уходят в свободное плавание и не жалеют об этом.
Детей трудно обмануть, они гораздо лучше, порой, чувствуют Бога, чем взрослые. Я думаю, именно поэтому, сейчас, все больше и больше приходят молодежи в храмы, которые искренно верят и ищут не традиций, а живой веры, которая будет в их жизни. Хотя сами по себе традиции не плохо. Но плохо, когда все упирается только в них.
Дети чувствуют, что вера и повседневная жизнь, не сами по себе и отдельны друг от друга. Они чувствуют, что их души и сердца пустеют от той бессмысленности и развращенности, которая льется на нас с экранов телевизора, из динамиков радио, а порой и из повседневной жизни. Они чувствуют, что можно жить иначе, и эта жизнь наполнит глубочайшим смыслом их существование. Принесет покой и радость сердцам.
В предыдущей статье я уже касался вопроса, что такое заповедь. Именно, жизнь по заповедям, жизнь по совести, пусть небольшие, но старания изменить себя к лучшему - борьба с дурными мыслями, завистью, ложью, притворством, борьба с эгоизмом и самомнением и многим другим - вот, что является настоящей духовной жизнью. А когда появятся старания и искания Бога, то появятся и плоды от такой жизни. А плоды духа и веры известны, о них говорит Сам Спаситель: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
Пост же, Богослужения - есть только средства в помощь, для исполнения заповедей.
Изначально, человек жил в постоянном богообщении, и его жизнь была полна смысла и счастья. Теперь же, люди утратили эту связь и мы, с тех самых времен, когда нас обманул змий, все пытаемся жить «будете яко бози» (Бытие 3:4-5). И без конца только и делаем, что познаем добро и зло.
Живая вера в Господа проникает во всю нашу жизнь и наполняет ее. Ничего не отнимая хорошего, она выправляет постепенно всю жизнь человека, делая её более богатой и осмысленной не только в следующей жизни, но и в этой.
Возьмем самые актуальные моменты из нашей повседневной жизни.
Работа, семья, спорт, дети, воспитание, хобби, здоровье, качество жизни, человеческое счастье - все эти области охватывает вера. Дает исчерпывающие ответы на все возникающие и волнующие нас вопросы. Надо только не боятся и не полениться заглянуть… Чуть приоткрыть для себя завесу. И перед Вами откроется удивительный и непознанный мир веры.
Рекомендуемые книги и авторы, чтобы ознакомится самостоятельно:
Паисий Святогорец «Слова» (очень советую пятый том «Страсти и добродетели»)
Метрополит Антоний Сурожский «Духовная жизнь» (и другие книги)
Святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на нее настроится?»
Императрица Александра Федоровна «Дарите любовь» (особенно рекомендую женщинам)
Клайв Льюис «Просто Христианство»
«Непознанный мир веры» архимандрит Тихон Шевкунов
Другие авторы, чьи книги, не побоюсь сказать, являются жемчужинами православия:
Игумен Никон Воробьев (письма)
Святитель Игнатий Брянчанинов (письма и книги)
Св. праведный Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе»
Святитель Иоанн Златоуст (книги, особенно рекомендую толкование на «Евангелие от Матфея»)
Игуменья Арсения «Жизнеописание. Письма к П. А. Брянчанинову и другим лицам» (книга, которая успокаивает и просвещает душу)