Самый главный вопрос, это запретят ли полеты на Боингах, в связи с приостановкой Межгосударственным Авиационным Комитетом сертификата типа у двух модификаций Boeing 737. Пока пресс-центры различных ведомств бодаются между собой, посмотрим, что говорит закон:
Что это такое сертификат типа? Если кратко, то сертификат типа говорит нам о том, что конструкция и характеристики самолетов такого-то типа, например, Боингов 737, годная для осуществления полетов.
Обязателен ли он для выполнения полетов на самолетах заданного типа?
В
Воздушном Кодексе РФ, главе V статье 36 сказано следующее:
«Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов.
1. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается...»
То есть для полетов нужен не столько сертификат типа, а валидный сертификат летной годности. Что это такое? Сертификат летной годности определяет, в отличие от сертификата типа, не годность самой конструкции указанного типа самолета, а годность к полетам уже конкретного самолета, с указанным номером государственной регистрации.
Как регулируется действие сертификата летной годности? Аннулируется ли он автоматически, в случае приостановки действия сертификата типа?
В
предыдущей редакции авиационных правил в пункте 21.181 говорилось следующее:
«21.181 Действие сертификатов летной годности
(а) Сертификаты летной годности сохраняют действие следующим образом:
(1) Сертификаты летной годности действительны со дня их выдачи до тех пор,
пока эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна
проводятся в соответствии с ограничениями и требованиями эксплуатационной
и ремонтной документации, а также выполняются директивы летной годности, и сохраняет действие Сертификат типа или эквивалентный ему документ...»
То есть приостановка сертификата типа автоматически привела бы к прекращению всех сертификатов летной годности.
Однако, 19 декабря 2013 года вступила в силу
новая редакция авиационных правил, и теперь пункт 21.181 формулируется следующим образом:
«21.181. Действие сертификатов лётной годности
(1) Постоянные сертификаты лётной годности выдаются авиационной администрацией государства регистрации воздушного судна, которая устанавливает условия и сроки сохранения их действия...»
Таким образом, сертификат летной годности не просто отвязывается от сертификата типа, он вообще переходит под юрисдикцию страны, в которой фоздушное судно было зарегистрированно.
А где у нас зарегистрированы Боинги российский авиакомпаний?
147 на Бермудах, 41 в Ирландии, и только 6 в России.
То есть никакой массовой приостановки полетов Боингов в России не будет.
И отзыв сертификата типа, это лишь шаг Межгосударственного Авиационного Комитета, направленный на привлечение внимание к проблеме «срочных доработок системы управления рулем высоты самолетов Boeing-737.»