Сёхэй Имамура-4. «Безграничная жадность» /Hateshinaki yokubo/, 1958

Oct 02, 2010 14:43

Третья режиссерская постановка Имамуры представляет собой образчик «черного фильма» - жанра дерзкого и лихого, только-только вступающего в Японии в зенит популярности ( «Черная река» /1957/ Масаки Кобаяси, «Я жду» /1957/, реж. Корэёси Курахара, «Красота преступного мира» /1958/, реж. Сэйдзюн Судзуки, «Ржавый нож» /1958/, реж. Тосио Масуда).
...Через десять лет после окончания войны на железнодорожном вокзале собираются однополчане, служившие в некоем военно-медицинском подразделении. При ином жанровом раскладе их встреча потекла бы по рельсам «белорусского вокзала» - темы воспоминаний и самоопределения ветеранов в новой реальности. Но героям Имамуры нет места в реальности, где правят деньги и нажива, как не найти им радости в воспоминаниях и упоении прошлым. Они встречаются тайком, подобно шпионам: кодовым знаком встречи является звездочка, сорванная с головного убора солдата императорской армии. Герои сходятся вместе, чтобы откопать зарытую на исходе войны бочку с морфием, намереваясь, таким образом, поправить свои финансовые дела. Сегодня на том месте, где покоится клад, стоит мясная лавка. Арендовав находящийся поблизости пустой дом, герои (четверо мужчин и одна женщина) планируют подкопом добраться до заветной цели.
Несмотря на авантюрный ореол, лента все же затянута. Две третьих фильма Имамура пытается обвести зрителя вокруг пальца, предлагая полукомедийное повествование. Легковесность идет фильму во вред, ход сюжета предсказуем. Но когда к фильму совсем спадает интерес, режиссер выдает мощный финальный спурт. Горе-кладоискатели, которым по ходу действия постоянно не везло, обнаружив добычу, превращаются в убийц. Хищники хладнокровно уничтожают друг друга, а сюжет обретает долгожданную жесткость, если не сказать, кровожадность. Поскольку среди авантюристов затесалась женщина, этого достаточно, чтобы прикинуть, кто останется последним в живых. Демон в женском обличье - вечный художественный образ японского искусства, позволяющий Имамуре включить в фильм зрелищные элементы, свойственные кайданам. Подобно великому Кэндзи Мидзогути, женская тема в кинематографе Имамуры тоже получает свое приоритетное место. Однако в отличие от классиков кино, Имамура - представитель иного поколения, готового к откровенности и настаивающего на более тактильных взаимоотношениях с реальностью. Имамура использует женщину как пластичный материал для изображения сцен коварства и низости. С этого фильма женщина становится для Имамуры верным проводником в мир лжи, цинизма и деградации.

Просмотр: 29.09.2010, «Музей кино в ЦДХ», черно-белый, широкоэкранный, проекция 35мм с англ.субтитрами, перевод в зале.

Кобаяси, Клейман, Япония, Судзуки, Имамура, Музей кино, 1950's

Previous post Next post
Up