Вот нас тут периодически спрашивают - а чего вы вообще в этот Дрезден поперлись и чего вы там вообще делаете? В свете последних интеракций с немецким посольством я себя тут пока чувствую нелегалом-самозванцем, к тому же, мои дела тут пока не начались. А вот с Надькой история более внятная.
Примерно год назад, когда мы с Надей уже неплохо друг друга узнали и стали приоткрывать друг другу тайные мечты и тайные же муки, Надя мне призналась, что порядком задолбалась работать с любителями и всегда мечтала сама петь и учиться вокалу. Но, дескать, с детства ей все вокруг говорили, что голоса у нее нет, зато очевиден дирижерский талант.
Я тогда в вокале ничего не понимала, но Надин голос считала очень красивым, и поэтому тут же ей заявила, что мечты детства надо исполнять. И сейчас - самое время, потому чтои мечта сохранилась, и желание что-то поменять, и вопросы о своем высшем предназначении, и финансовая возможность на эти вопросы ответить.
Сейчас я в вокале понимаю немного больше и по-прежнему считаю, что у Нади очень красивый голос и не зря мы затеяли всю эту авантюру год назад.
Вообще я замечаю, что у многих моих ровестников в 30 лет случается какой-то кризис. Может, это и есть этот самый кризис 30-летия, я не знаю. Для себя я это объясняю так, что после университета ужасно хочется наконец-то работать, и в следующие несколько лет ты активно делаешь карьеру и чего-то там достигаешь. Это длится лет пять - восемь (а тут как раз тебе и тридцать), и за эти пять-восемь лет ты либо достигаешь потолка своей собственной компетентности, либо утыкаешься башкой в потолок того мирка, где пытался делать карьеру. То есть достигаешь потолка компетентности своих коллег и начальства, начинаешь всех вокруг считать придурками и неучами, с рабским сознанием, и стремишься что-то изменить, только это никому не надо. И что с этим делать - совершенно непонятно.
Тогда, я считаю, лучшее решение, которое может принять человек, - это снова пойти учиться. Чтобы увидеть новые перспективы, хотя бы в интеллектуальном смысле. И чтобы вырваться из своего собственного Шоу Трумана.
В общем, мы решили вырваться. Я всегда мечтала пожить за границей, но никак не могла придумать, чем бы мне там заняться. С психологией у меня отношения были сложные. Незаконченная аспирантура была моим дамокловым мечом: получать новое образование мне с моим бэкграундом не очень-то хотелось, а писать диссер я тоже не была готова. Одно время я думала получить настоящее сценарное образование где-нибудь в Америке, чтобы перестать быть самозванцем и неучем. Но каждый раз я приходила к выводу, что годы практики мне дали гораздо больше, чем способно дать формальное образование, и снова писать в прописях я не хочу.
И тут, надо же, как повезло с Надюхой! Она знает, чему ей учиться за границей, и вдохновляется моими уговорами! Надо ковать железо, пока горячо :)
Выбор на Германию пал, как нам казалось, неслучайно. Во-первых, Надя работала в немецкой компании и импринтинг у нее случился именно с Германией - туда была ее первая заграничная поездка. Во-вторых, Наде казалось, что она немного знает немецкий. Уверенность, что ты найдешь общий язык с аборигенами, всегда окрыляет. В третьих, куча консерваторских музыкантов дунули в Германию - учиться и работать, в общем, было ощущение, что дорожка уже проторена.
Потом, конечно, оказалось, что ничего не проторено, но было уже поздно.
Я в Германии не была ни разу, но всегда хотела. Что-то мне в Германии импонирует. Как говорит моя эзотеричная мама, - "магия имени": моя бабушка, в честь которой я была названа, и дед-военный, прожили в Германии 3 года - в Бранденбурге, Потсдаме, Лейпциге. В тот момент как раз выводились советские войска с оккупированной немецкой территории. В Германии родился мой папа (г. Бабельсберг, где я, кстати, еще не была). Впрочем, потом бабушка стала пилить дедушку, что хочет обратно в СССР, и они уехали.
Надины нелюбимые дедушка с бабушкой тоже несколько лет жили в Германии, причем в Дрездене, поэтому Надя к Дрездену испытывала априорную неприязнь и поступала сюда только "для тренировки".
Мы съездили в Германию прошлой осенью, чтобы я вообще на нее посмотрела - вдруг, не понравится. Но меня ничего не покоробило, и мы стали развивать нашу активность. Ну, то есть, в основном, Надя. Я только записалась на курсы в Гете-Институт и не уставала повторять что-то в духе "не парься, детка" и "как здорово, мы сможем расширить горизонты, поиметь новый великолепный опыт и пр. хренотень".
На курсах выяснилось, что я немецкий почти совершенно забыла, а Надя его, в общем-то, и не знала. Включив харизму, Надя все-таки пролезла на уровень А1.2 (который от нулевого уровня отделяет только 89 часов изучения языка). В одну группу со мной, человеком, который учил немецкий два года в школе и год в университете.
Дело в том, что музыкантам не очень-то нужно знать язык. Они общаются другими знаками. По музыкальным заведениям в германии всюду развешаны объявления типа "German for absolute beginners (musicians)". В официальных требованиях к знанию языка указан уровень типа А2-В2, в зависимости от школы, но никто на это не обращает внимания. У Нади с какой-то школой состоялась примерно такая переписка: она: "вот вы тут хотите В2, а у меня только пока А1.2". они: "ну ладно, по рукам". Только две школы - в Троссингене, кажись, и во Фрайбурге, были категоричны и на фоне остальных выглядели злобными националистами: "Вы в Германии и должны говорить по-немецки!".
С тех пор мы езили в Германию 4 раза: зимой в Берлин у Нади был экзамен по дирижированию (nicht bestanden), в апреле - в Кельне, Штутгарте, Троссингене, Карлсруэ, Мюнхене, Фрайбурге, - прослушивания у профессоров (по дирижированию и вокалу), в мае-июне и июле - снова экзамены. По-моему, в общей сложности было 15 прослушиваний и 9 экзаменов. На прослушиваниях по вокалу Наде говорили - schoene Stimme, aber zu alt - иными словами, "если бы вам было 20 лет, вы бы без сомнения поступили, а сейчас, немного поздновато, наша политика в том, чтобы давать места молодым". Проблема в том, что даже с законченным образованием по дирижированию Надя могла поступать на вокал только в бакалавриат на первый курс. В общем, шансы на поступления на вокальный факультет были весьма невелики, реальнее было поступить на дирижирование и взять вокал вторым предметом.
Когда тебе постоянно говорят, что ты zu alt, начинаешь себя чувствовать страшно старым, поэтому параллельно с поступлением, изучением немецкого, уроками вокала, тратой денег на всю эту эпопею (fee за подачу документов в университет - 30 евро; комиссия банка за перевод денег - 30 евро; отправка документов надежной почтой DHL - 60-70 евро; плюс перевод документов, апостиль, справка от фониатора и т.д. и т.п.. Я не говорю уже о курсах немецкого, авиабилетах, отелях и пр.) ты еще занимаешься аутотренингом в духе "я еще не совсем старпер". Это порядком утомляет! Да и вообще сложно представить, что ты со своим бэкграундом сядешь за одну парту с 17-летними молокососами.
Я завершу сейчас свой многобуквенный рассказ кратким упоминанием о своих планах.
Пока Надя все это проворачивала, я вальяжно думала, что просто поеду с ней в Германию, получу какую-нибудь визу под изучение немецкого языка, буду себе удаленно что-нибудь писать и думать о вечном. Но когда я стала выяснять детали, оказалось, что такой номер не пройдет. Главное препятствие - то, что учебную визу под изучение языка немцы дают только на год, а потом ты либо должен куда-то поступить, либо - скатертью дорога.
Я совершенно не понимала, куда же мне поступить, я вообще с юности глубоко интересовалась психотерапией, но у меня с ней сложные отношения - то я ее люблю, то презираю, к тому же, никак не могу понять, какая же именно психотерапия мне нравится и куда я ее хочу приложить. С одной стороны, меня возбуждают обычные невротические проблемы. С другой стороны, я вприпрыжку неслась на семинары по психиатрии в бывшей Кащенко, с третьей, я также фанатела от Оливера Сакса с его нейропсихологией и "Человеком, который принял жену за шляпу".
После долгих мучительных размышлений мне пришла в голову неожиданная мысль поступить в магистратуру по клинической психологии, пару лет поучиться и заодно понять, что же меня вообще так привлекает.
Так что я вот сейчас пойду на курсы немецкого языка, которые за 4, 5 месяца обещают поднять мою языковую компетентность до небывалых высот, а потом буду подавать документы либо на клиническую программу, которая как раз со следующего зимнего семестра тут откроется, либо на "доп. проф. образование" под названием "Психологическая психотерапия", которое существует на базе кафедры клинической психологии в ТУДе (Технический Университет Дрездена) и длится три года. Кстати сказать, 23 числа я иду к ним на собеседование, обещали провести на английском :) Вот, думаю, может, они меня после собеседования с этого года зачислят? Как учиться буду - не знаю, но это, в сущности, такие детали....:)