Краткая история евреев. Часть 2. Боги Ханаана.

Jul 28, 2015 22:32

В этот союз племен того времени сначала входили и первые рода финикийцев, которых начали перебираться из Крита и иных островов Восточного Средиземноморья и обосновываться на прибрежных землях Древних Сирии и Палестины в период гиксоского правления Нижним Египтом, объединяясь уже по новому месту для взаимной поддержки и пользы с проживавшими здесь прибрежными ватагами хабиру. Эти первые племена финикийцев - будущих филистимлян, обосновавшихся в прибрежной полосе, египтяне называли Джахи; главным городом их был Арвад, расположенный на острове в море в прибрежных водах Древней Сирии.

С союзом «речену» были в дружественно-соседских отношениях и целый ряд племен союза хеттов.

Однако в начале XV в. до н. э. объежиненная армия федерации племен союза "речену" во главе с правителем города Кадеша была окончательно разгромлена войсками египетского фараона Тутмоса III, подчинена власти фараона и включена в состав земель Египетской империи. Во всем Восточном Средиземноморье установилось египетское господство.

В процессе целого ряда походов фараона всего Египта Тутмоса III были захвачены десятки небольших княжеств-государств этого сводного союза племен «речену». При этом отряды войска фараона вылавливали в пригородах этих городов множество ватаг безродных хабиру и отсылали их караванами "пленных" в Египет на работы -  выращиванить злаки и ухахивать за скотом на пастбищах. Такими действиями фараон, с одной стороны, наводил порядок в захваченных им княжествах-государствах, очищая пригороды их городов от потенциальной среды "преступного элемента" - от ватаг хабиру, живших в пригородной черте в лачугах и побиравшихся, в связи с отсутствием постоянной работы и жилья, вдоль торговых путей данному городу. С другой же стороны фараон этими мероприятиями обеспечивал саму метрополию своей империи - сам Египет как таковой - пусть и низкоквалифицированными, но достаточно многочисленными трудовыми ресурсами, от каких требовалось за пищу и жильё лишь добросовестно трудиться в знакомой для многих из них сельскохозяйственной сфере, находясь под ненавязчивым присмотром египетских стражей и чиновников. Как такового - в классическом смысле этого слова - полного рабства тогда еще не существовало.
Так типичным образцом местного города-государства второй половины II тысячелетия до н. э. является Угарит. Как и другие приморские города, он вел обширную торговлю с Двуречьем, Египтом и Малой Азией, Палестиной, а также заморскими странами.
В городе даже имелся особый квартал, который населяли микенские купцы из Архаичной Греции. Отсюда микенские изделия ввозились в глубь страны. На небольшой, но густо заселенной территории Угарита, ограниченной нижним течением Оронта и Средиземным морем, было развито зерновое хозяйство и садоводство. Особенно много вырабатывалось вина и оливкового масла. Сельское хозяйство носило товарный характер. Местные цари собирали с сельских общин пригородов таких городов-столиц своих княжеств подати медью и серебром. Расцвет Угаритского царства падает на конец XV - начало XII в. до н. э.

Так вот. Все свободное население такой небольшой страны делилось на три сословия:
1) «сыны страны Угарит» - коренные земледельцы-общинники, роль которых постоянно уменьшалась;
2) «царские рабы» - приближенные и слуги царя из коренного населения, получавшие от царя земельные наделы из его царских земелть. Многие из них сохраняли свои родовые наделы и формально не порывали связи с сельской общиной;
3) «рабы царских рабов» - лица, не имевшие своей земли и работаавшие по найму и жившие на землях служилой знати. Это были разорившиеся земледельцы, утратившие свои земли и связь с общиной, и частично пришлые люди, и также чужеземцы-изгои (хапиру).
На царской службе кроме крупных и средних землевладе,льцев находились также купцы и откупщики, называвшиеся тамкарами.

Поэтому многие ватаги хабиру сами были не против попасть в такой "плен" к фараону Египта и иметь гарантированное жильё и еду, да еще и реальную защиту охранниками и чиновниками фараона от какого-либо нападения со стороны того или иного племени (городской общины) и избиения их вплоть до полного уничтожения, под угрозой чего их ватаги постоянно находились в княжествах-государствах всего Плодородного Полумесяца. Отчего пешие караваны таких "пленных", численностью иногда до двух тысяч человек, сопровождало в Египет порой всего до полусотни стражей .

Одновременно Тутмосом III были заложены несколько мощных египетских крепостей как на побережье, так и в глубине Сирии и назначены на этих покоренных землях египетские наместники, а десятки тысяч пленных уведены в Египет на работы. Так в стране Ременен Тутмос III заложил весьма сильную крепость и назвал её «Мен-хепер-Ра связывающий варваров», причём он употребляет такое же редкое слово для «варваров-гиксосов» - "хепер" (хапиру, хабиру), какое его предшественница женщина-фараон всего Египта Хатшепсут употребляла к ним же. Из чего видно, что Тутмос рассматривал свой поход против сирийских князей как продолжение войны с гиксосами-хабиру, начатой его предком Яхмосом I.

После окончательного покорения этих земель Тутмос вернулся в Фивы, уведя с собой в Египет в качестве заложников старших сыновей царьков , выразивших ему покорность. Таким образом он дал начало практике, которой египетская администрация пользовалась на протяжении всего Нового царства, так как этим нейтрализивывалась возможность антиегипетских волнений и обеспечивалась лояльность к власти фараона местных правителей городов Восточного Средиземноморья, воспитанных при египетском дворе. Фараон старался подчинить этих заложников египетскому культурному и политическому влиянию, чтобы воспитать из них будущих друзей Египта. Поэтому, как отмечают египетские источники того периода «если кто-либо из этих князей умирал, то его величество приводил [сына] его, чтобы поставить на его место».

На стене Третьего пилона сохранился почти полный список сирийско-палестинских городов, входящих в союз, войска какого были разбиты армией фараона у Мегиддо. Список содержит 119 названий, включая такие известные города как Кадеш, Мегиддо, Хамат, Дамаск, Хацор, Акко, Берит, Иоппия, Афек, Таанах и многие другие. Тут же помещена надпись: «Это описание жителей земли верхнего Рутену, которые взяты были в плен (буквально „пойманы“) в неприятельском городе Мегиддо. Его святейшество увёл детей их живыми пленными в город и крепость Сухен в Фивах, во время своего победоносного похода, как повелел ему отец его Амон, который руководит им по правому пути.».

На 33-м году правления состоялся 8-й поход. Завоевание Палестины, городов финикийского побережья и Южной Сирии, наконец, проникновение в долину Оронта открыли египетской армии стратегически важные дороги, ведущие на север, в Северную Сирию, и на северо-восток, в долину среднего Евфрата, где находились страна Нахарина и могущественное государство Митанни. То обстоятельство, что основной стратегический удар во время этой кампании был нанесен государству Митанни, достаточно ясно подчёркнуто в египетских «Анналах». Этот поход, как это видно из сохранившейся до ныне надписи Аменемхеба, был предпринят по суше. Египетская армия под командованием фараона двинулись от границ Египта к стране Негеб, которая находилась в южной части Палестины. Этот маршрут объясняется, видимо, тем, что египтянам ввиду дальности похода необходимо было прочно закрепить свой тыл и обеспечить основные сухопутные коммуникации. Армия фараона прошла через всю Палестину и вступила в Южную Сирию. «Анналы» в качестве, очевидно, первого крупного успеха египтян отмечают «прибытие к области Кеден». Кеден, как египтяне называли Катну, был занят египетскими войсками, как это можно предполагать по тексту «Анналов», а также по фрагменту надписи, сохранившейся на седьмом пилоне Фиванского храма Амона.

image Click to view



Полностью разгромив противника, египтяне овладели твердынями Кархемиша и переправой через Евфрат, что дало возможность египетскому войску вторгнуться в области государства Миттанни, находившиеся уже в Месопотамии. Этот крупный успех египетского оружия был справедливо расценен современниками как победоносное завершение всей кампании, утвердившее господство Египта в Передней Азии и отдавшее в руки египтян обширные и богатые районы не только Северной Сирии, но и Митанни. Поэтому о переправе через Евфрат сообщается во всех трех надписях, описывающих восьмой поход Тутмоса III. Так в «Анналах» сообщается, что фараон во главе своего войска переправился через «великую перевернутую реку Нахарины», то есть через реку, которая течет не на север, как привычный и знакомый египтянам Нил, а на юг.



Египет и Ближний Восток во времена Тутмосидов.

В перечнях обильной дани, полученной фараоном из различных стран и областей Передней Азии после тринадцатого похода, упоминаются Ливан (Ременен), Финикия (Джахи), остров Кипр (Иси).

При этом никаких иудеев-евреев - в их библейско-иудейском толковании - не только среди десятков тысяч пленников, уведенных за тринадцать походов из этих земель всего Ближнего Востока в Египет войсками Тутмоса III, но и среди всех покоренных стран и их народов - не было даже в помине. Не смотря на то, что по библейским сказкам именно в этот период потомки Авраама и Лота давали на этих землях «чёса всем кому не попадя». Но ни в одном реальном источнике, отражавшем действительные события того периода, ни в египетских, ни в хеттских, ни в финикийских - ничего, абсолютно ничего о иудеях-евреях не говорится. На всех тех землях, какие, согласно библейским сказкам, уже якобы принадлежали племенам иудеев-евреев от потомков Авраама и Лота, жили именно ханаанские племена, а никак не еврейские племена - племена тех, кто якобы признали единого и единственного бога Яхве (Иегову) и только ему поклонялись и ставили ему жертвенники.

Аменхоте́п II - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1428-1397 годах до н. э., был из XVIII династии. Сын и наследник фараона Тутмоса III и его жены Меритра Хатшепсут. Аменхотепа II окружали 323 жены - это были дочери Палестинских князей и 270 певиц и танцовщиц. Наиболее известна из его многочисленных жен - царица Тиаа, их сын Тутмос IV - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1397-1388 годах до н. э., из XVIII династии.

Именно во времена Аменхоте́па II, согласно летописного свода «Истории Египта»  египетского жреца-летописца Манефона (древнеегипетский историк и жрец из города Себенннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV - первой половине III вв. до н. э.)  рассказывается, что после изгнания из Египта гиксосы закрепились в Ханаане и основали там Иерусалим. Кроме того, египетский фараон собрал прокаженных и выселил их на северо-восток Египта, где они подпали под влияние беглого гелиопольского жреца Озарсифа (служителя Озириса), который сагитировал их бежать в Ханаан. Вот этом самый Осарсиф или Озарсиф - и стал почти через тысячу лет (в 458 год до н. э. - когда Ездра занимался созданием Пятикнижия) прототипом как библейского Авраама (якобы выведшего обратно из Египта пришедших туда пережить голод евреев и зарозивших проказой весь двор фараона через подсунутую египетскому фараону в качестве невесты Сару - жену бесплодного Авраама) так уже и намного более позднего, как гласят библейские сказки, патриарха иудеев Моисея (который якобы вывел евреев из египетского плена как раз по идее и хронологии в это самое время, когда Озарсиф повёл прокаженных Египта в южный Ханаан), а то и вообще Иосифа - который вывел всех иудеев из "египетского плена".

Вскоре, однако, после окончания правления Египтом Аменхоте́па II, часть Сирии Египет уступил государству Митанни. А еще позднее - уже при Эхнатоне и его преемниках, Египет вообще утратил контроль над Сирией и Палестиной.

При этом боги и богини всех живших в тот период на этих землях ханаанских племен были для этих племён ничем иным как именно персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал, бывший гиксоский Сет), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего ханаанского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом - Эль, повелитель богов, который длишь значительно позже (почти через тысячу лет после рассматриваемых здесь событий) - уже во времена так называемого «вавилонского пленения евреев» (6-5 век до н.э.) превратился в фантазиях одного из первых реально известных иудейских жрецов - Ездры - из ханаанских богов в довольно туманную фигуру иудейского бога без лица и тела . Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств.

Эта общая картина огромного пантеона богов-духов той или иной силы природы или той или иной человеческой потребности варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. При этом ханаанские божества были жестоки, кровожадны и похотливы. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях между собой. А вот в человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Так что сами люди того периода - не очень то часто обращались к богам с той или иной просьбой - больше на себя надеялись, а то как бы чего не вышло совсем не того чего хотелось бы. Однако порой боги хананеев всё же могли быть добрыми и щедрыми (потому как вина в Ханаане - тогда уже хватало.  А подвыпившему богу и, тем более, богине быть щедрыми - сам бог велел, тот самый, который уже навеселе). Словом, все эти боги представляли собой не более чем зеркальное отражение тех, кто им поклонялся. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ. Религиозные празднества превращались в разгул самых худших свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели знакомясь со сказаниями и летопесями описывавшими культовые и обрядовые действа богов хананеев, ужасались бесчинствам, которые ханаанеи творили во славу своей религии. Однако, сравнивая с тем, что вытворяли их собственные - греческие и римские те же самые, порой и названные почти так же боги и богини, соглашались - что "не боги плохие, а жизнь такая". Скомпелированные почти через тысячу лет Ездрой из халдейских, ханаанских и вавилонских мифов первые книги Пятикнижия Моисея ставшие известными затем как Библия, начали сурово осуждать эти традиции. Втор. 18:9 ; 3Цар. 14:22-24; Ос. 4:12-14. Хотя тот же Яхве (Иегова) и приверженцы его культа иудеи вытворяли не менее чудовищные вещи. Но как известно, в чужом глазу и соринку видно, а в своем и бревна не замечаешь. Особенно если ты - бог. Да еще и - единственный.

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процессии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы. Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звёздам, общаясь с мёртвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковались и человеческие жертвоприношения. Ханаане приносили детей в жертву Молоху. Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» утверждается, что археологи нашли в Мегидо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала: «Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву… Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей». «Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену…»

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. («князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира и т.п.)



Бог Эль, отец одного из Ваалов (богов).
Многие специалисты-религиоведы выводят слова Аллах и Элохим из слова Эль.

Позже Баала считали богом солнечного света. немного спустя он стал творцом всего мира - Вселенной, затем бог-оплодотворителем. Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников). В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы, где жил). Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его затем с Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом и Зевсом эллинов.

Согласно библейским сказкам, якобы при религиозной революции легендарного пророка Илии (который якобы жил в 9 веке до н.э. в царстве Иудейском - какого согласно всех последних археологических данных - всех проведенных раскопок на месте библейской дисклокации данного царства - в 9 веке до н. э. - вообще еще не было), «все служители Баала были убиты» и якобы этим культу Бала в Древних Иудее и Израиле был нанесён существенный ущерб. Но на самом деле этот культ реально существовал на этих землях после описываемых в Библии событиях еще как минимум тысячу лет - до начала новой эры и начала мифического «рассеяния» евреев.


Продолжение следует...

Previous post Next post
Up