Краткая история евреев. Часть 1. Хабиру и гиксосы.

Jul 27, 2015 16:54

Как было сказано в предыдущей части статьи, уже изначально - с самых древних времен в среде даже первых евреев как таковых (того племени про-иудаитов, какое в составе всего гиксоского союза племен было изгнано из Древний Египта фиванским фараоном Яхмосом), а тем более всего последующего уже разномастного еврейства (особенно после его эфемерного «рассеяния» по всему миру  из Ближнего Востока после поражения в римско-иудейской войне) всегда было сильно социальное расслоение.
Расслоение на два класса: богатых и бедных. А возникло это вот по какой причине.



В 4-3 тысячелетиях до н.э. многие деревенские поселения общин целого ряда земледельческих племен Восточного Средиземноморья и Месопотамии в процессе своего исторического развития и совершенствования производства средств жизни начинают превращаться сначала в поселения городского типа, а затем и в настоящие города (от древне-русского "град" - крупный населенный пунк, огражденный по своему периметру массивной "огорожей-оградой" - высоким земляным валом с возвышающейся на нём мощной деревянной, а затем - со временем, уже и каменной стеной) населенные пункты, обнесенное каменной стеной, с улицами внутри этого города, вымощенными булыжником, достаточно широкими для проезда повозок, с каменными домами, многие из каких имеют два, три а иногда и более этажей. Постепенно в этих городах - в их центральной части - возникают целые кварталы дворцов знати вокруг большого здания храма местному племенному богу - покровителю данного племени и его города.

Происходит развитие различных ремесел и промыслов. Так возникают крупные города этого региона Эбл, Библ и Алалах.
С конца IV тысячелетия до н. э. прогресс различных ремесленных производств в земледельческих общинах Восточного Средиземноморья становится особенно заметен. Постепенно, сначала на севере, а потом на юге, вводится гончарный круг и специальные горны для обжига керамики. Наряду с медью используются золото, серебро, а с конца III тысячелетия до н. э.- уже частично и бронза (сплав меди с оловом) . Металл идет не только на изготовление орудий и оружия, но также на выделку сосудов и литье небольших статуэток.

[Spoiler (click to open)]
Определенные изменения происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, но также оливковое дерево и виноград. В III тысячелетии до н. э. кое-где в северных предгорных районах этого края появляется террасное земледелие: поля располагаются по склонам гор террасами, поддерживаемыми каменными стенками. К тому времени - началу III тысячелетия до н. - эстали употребляться уже соха в сельском хозяйстве и парус с мачтой на речных и даже прибрежных морских судах. Развивается сухопутная торговля с Месопотамией и морская - с Египтом, организованная в тот период главным образом через Библ - город-порт, создавший в процессе своего развития и укрепления уже свой парусный флот, который мог осуществлять перевозки товаров и людей вдоль побережья (не рискуя пока выходить далеко в открытое море). Появляются монументальные постройки - храмы на каменном фундаменте. В результате развития в этих городах ремесленных и промысловых производств интенсивно развиваются их торговые взаимоотношения - как между этими городами, так и между городами и общинами соседних стран - Египтом и страной Хеттов.

Но там, где появляется торговля, а с ней, соответственно, и деньги, со временем появляется и первичный криминалитет - мелкие воришки, шулеры-обманщики - жулики одним словом, которые так и норовят облапошить торговца или ремесленника и выдурить или просто стыбрить у него ту или иную выставленную на продажу вещь или деньги. Разумеется, населению этих городов от таких дел в восторг не приходило, а старалось с такими явлениями в своей среде бороться - наказывать всех этих жуликов. Совершавших наиболее преступные действия (связанные с увечьем или смертью ремесленника или торговца) - казнили на площадях, а менее преступных после проклятий всей общиной изгоняли из общины и из городов в поле. Так возникли изгои. Со временем стаи этих изгоев получили на всем Восточном побережье Средиземноморья наименование «хабиру». Хабиру не составляли единую этническую группу потому как были изгнанниками - изгоями - из разных племен.

Хабиру (хапиру, апиру) по-аккадски или pr.w по-древнеегипетски - название, упоминаемое в различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках, приблизительно датируемых между 2000 и 1100 гг.до н.э. для группы племён, кочевавших по территории Плодородного Полумесяца (обширной территории нынешнего Ближнего Востока состоявшей из Месопотамии и Леванта, который, в свою очередь, делится на историческую Сирию и историческую Палестину. Ныне эта территория занимает территории таких стран как Ливан, Израиль, Сирия, Ирак, юго-восток Турции и северо-запада Иордании) от северо-востока Месопотамии и Ирана до границ Египетского царства в Хананее. «Habiru» и «Apiru» используются в аккадских текстах того периода. Им соответствует египетский термин «PR.W», вероятно произносится как «Apiru». В месопотамских текстах того периода им нередко также соответствует шумерская лолограмма «SA.GAZ», которая означает «головорез, убийца, бандит». Термин «са-газ-меш» происходит от семитского «шагашу» - «разбойники», «головорезы». Название Habiru также встречается в амарнских дркументах, включащих названия множества ханаанских народов в записи аккадской клинописью. Более поздние письма из Амарны, адресованные египетским фараонам уже в начале XVI в. до н. э., описывают время смут в Ханаане, восходящее ко временам формирования там в районе южного Ханаана значительного сообщества гиксосов - объединенного союза множества ранее обособленных ватаг хабиру.

Однако, в зависимости от источника и эпохи, все эти стаи-ватаги разномастных хабиру (изгоев из разных поселений и городов) описывают как шайки кочевников или полукочевников, занимавшихся перепродажей краденного - нечестных торговцев (одна каста хабиру или как ныне в преступных сообществах называют такую специализированную касту преступников - «масть»), а затем уже и как разбойников, совершающих набеги и отряды воинов-лучников  (вторая каста хабиру), а также как бригады слуг, разнорабочих и прочую мигрирующую рабочую силу, включая проституток и наводчиков для шаек грабителей и разбойников (какие со временем сформировались в третью каста хабиру).

Вот эти самые хабиру - разномастные изгои из всех племен и городов Ближнего Востока того периода и стали социальной базой возникновения гиксосов - небольшая часть из каких дишь через несколько сотен лет станет первыми "прародителями" будущих иудеев-евреев как таковых. Именно от термина хапиру (апиру) возник намного позже термин евреи («иврим», «иври» - «перешедший», «скиталец» от корня ע-ב-ר‎ - «перейти», «скитаться», «быть выдворенным», «быть изгнанным»). Исторические описания (египетские, аккадские, хеттские, палестинские) нападения банд хабиру на города Ханаана и легли затем в основу библейских рассказов-сказок о первом "прародителе" евреев - библейском Евере ("Скитальце", "Страннике"), а затем и о намного более поздних завоеваниях Израиля еврейскими племенами во главе с Иисусом Навином. При этом и лингвистическое сходство между термином «хабиру» (хапиру) и названием последуюущих израильтян «иврим» явилось дополнительным аргументом для исследователей в том, что «иврим» - производное от «хабиру». Да и в Библии - одном из древнейших сборников сказок для бедных - термин «иврим» прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контексте, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги «Бытие» и «Исход» в отношении как самого "отца-основателя" Евера, так и всех его "потомков"), либо в устах филистимлян как сообщество, поставлявшие наемников правителям филистимлянских городов («Книга Самуила»).

Однако все эти хабиру в самом начале 2 тысячелетия до н. э. еще не были вообще иудеями-евреями (в современном смысле этого слова) как таковыми, ибо им еще предстоял долгий исторический путь организации в то социальное сообщество из потомков очень небольшой обособившейся части гиксосов, какое затем и было названо древними евреями. А проходил этот путь следующим образом.

В процессе своей творческой деятельности на караванных путях Месопотамии и Леванта эти, сначала небольшие, шайки романтиков с большой дороги постепенно сбивались в целые крупные отряды, которые уже могли по своей численности и вооружению осуществлять набеги за добычей на небольшие населенные пункты, ограбив которые снова уходить в бескрайние степи, пока к этому городу не подошла подмога из другого населенного пункта, а то и из крупного города.

Но, как известно, аппетит приходит во время еды. Довольно быстро уже достаточно крупным отрядам хабиру надоело «мелочь по карманам тырить» и носиться затем по степи как угорелым, спасаясь от «ментовской погони», да еще и постоянно жить не имея «ни кола, ни двора», и они решили организовать свои собственные укрепленные населенные пункты. Так и возникла первая хабирская держава (от слов «держать и не пущать пока денежку за проезд не заплатишь»), которую затем уже египтяне назвали страной гиксосов, с какими довольно долго воевали , уничтожая первые разбойничье поселения этих еще полукочевых гиксосов и забирая оставшихся из них в живых к себе в плен на работы в качестве рабов-пленников.

Гиксо́сы (переводится как «цари-кочевники», "цари-пастухи") - это и есть крупные но еще полукочевые отряды хабиру, решившие перейти от кочевой к оседлой жизни и осевшие на перекрестных путях караванных дорог Древнего Ближнего Востока, чтобы уже не нагло грабить, а заботливо и нежно брать с торговцев дань «за безопасный проезд к месту назначения». Объединение множества таких поселений хабиру-гиксосов образовалось на территории современной Сирии. Этнически основную массу этих хабиру-гиксоских разбойничьих поселений составляли изгои-изгнанники из различных племен амореев, хурритов, хеттов, аккадцев и иных племен и народов всего Ближнего Востока того периода. С этими поселениями периодически и воевали войска египетских фараонов Нижнего Нила, прекращая «таможенный беспредел» этих самозваных «таможенников» на караванных путях из стран Плодородного Полумесяца в Нижний Египет. Но воевали пока сам Нижний Египет - его XIII и XIV династии фараонов - не стал слабнуть экономически, а потому и военным образом, в результате чего эти династии государства Нижнего Египта довольно быстро сдали все свои позиции всё крепнувшим (из-за постоянно возобновляемого притока свежих кадров) отрядам хабиру на своих границах а тем более в глубине Древней Сирии в середине XVII века до нашей эры (почему именно это произошло - расскажу в соотвестсвующей части данной статьи).

Как писал о гиксосах, ссылаясь на древнеегипетского жреца Манефона, более чем через тысячу семьсот лет после этих событий известнейший иудейско-еврейский историк, философ и военначальник Иосиф Флавий (живший в 37-100 годах уже нашей эры) в своей работе "О ДРЕВНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА ПРОТИВ АПИОНА" - http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/index.html :

Все их племя называлось Гиксос, то есть “цари-пастухи”, потому что “ГИК” на священном языке означает “царь”, а “СОС” - “пастух” и “пастухи” в просторечном языке. Если же составить их вместе, получается “ГИКСОС”[72]. Некоторые говорят, что они по происхождению арабы». (83) В другом же списке[73] слово “ГИК” обозначает не “цари”, а “пленники”, и получается совсем наоборот - “пленные пастухи”, поскольку слово “ГИК” на египетском языке, так же как и “ГАК” с густым придыханием, имеет значение “пленники”[74]. И это представляется мне более вероятным и имеет больше отношения к древнейшей истории.
(84) «Эти вышеназванные цари из так называемых пастухов, - говорит Манефон, - а также их преемники властвовали над Египтом пятьсот одиннадцать лет. Затем, - говорит он, - против пастухов восстал царь Фив и цари других египетских земель[75], и вели с ними жестокую многолетнюю войну. В правление царя по имени Мисфрагмутос[76] пастухи стали терпеть неудачи и повсюду из Египта были изгнаны, но закрепились в одном месте, имевшем десять тысяч арур[77] в окружном измерении. Оно называется Аварис. Пастухи, - говорит Манефон, - со всех сторон обнесли его высокой мощной стеной, чтобы надежно укрыть свое имение и награбленную добычу. Сын Мисфрагмутоса Туммос[78] во главе войска из четырехсот восьмидесяти тысяч человек осадил город и попытался взять его штурмом. Но затем, отчаявшись в успехе, он отказался от осады и заключил с ними договор, по которому все они должны были оставить Египет и в полной безопасности для себя удалиться, куда пожелают. И те, по условию договора, со своими семьями и имуществом числом не менее двухсот сорока тысяч направились через пустыню в Сирию. Но, испытывая страх перед могуществом ассирийцев (а они тогда господствовали над Азией), в месте, называемом теперь Иудея, они основали город, способный вместить великое множество жителей, и назвали его Иерусалим»[79]. (91) В другой книге «Истории Египта» Манефон говорит, что тот самый народ, так называемые “пастухи”, именуется в их священных книгах пленниками, и здесь он прав, поскольку для наших далеких предков исконным занятием было пастушество, они вели кочевую жизнь и назывались поэтому пастухами. Также не без основания египтяне называли их пленниками, потому что прародитель наш Иосиф сам говорил египетскому царю, что он пленник, и он же впоследствии с разрешения царя призвал в Египет своих братьев[80]. Однако об этой истории я расскажу в другом месте более подробно.

Не смотря на то, что по объективным и не зависящим от самого Флавия факторам, хронологические рамки описываемых событий. а именно - более чем пятисотлетнее правление гиксосов - не соответствуют действительности (они непосредственно владедели Нижним и даже частитчно Средним Египтом не более ста пятидесяти лет) - сильно преувеличены (потому как те источники, на какие опирался Флавий - были уже второй, если не третей компиляцией доксографов от первоисточников, в каких эти жоксографы - переписчики-толкователи древних текстов - зачастую делали по незнанию термина или отсутствию в этой части документа данного слова либо симфвола из-за повреждения документа в связи с его древностью, а то и умышленно - сугубо вполитических и идеологических интересах того правителя на служьбе какого находились те или иные доксографы, целый ряд ошибок), Флавий очень верно изложил саму суть термина гиксосы и его последующее преобразование в гаксосы. Почему же со временем (через почти сто пятьдесят лет) термин "гИксосы" ("цари-пастухи") в исторических египетских документах (списках) был преобразован в "гАксосы" (пленники-пастухи") я расскажу в соответствующем месте (в соответствующей части данной статьи), только в отличие от гаданий и выдумок Иосифа Флавия, расскажу на основании именно реальных объективных фактов и данных, обусловивших такое переименование гиксосов в гаксосов, и с чем это действительно было связано. Как расскажу и то - почему именно в районе 1650 года так резко ослабел в экономическом и военном плане Египет и отчего гиксосам - довольно слабым как экономически, так даже и военно в сравнении с мошью Египта - в 1650-х годов всё же удалось без особых услилий захватить почти весь Нижний, а хатем даже и часть Среднего  Египта.

А вот то, что Иосиф Флавий честно написал (опираясь на однозначно указанные Манефоном данные) что Иерусалим был заложен и построен именно гиксосами, а никак не евреями (которых в тот период еще не было даже в проекте) и в той земле какая лишь намного позже стала называться Иудеей - это реальный факт.

Со временем хабиру-гиксосы переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов Плодородного Полумесяца и начали осуществлять уже не только сбор дани за проезд через их территорию и сопровождение караванов до городов-портов на Средиземноморском побережье или сухопутных границ Египта, но и сами организовали свой уже военный (пиратский) флот и довольно боеспособную сухопутную армию. Вот этой армией и пиратским флотом хабиру-гиксосы и начали в районе 1650-х годов целенаправленную экспансию в сторону Египта, довольно быстро продвигаячь в эти земли и захватывая их уже под свою власть.



Карта вторжения хабиру-гиксосов и захвата Нижнего Египта

К середине XVII в. до н. э. гиксосская армия и флот захватили почти весь Нижний Египет и затем, около 1650 г. до н. э., образовали в нижнем Египте уже свою династию правителей - гиксоских фараонов Нижнего Египта. Именно тогда они эти крупные отряды хабиру, захватившие Нижний Египет и получили своё название «гиксосы» от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Манефон (Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 82-83) толкует слово «гиксосы», как как «цари-кочевники» или «цари-пастухи». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.

В XVIII-XVII вв. до н. э., когда Нижним Египтом правили слабые XIII и XIV династии фараонов, первые небольшие ватаги хабиру-гиксосов постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись с позволения фараонов и их местных чиновников в дельте Нила. Став же в этой дельте Нила в районе 1650-х годов уже преобладающим населением (почему и как - расскажу в нужном месте), хабиру-гиксосы сделали своей столицей Аварис, где стали править уже династии их представителей (в частности XV и, похоже, XVI династии фараонов Нижнего Египта). Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (о чем свидетельствует такой артефакт как Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, к тому времени уже окрепнув экономически и собрав силы, начала активную борьбу с гиксосами за возврат утерянных земель. Начало борьбы по легенде (Папирус Саллье I - «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве с гиксосами. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался намного успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса - столицы фараона гиксоской династии, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную же победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал их вплоть до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).

XV династия (гиксосская) - одна из династий фараонов, правивших в Древнем Египте во время так называемого Второго переходного периода в XVII-XVI веках до н. э. в противовес XIII, XIV, XVI и XVII династии). Вот эту династию и образовали гиксосы, которые вторглись сначала в Нижний Египет, а затем постепенно подчинив себе большую часть всего Египта. Однако ряд предыдущих египетских правителей-наместников сохранили определённую независимость от гиксосов в регионе Верхнего Египта. Вот эти правившие в Фивах фараоны уже XVII династии и начали со временем (через сто с лишним лет после захвата гиксосами Нижнего Египта) войну против них. В итоге этой войны последний фараон XV (гиксоской) династии и был свергнут фиванским фараоном Яхмосом, основавшим уже XVIII династию и создавший Новое царство.

В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стерты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса. Согласно «Стеле 400 лет» именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ бога Сета, ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись всего лишь небольшими местными правителями. Некоторые гиксосские цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени - полноценное наименование фараона - имел только один гиксосский царь Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов, населявших тогда совместно с коренными египтянами Нижний Египет, был очень неоднородным и включал в свой состав представителей как племен Ближнего Востока, так и Северо-Западной Африки, страны каких соседствовали с Египтом, однако многие гиксосы-начальники и цари носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал) - имена представителей племен выходцев Палестины и Древней Сирии - основного место обиталища именно хабиру-гиксосов.

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ) - в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду. Первоначально Сет почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. По мифологии того периода Сет - бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Однако в период начала изгнания гиксосов из Нижнего Египта был демонизирован как правящей гиксосской, так и правящей египетской династией, стал по жреческой мифологии (жрецы в храмах Нижнего Египта были всегда египтяне) того периода антагонистом в дуалистической (как двух сторон одной медали) борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Сет был покровителем далеких стран и чужеземцев. Именно в Египте возник культ последующих западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом и отождествлялся египетский бог Сет.

Также с тех пор в самом древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения - слов языка сирийских, ханаанейских и месопотамско-аккадских племен того периода. Именно после гиксосского периода в самом Египте появилось и новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем - вооружение внесенное в Египет хабиру-гиксосами, которое в свою очередь появилось у них на базе передовых военных технологий от индоевропейских народов Плодородного Полумесяца. Самое важное военное новшество того периода - запряжённая парой лошадей двухколёсная боевая колесница с крутящимися на колесах колесницы лезвиями мечей (древними "пулеметами" холодного оружия во время прорыва в ряды пешего противника),  возницей и парой скоросрельных лучниквов, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий - первая тачанка как таковая.


Продолжение следует...

Previous post Next post
Up