Jun 26, 2017 13:38
После удручающе мещанского опуса Жоакима Лафосса «Семейный бюджет» (муж и жена тоскливо и с перебранками идут к разводу и разделу имущества) я просто обрадовался небанально построенному, взрывающему мозг фильму Арно Деплешена. Хотя зрители в своей массе, кажется, были разочарованы. Пригласив в фильм звезд Котийяр и Гейнсбур, Деплешен, образно говоря, привел свой поезд не на тот вокзал, прежде всего, попав на открытие Каннского МКФ, где вряд ли предполагалось наличие пугающей двусмысленности. Теперь его фильм, благодаря тем же удачно расположенным звездам, пойдет в прокате, оставляя за собой репутацию неудачной мелодрамы менаж э труа. Немало еще зрителей собьет с толку, почему история неожиданного возвращения жены к мужу, который за это время успел полюбить другую, так куртуазно развивается, изворачивается подобно ужу на раскаленной сковородке. Мне было проще в том смысле, что это не первый мой фильм Деплешена, у меня было время настроиться на эксцентрический фарс с многочисленными обманками, ответвлениями сюжета, вложенными одно в другое, эскападами диалогов и сенсуальными истериками. Признаемся, что фильм "Призраки Исмаэля" не всегда и не во всем удачен, но это абсолютно та же самая вселенная Дедалю(у)са, монументальная и изощренная, развивающаяся в разные стороны (хотя при другом ракурсе, она как бы остается взрывом в одной голове). Карнавал вывалившихся из шкафов призраков является прикрытием для, кажется, единственно по-настоящему тревожащей Деплешена темы - темы памяти, которой он питается и которую пестует, бомбардирует мнимыми сюжетными ходами, изучает ее механику, манипулирует ее избирательностью, иронизирует о ее значении, отчаянно взывает к прошлому и топит в забвении. Родственные связи героев и мелодраматические ходы, провоцируемые фактом наличия этих связей (между мужем и бывшей женой, мужем и второй женой, между новой женой и старой, между тестем и зятем, между отцом и дочерью) закладывают генетическую матрицу памяти, выступают драйвером желания не только что-то помнить, но и что следовало бы забыть. В первый день встречи с объявившейся женой Амальрик дурью орет: «Настоящее - это дерьмо». Фильм Деплешена (и не только этот), видится мне попыткой опровергнуть подобное утверждение, найти подходы для примирения с самим собой, нащупать свое тихое уютное место в сегодняшнем дне, несмотря как на несовершенство собственной психофизики, так и на давление багажа памяти своей и чужой. Амальрику в финале удалось поквитаться с призраками, он успокоился, обрел равновесие, наконец-то стал много работать. Еще одна обманка Деплешена для доверчивой публики. Не будем обольщаться - равновесие в мире интеллектуала-невротика положение неустойчивое, без призраков нет художника.
ММКФ-2017,
Франция