Для написания статьи я использовал книги
авторитетных православных авторов и некоторых
Святых. Читатель самостоятельно может
открыть предание родной православной церкви
и проверить истинность написанного.
Сегодня, я постараюсь доступным современным языком объяснить такие, казалось бы, знакомые нам слова как
Грех и Заповедь
Современный человек эти слова хорошо знает, ими пользуется в разговорах, но уверен, что это нечто мистическое и далекое от научного понимания действительности. И не влияет на его жизнь ежедневно и ежеминутно.
Так ли это? Что скрывается за этими понятиями на самом деле?
Давайте на простых примерах разберемся, что стоит за этими двумя знакомыми, но такими далекими от нас словами. Наш мир и вселенная существует уже изведанными, так еще и не изведанными нам законами. Этого никто отрицать не будет.
Попробуем увидеть, влияют ли эти законы на нашу повседневную жизнь?
Всем нам знаком, например, закон тяготения. Согласно этому закону, если я попробую выйти на улицу не через дверь на первом этаже, а через окно на третьем, то, скорее всего, сломаю себе ногу или руку. Если решусь выйти на четвертом-пятом этаже - возможно, окажусь в реанимации. Если на десятом - вероятнее всего умру.
Станем ли мы винить в этом закон тяготения?
Станем ли обвинять его в том, что человек, так или иначе, пострадал? Конечно, нет, вряд ли это придет кому-то в голову!? Станем ли мы обвинять солнце, если, полежав на пляже больше положенного, обгорим? Нет, не будем. Мы знаем, что сами виноваты, увлеклись и теперь немного придется потерпеть неудобства и боль.
Итак, в «грубых» материальных законах все понятно и просто. Причину и следствие мы видим отчетливо. Но, немного сложнее увидеть чуть глубже.
Кроме законов материальных, на нас воздействуют законы духовного характера. Хороши они или плохи? Они нейтральны сами по себе, как и материальные законы. Условные «вред» или «польза» - будет зависеть только от выбора человека. Выйдет человек через дверь, погреется на солнышке положенный час - будет он весел, здоров доволен. Выйдет человек через окно на третьем - увы, придется вместо «солнышка на пляже» поехать в травмпункт. Понимаете, к чему я клоню?
Мы с Вами подошли к самой сути смысла слова «грех». Это есть ни что иное, как нарушение нами законов духовного мира. Самих по себе нейтральных, ни хороших, ни плохих. Просто по ним существует вся наша вселенная, они в этом не виноваты.
Другими словами, грех - это «выйти из окна на третьем или выше этажом». Но, в духовном смысле. Чем выше «этаж» - тем серьезнее грех и трагичнее последствия.
Еще проще - совершая тот или иной поступок, который противоречит заповедям, мы сами себе наносим вред.
Разница только в том, что когда мы обгорим на солнце - то чувствуем боль уже к вечеру и ожидаем определенные последствия - боль в месте ожога, озноб во всем теле, плохое самочувствие. А когда совершаем тот или иной грех - последствия варьируются от степени тяжести греха.
Если я завидую кому-то, то «зеленею», в первую очередь, я сам. Я не сплю и думаю, почему именно ему досталось повышение, а не мне?! Кому от этого плохо? Мне конечно. Последствия на лицо - постоянное нервное раздражение, зеленоватый цвет кожи.
Если я объедаюсь, то неужели я причиняю вред кому-то еще, кроме себя? Последствия - масса неприятных заболеваний, со временем. Тут еще видим следствие… Уже хуже, конечно. Но, рассмотреть можно - все вполне очевидно.
Но, глубже не смотрим или, точнее сказать, и не желаем смотреть. Почему не желаем? Потому что совесть подсказывает - придется тогда столкнуться с тем, с чем нам иногда сталкиваться не очень-то хочется… И мы делаем вид, что этого как бы и нет.
Также продолжаем «прыгать с четвертых этажей», «ходить по болотам», «снимать раскаленную сковородку голыми руками» - все это в духовном смысле, конечно. НО… но, последствия приходят в нашу жизнь, хотим мы этого или не хотим.
Итак, мы подошли ко второму интересному вопросу, так что же такое заповедь, с православной точки зрения?
А заповедь ни что иное, как предупреждение. (Не требование! Нет!) Предупреждение нас с Вами, о тех духовных законах, которые существуют, по которым живет весь мир, каждое существо и сама вселенная. Заботливое предупреждение самого Господа не ходить «по битому стеклу», не прыгать «с высоты без парашюта», не «играть с динамитом». Для чего предупреждения? Чтобы Господь стал счастливее от этого? Нет, Господь благ и бесстрастен и неизменен. Он как Любовь предупреждает, чтобы мы были здоровы, целы, невредимы и счастливы.
Он, как любящий Отец, всего лишь предупреждает нас об опасности, в которую мы можем угодить, по незнанию, и именно это называется «заповедь».
Давайте, уже в свете вышесказанного, посмотрим на некоторые предостережения из Святой книги:
«Не пожелай»
«Не прелюбодействуй» (блуд сюда тоже входит)
«Не судите да не судимы будете» (матф.7.1)
«Ибо, какой мерой меряете, такой и вам отмеряно будет» (Лк.6:38) и другие.
Интересный момент, когда в нашем сознании это выглядит не как угроза, а как заботливое предостережение - мы начинаем к этому совсем по-другому относится. Мы понимаем, что нас никто не запугивает страшными карами, нас всего лишь пытаются уберечь. Ведь, хотим мы этого или не хотим. Верим в Бога или не верим, но раны, которые мы получим, если отвергнем предупреждение, нам не избежать.
Так как,
Грех это не преступление, за которое следует наказание,
ГРЕХ - это рана, которая нуждается в лечении.
Вот ключевой момент, в этих словах. Теперь я предлагаю каждому хоть на пару минут отвлечься и вспомнить свою жизнь, хотя бы некоторые её эпизоды.
Неужели мы не замечали, что делая что-то против совести, жизнь нам возвращает примерно тем же? Неужели мы не думали о том, что наши расстроенные нервы, пустота души, жизненная неустроенность или «череда неприятных событий» не просто случайная цепочка событий?
Грех наносит сильную рану душе, а затем и телу - так как в человеке и то и другое очень тесно взаимосвязано. Если я сегодня сплю с чужой женой, то почему удивляюсь, что через несколько лет оказываюсь в такой ситуации, когда теряю уже свою семью, иногда здоровье, иногда и жизнь.
Если я сегодня беру взятки или обманываю на рынке, наживаюсь на других людях, то моё благополучие лишь вопрос времени, однажды все это придется отдать. И не нам решать, каким образом исполнится духовный закон - потеряем ли мы имущество, уже, через год или в глубокой старости. А может быть все наше неправедно нажитое состояние уйдет как вода сквозь пальцы, через наших детей? Не встречали такие ситуации, когда у преуспевающего с виду человека, все из рук вон плохо, именно, в семье. Когда дети вырастают наркоманами или «прожигателями жизни» - и целые состояния уходят, только, на то, чтобы в, очередной раз, вытащить такого сынка из всевозможных нарко-передряг. Закон исполнится, а когда и как, решит уже Господь...
Самая большая ошибка и камень преткновениях в подобных рассуждениях вот в чем. Мы все время пытаемся анализировать чью-то жизнь. На себя глядим в последнюю очередь. Да, возможно, я получаю сейчас за свои дела, но вон тот человек, я знаю какой он. Почему же он не страдает? Почему только наглеет, полнеет и богатеет? Отстраивает дом за домом и тому подобное? Лучше, просто оставить подобные мысли. Каждому отмерится той мерой, какой мерил он - рано или поздно, но это случится, если не произойдет изменения человека (ведь значение слова «покаяние» это и есть - изменение образа жизни ) и искреннего раскаяния в своих делах.
Приведу один пример из жизни, который случился с одним величайшим подвижников христианской веры Ефремом Сириным.
Поворотным моментом в его жизни, как у многих святых, было случившееся с ним плачевное, неприглядное происшествие. Подростком, он однажды, как сам рассказывает, набрел в поле на корову бедного крестьянина, жившего неподалеку. Он был грубый подросток и стал гонять корову, бить ее, пока несчастное животное не упало замертво. Он посмеялся, печаль и отчаяние человека, который потерял единственное, что имел, показались ему забавными, он пожал плечами и надолго забыл это событие.
Оно припомнилось ему года два спустя. Он снова был в поле и провел там ночь с пастухом. Ночью на стадо напали волки и унесли овцу. Хозяин стада разгневался на потерю и обвинил их в том, что они не только были невнимательны, но сами придумали кражу овцы. В результате они оказались в тюрьме.
И тут Ефрем сделал открытие, которое имело решающее значение в его жизни. Он обнаружил, что наказание приходит не за то, в чем тебя обвиняют, а за другие грехи. В заключении вместе с ним были два человека, которые оказались там по ложному обвинению и всеми силами старались выйти на свободу, потому что знали, что невиновны. А вместе с тем эти люди в другой момент своей жизни совершили зло и избежали наказания. Ефрема глубоко потрясло его собственное положение, он задумался над тем, что с ним произошло. Однажды ночью в сонном видении ему было подсказано, в чем дело: не имеет значения, что он оказался в тюрьме по ложному обвинению, он должен понести наказание за тот вред, который причинил бедному крестьянину, когда грубым подростком погубил его единственное имущество, корову. В том же видении ему было открыто, что на его товарищах по заключению лежит тяжелый груз вины, но не той, за которую они попали в темницу. И все трое задумались, и все трое поняли, что правда Божия достигает человека неожиданными путями и что теперь они стоят перед судом Божиим, а не судом человеческим и что в каком-то смысле не важно, будут ли они осуждены или нет за преступления, которых не совершали, - важно, что они по справедливости страдали за преступления, за которые не были наказаны.
Вот так, Господь, по своей любви, порой, не сразу дает свершиться духовному закону. Он ждет нашего вразумления. Раскаяния. Покаяния.
Для этого и существуют Таинства Церкви, исповедь, причастие и молитва. Ведь, если мы сломали руку, то нам нужен врач, который будет её лечить. А если мы ранили свою душу грехом, а порой и не одним - нам нужен другой Врач и этот Врач - Господь Наш Иисус Христос.
И не будем забывать, что Перевод слова «грех» с иврита и греческого: означает: «промахнуться» и «промахнуться по цели». Так, что жизнь по-совести, намного более безопасная, плодотворная (во всех отношениях) и радостная. И кто решает для себя, однажды, постараться жить именно так - никогда, ни в чем не проиграет, по жизни. Дай Бог нам всем решиться на это и дай Бог, чтобы еще не было поздно.
Все то, что я сказал выше не ново. Вы сами можете убедиться, прочитав, ниже, небольшой отрывок из Добротолюбия. Эти слова принадлежат не кому-нибудь, а величайшему святому нашей православной Церкви, Антонию Великому.
«Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.»
Добротолюбие. Изречения св. Антония Великого