тасс показывает класс (о фильме "ТАСС уполномочен заявить")

May 21, 2008 21:52


Многосерийный художественный фильм (не хочется обзывать его сериалом), оказалось, поставлен по-умному и не потерялся после изменения идеологических полярностей. Пожалуй, это одна из лучших шпионских картин СССР 80-х годов (если не самая лучшая) - за счет продуманных комбинаций, уважения к диалогу и мелким психологическим деталям, что свойственно, без сомнения, выдающемуся сценаристу и писателю Юлиану Семенову. Ощутимым достоинством является блистательная работа актерской школы. Интеллектуальная игра резидентов разведок Глэбба (В.Кикабидзе) и Славина (Ю.Соломин). Яркие характеры, из числа которых: обворожительная феминистка, мата-хари, Пилар (Э.Зубкова), профессиональные и трезвомыслящие представители журналистской братии - Пол Дик (А.Петренко), Степанов (Э.Марцевич). Любопытные советские типажи, немало говорящие о культуре и людях того времени - работник торгпредства Зотов (Л.Куравлев), ювелир (Г.Светлани), Парамонов (М.Жигалов), Винтер (И.Алферова). Не дураками, а прагматичными и думающими людьми явлены представители ЦРУ: руководитель резидентуры Лоуренс (Х.Мандри) и Нельсон Грин (Г.Тейх). А вот гэбэшники выглядят либо дураками (Архипкин - Н.Скоробогатов, Дронов - В.Андреев), либо негодяями. Поразительно, в каком омерзительном свете выставлено КГБ (генерал Константинов - В.Тихонов, и его помощник Макаров - Н.Засухин): как они высокомерны, как насмешливо разговаривают с людьми, имеющим несчастье оказаться в поле зрения их ведомства (подруга Дубова, хирург, засвидетельствовавший смерть О.Винтер), как они читают им мораль и унижают достоинство.
Есть, конечно, ляпы, связанные с превратным пониманием жизни за железным занавесом, но это издержки времени и нищеты (вроде анкедотического гримирования (ваксой, что ли) светлых актеров, играющих роли представителей африканской страны). Но общий вывод складывается весьма диссидентский для того времени, т.е. не питающий уважения к властным структурам и концентрирующий внимание на человеке, его особенностях и слабостях. Что касается жанровой стилистики, то сегодня она пребывает в большом унынии. В этом смысле 10-серийный фильм Владимира Фокина ("Сыщик", "Транзит") демонстрирует класс, который мало кому нужен - крепкий жанровый авантюризм, шахматная игра умов/амбиций сегодня не востребованы и уступают место одноклеточной мышиной возне разных бондов и борнов, постепенно сводящих жанр шпионского фильма к комиксу о супергероях.

Просмотр: май 2008, телеканал "Столица"
Оценка - 4,5 (из 6).

Наше кино, 1980's, Фокин

Previous post Next post
Up