ММКФ-2016 (44). "Атака" ("Теракт") (Зиад Дуэри, Ливан-Франция-Катар-Бельгия).

Jul 01, 2016 13:15

Участник конкурса МКФ в Сан-Себастьяне, получивший награды ряда восточных фестивалей от Марракеша до Стамбула.
Перспективный врач, по происхождению араб, удовлетворенный жизнью, работой, семьей, получает национальную премию Израиля в области медицины, на церемонии говорит проникновенные слова о мире, умиляет присутствующих. А на следующий день его жена становится жертвой теракта. Сам вчерашний лауреат попадает в застенки Шин Бет по подозрению в соучастии, так как установлено, что смертницей в ресторане Тель-Авива, унесшей жизни 17 человек, была его жена. Героя допрашивают с пристрастием, но освобождают за недоказанностью. Персонаж раздавлен наваждением скорби, но еще больше - невозможностью постичь умом возникшую ситуацию. В попытке то ли очистить имя жены (в Тель-Авиве она навеки детоубийца, в Палестине - праведница), то ли спасая самого себя от атаки безответных вопросов, разрушающих сознание, герой, по обнаруженным зацепкам, отправляется в Палестинскую автономию. Поначалу сюжет кажется почти невероятным, чтобы круг светских городских цивилизованных людей, без социальных мотивов и психических катаклизмов, поставлял на рынок войны шахидок-смертниц. Но в целом примиряешься с гипотезой ввиду художественной убедительности самой истории. Не стоит сводить трагедию к тоске замужней женщины, лишенной любви и внимания со стороны мужа и чувствовавшей себя чужой в сытом мире - это слишком пошло. Скорее, следует говорить об аллегорической трактовке ситуации в самом Израиле, сочетающим разные правды, столь разные, что они непримиримо отрицают друг друга до последнего вздоха и капли крови. Отстраняясь от ближневосточной темы, это еще и притча о том, что в потоке сумасшедшего мира мы на самом деле вряд ли доподлинно знаем с кем мы живем поблизости. Человек остается тайной, которую не постичь умом (и не надо), которой можно только довериться и, может быть, тем самым удержать на один миг мир в границах мира.

Вообще программа "Открытие: кино бурлящего арабского востока" - одна из лучших на ММКФ. Определенно, она авторская, но я до сих пор не знаю, кто ее собирал.[upd - подсказали, что курировал программу Кирилл Разлогов]

Зиад Дуэри - режиссер "Атаки", оператор, отработавший много лет техническим персоналом на куче голливудских фильмов, ассистент оператора в "Бешеных псах" и "Криминальном чтиве". Еще повод задуматься, какими витиеватыми дорогами движется жизнь.

ММКФ-2016, 2010's

Previous post Next post
Up