В духе Офуны-9. No Future (о фильме «Весенние мечты»).

Oct 08, 2007 14:12


Фильм внушал опасение, поскольку непонятно: что может снять художник после выхода из экзистенциального штопора («Баллада о Нараяме» /1958/); тут любая картина окажется нижним этажом. Но Киносита находит почти идеальный выход, не раз выручавший умных режиссеров (например, Бунюэля), которым судьба ниспослала звезду с неба; тянуться за второй и глупо, и бесполезно.

Спустившись с Нараямы важно почувствовать себя живым, откликающимся на покалывания окружающего мира. Сравнение с поздним Бунюэлем неслучайны, хоть и опосредованы: Киносита демонстрирует быстроту реакции, чувство юмора, остроту ума и адекватность восприятия, предлагая злую сатирическую трагикомедию о современных нравах. Язвительную интонацию шустрой камерной пьесы (за речью героев не успевал даже переводчик, чем внес(ла) немало раздражения в просмотр) менее всего ожидалось встретить у поборника сентиментализма и носителя канонов традиционалистского киноискусства.

Действие фильма почти не покидает павильона - гигантского особняка, в котором в окружении прислуги проживает глава фармацевтической компании со своею семьёй: чокнутой мамашей-миллионершей, оставившей сыну богатство «заводов, газет, пароходов», и тремя недалекими отпрысками. Старшая дочь забавляется блудом в собственном доме, ежедневно, меняя ухажеров; вторая дочь помешалась на богемном художнике и мечтает сбежать с ним в Париж; единственный сын мается дурью, мучаясь, какой бы «великой идее» посвятить свою драгоценную жизнь.

С европейским цинизмом Киносита отвешивает оплеуху всем сословиям, попадающим в кадр: богачам, заселяющим дом (лентяям и пустобрехам), разночинцам (готовым предать своего работодателя в ответственный момент), прислуге (отнюдь не невинным овечкам, каковыми прикидываются перед хозяевами), нищим (слетающимся как стервятники к телу умирающего человека, чтобы обобрать труп).

Весенние мечты ведут к шизоидным обострениям у персонажей галереи Киноситы - мир буквально сходит с ума. Дом «штурмуется» снаружи и изнутри: на улице кипят забастовки, устраиваются поджоги, а особняк превращается в проходной двор, в котором не осталось ни власти, ни уважения: разыгрываются оскорбительные семейные сцены, кипят любовные утехи, шныряют бомжи. Режиссер мрачно подшучивает над признаками времени и своим сентиментальным прошлым, завершая бытовую карусель в традициях чёрного юмора - смертью хозяйки дома, богатой старухи, которая умирает в своей опочивальне в одиночестве, не дочитав томика «Ромео и Джульетты». Таким образом, мы наблюдаем, как холодеющее тело старого кино оставляет сам дух Офуны, и улетучивается восвояси; на пороге другие времена.

Оценка - 4,5 (из 6).

Просмотр: 05.10.2007, «Музей кино в ЦДХ», 35-мм проекция с англ.субтитрами, цв., широкоэкр., перевод в зале.

Выходные данные фильма.

«Весенние мечты» / 春の夢 (Хару Но Юмэ).
Производство: "Сётику (Офуна)", 1960
Хронометраж: 103 мин.
Автор сценария: Кэйскэ Киносита
Оператор: Хирюки Кусуда
Художник: Тиёо Умэда
Композитор:Тюдзи Киносита
В ролях:
Эйтаро Одзава (Сёбэй Окудайра, глава семьи)
Тиэко Хигасияма (мать Сёбэя),
Яцуко Танъями (Тамико Окудайра, первая дочь Сёбэя),
Марико Окада (Цуруко Окудайра, вторая дочь Сёбэя),
Юскэ Кавадзу (Мамору, сын Сёбэя),
Ёсико Куга (Кадзуко Ясуги, секретарь Сёбэя),
Сюдзи Сано (доктор Ханамура),
Тисю Рю (Синъитиро Ацуми),
Митико Араки (Яэ, служанка матери Сёбэя),
Юкиё Тоакэ (Умэко, служанка в доме Сёбэя),
Мэйко Накамура (Кимико, служанка в доме Сёбэя),
Синдзи Танака (Эйити Като)

Япония, Тисю Рю, Кусуда, Одзава, Тюдзи Киносита, Киносита

Previous post Next post
Up