Aug 14, 2010 21:49
Будучи подготовленным к просмотру чередой негодований (о надуманности фильма, провисах и слабом сценарии), мне лента Полянского неожиданно и совершенно понравилась. Это притом, что я ожидал от себя обратной реакции: долгие годы Поланский уверенно следовал дорогой неудач и способен был вызвать лишь сожаление и предсказуемую оскомину (лично мне после «На грани безумия» и «Горькой луны» и хвалить-то ничего не хотелось). Тем не менее, «Призрак» - образец стиля, выверенности и уместного авторского хладнокровия. Комфортное кино для нехитрого времяпрепровождения, блистательный выход на авансцену Его величества старорежимного мейнстрима. Поланский продолжает традицию, если сказать громко, самого Хичкока. Не только в том смысле, что его фильм адресован взрослому зрителю, и вызывает предрасположенность к детективной придумке стандартными киноприемами - пружиной интриги, наличием обаятельных характеров, конфликтом сильных героев, вниманием к деталям и второстепенным появлениям (на заднике фильма отлично отработали Джеймс Белуши и Илай Уоллэк, появляющиеся в кадре по одной минуте каждый). Мало ли удачных фильмов, сделанных по старым лекалам, но близость к Хичкоку в «Призраке» выражена тем, что автор и через плотную завесу жанра проявляет себя, даже в тисках развлекаловки не позволяя себе опуститься до статуса «жанрового негра». Если по триллерам Хичкока можно было изучать фобии и комплексы мэтра, то стопроцентное зрелище «Призрак», в котором, на первый взгляд, нет ни грамма авторского, высвечивает боязни и тревоги самого Полянского. В «Призраке» автор наносит хук в челюсть Америке, готовой предоставить убежище военным преступникам (а по существу выращивает тех по всему миру), высказывается о бремени публичной персоны, подставленной журналюгами на съедение демосу, пророчит себе участь квартирного узника, и снова наносит хук, когда призраком проникает на территорию запрещенной страны, второй командой снимая натурные эпизоды «Призрака» в Массачусетсе. Наконец, автор затрагивает вопросы, которые уж совсем не укладываются в задачи одномерного кино. О плате за успех, когда даже невинное прошлое экс-лидера нации таит в себе горючее, способное взорвать его настоящее. Об игре больших ставок, которая не каждому смертному по зубам, а лишь избранным. О верности принципам, которая всегда граничит с риском для жизни, будь ты сверхзащищенный VIP или жалкий работник обслуги. О пуповине, связывающей Цезаря и его ближний круг: кто от кого зависит, и кто чьим призраком является на самом деле?
2000's,
Берлин-2010,
Полянский