…чтобы наш Большой Уссурийский стал локомотивной идеей не только для родного города, но и для всей страны…
Какие локомотивы у нас были до этого?
Саммит АТЭС…
Владивосток - порт. Большой, но всего лишь. На его месте с тем же успехом могла бы быть Находка или, к примеру, Ванино (если бы, конечно, президента Иваном звали).
И никакого глубинного смысла, никакой идеи особенной здесь, увы, не было.
Порт, чтобы больше торговать и за рубеж вывозить всё то же сырьё.
Наверное, неплохо получилось пустить пыль в глаза всему миру. Ну и всё тот же девиз «срубить бабла по лёгкому».
В этом, что ли, российская идея?
Русский остров…
Точка роста. Куда расти-то? В море?
Но одной морепродукцией всю страну не накормишь.
Университет, конечно, очень хорошо, но зная опыт московских вузов, можно с более чем стопроцентной уверенностью гарантировать, что его выпускники дальше Владивостока никуда не поедут - кроме Москвы и Питера, разумеется.
Выбирать для университета самое южное и тёплое, да ещё и недавно специально теплично-обустроенное место на Дальнем Востоке - самый лучший способ отгородить его от остального региона.
Олимпиада…
Сочи - курорт. Тоже всего лишь. И имея под боком Турцию, он никогда не станет курортным российским мегапроектом. Просто потому, что в Турции тупо теплее.
Крым…?
Ну…
Короче.
С чего взять всё-таки точку отсчёта? Так, чтобы она для обеих стран была общей?
Ну…, может быть, для начала поинтересоваться мнением соседей?
Вот недавно заместитель председателя правительства Китая Ли Юаньчао на Санкт-Петербургском экономическом форуме выступал. Приведу пару цитат из его речи (
https://rusanalit.livejournal.com/1876058.html):
«Шансы сотрудничества развернуты на основе взаимодополняемости экономических преимуществ Китая и России. В России ощутимые научно-технические ресурсы и интеллектуальное преимущество. Китай имеет свои сильные стороны. Это огромный рынок. Сегодня это самый большой рынок в мире. Между прочим, этот рынок и дальше наращивается и расширяется. В Китае самая богатая рабочая сила. В Китае огромные финансовые ресурсы, это, конечно, благодаря трудолюбию китайского народа. Эти производственные факторы, в случае эффективного сочетания и распределения, создают мощнейшую движущую силу для экономического роста. Для роста и китайской экономики, и российской экономики.
…
…между нами естественное экономическое сотрудничество, не то, что сотрудничество через какой-то океан. Это во-первых, а во-вторых, что самое главное, наше сотрудничество является и взаимодополняющим, и наше взаимодействие не носит конкурентный характер. Наше сотрудничество позволяет нам дополнять друг друга. Между нами - заметная взаимодополняемость. Как сказали наши бизнесмены, в России обширная территория, а в Китае - самый трудолюбивый в мире народ.
…
Что касается структуры рабочих сил в России, большая интеллигенция, молодежь хочет работать так называемыми белыми воротничками, а в Китае много технических специалистов и рабочих сил. (11.48.36). В географическом плане в Китае более развит восток и менее развит Запад, а в России наоборот. Так что в этом плане, еще раз скажу, взаимодополняемость».
Все, естественно, сразу обратили внимание на слегка провокационные слова про обширность российских территорий и трудолюбивость китайского народа. Нет. Я хотел бы сейчас выделить в его речи кое-что другое.
Первое - это слова про то, что «в России ощутимые научно-технические ресурсы и интеллектуальное преимущество». Второе - когда он говорил о структуре рабочих ресурсов России и в первую очередь упомянул «большую интеллигенцию».
И мне кажется, сказанные им слова всё же не просто комплимент - думаю, он и в самом деле так считает.
Какими бы мы ни были… И какими бы не были - а мы, естественно, не самый лучший в мире народ - таких в природе вообще не бывает. Но есть и у нас свои плюсы.
Пусть мы даже и не умеем изящно - у нас в основном грубо получается. Грубо - но весомо и зримо. Масштабно. И мозги у нас есть. Не острые галльские и не германские сумрачно-гениальные - нет, свои. Масштабные - в соответствии с размерами страны. И такой - свой особенный тип мышления: не способный оценить размеры бревна в собственном глазу, к сожалению, но который зато не пугают никакие - даже самые неизмеримые в своей грандиозности расстояния и масштабы. Так что мы тоже полезны человечеству - своей индивидуальностью.
И Китаю полезны тоже.
Понятно, что в первую очередь ему нужны наши ресурсы - своих Китаю остро не хватает.
Но есть в нас и ещё один немаловажный для соседей интерес - вот он:
Научно-технические ресурсы, интеллектуальное преимущество и «большая интеллигенция».
Вот как раз именно в этом аспекте я и вижу перспективы взаимовыгодного приграничного российско-китайского сотрудничества. Природные ресурсы продавать ума много не надо и никаких особых зон для этого создавать смысла нет. Как и тотализаторы устраивать - этим китайцев не заинтересуешь. А вот наш интеллектуальный ресурс был бы им очень интересен.
Что мне нравится в азиатских народах - так это то, что им никогда не было зазорно учиться у других и перенимать чужой опыт. Китай при всей его пятитысячелетней истории совсем даже не против перенять всё работающее из варварского - европейского способа мышления. Тем более у нас - их единственных европейских соседей по Азии, к тому же сумевших за недавнее время своим дружеским отношением нейтрализовать весь прошлый исторический негатив.
И, на мой взгляд, при осмыслении идеологии развития Большого Уссурийского оба этих фактора нам просто-таки необходимо использовать в обязательном порядке: и желание соседей учиться у нас, и исключительно положительную ауру этой бывшей спорной территории, добрососедское разрешение конфликта вокруг которой до сих пор ещё, надеюсь, свежо в китайской памяти.
Я и хочу использовать - вот только моё видение перспектив острова, к сожалению, страдает тем же самым недостатком, что и вариант развития его как транспортного железнодорожного хаба, что и вариант со строительством штаб-квартиры БРИКС - это точно такой же прожект.
Увы - время упущено и в стране уже никогда не будет столько халявных денег, как раньше - теперь нам, дай Бог, чтобы на самые необходимые программы хватало - где уж тут говорить о перспективах. Это первое.
Второе - то, что определив уже для себя единственную точку роста Дальнего Востока, никто не будет не то, что создавать ей конкурента, но даже и просто помогать ему. Просто потому, что это противоречит самой руководящей идеологии созданной ныне в стране безальтернативной вертикали власти.
Ну а в-третьих, предлагаемый мной вариант никак не позволить быстро срубить бабла - реальная прибыль от него пойдёт не скоро. Причём прибыль эту не всегда можно будет измерить деньгами.
Потому что прибыль эта бесценна.
Так что будем, видать, на острове всё-таки тотализатор для богатых китайцев организовывать.
Ну и ладно. Помечтать-то мне можно?
Короче, если бы страной рулил я. (Нет, я не про то, как сейчас мы с украинцами были бы лучшими друзьями, а США безуспешно обивало бы порог Свободного Евразийского Экономического союза с прошением об ассоциации). :/
Я всего лишь об острове.
Перехожу к собственно прожекту.
Он двуедин. Инь и Ян.
И в роли Инь я вижу инфраструктуру, которая должна стать матрицей - формирующей и задающей начальные импульсы всем последующим начинаниям. И людям - тем, которые претворяли бы их в жизнь.
Вот такой инфраструктурой как раз и мог бы стать университет - русско-китайский, объединяющий в своём образовательном процессе наработки обеих наших традиций. Причём университет свободный - независимый и самоуправляемый.
С двуязычным (как минимум) преподаванием и, естественно, с совместным обучением русских и китайских студентов.
И как раз именно здесь он и был бы к месту. И потому, что отсюда есть куда расти, и потому что связан был бы не только с Хабаровском, но и с другими территориями, о которых позднее.
А в роли Ян я бы предложил космос - то есть то направление, которое будет определять судьбы всех земных государств в ближайшем будущем.
Китай рвётся в космос, но мы в космических технологиях пока ещё серьёзно их превосходим. Но и наше лидерство в этом направлении весьма призрачно: когда в дело вступает частная инициатива, государства конкуренцию с ней проигрывает неизбежно. Это закон естественного отбора: динозавры никогда не угонятся за млекопитающими - у тех просто-напросто совершенней обмен веществ. Так что всего лишь дело времени - когда мы безнадёжно отстанем от США.
Так что и нам есть интерес в китайских космических амбициях: объединив наши усилия, на пару мы реально способны стать в будущем серьёзными космическими игроками. Мы даже в силу нынешнего геополитического расклада обязаны это сделать. И лучшего места для объединения усилий, чем Большой Уссурийский Чёрный Медведь я не вижу - и в силу его пограничного положения, и в силу того позитива, который с ним связан.
И плюс к этому у нас ведь рядом ещё и космодром строится. Город Циолковский.
И в Комсомольске создаётся авиационный кластер - не совсем космос, конечно, но всё равно высокие технологии. И это же просто-напросто не совсем умно - строить космические корабли в несусветной дали, а потом их везти непонятно на чём, чтобы они, в конце концов, взлетели - тем более, когда рядом есть такой центр авиастроения. Логистика ни к чёрту. Оптимизировать надо. Под это дело, кстати, заодно и площадка в Ракитном бы пригодилась.
А посередине между Циолковским и Комсомольском как раз находится Хабаровск с его интеллектуальными ресурсами - которые так интересуют китайскую сторону.
И вот на Большом Уссурийском как раз и мог бы появится ещё один космический центр - интеллектуальный. Он мог бы включать в себя всё: и университет, основным направлением которого был бы космос - не только прикладной, но и теоретический, готовящий тех, кто выбрал себе дорогу в небо; и технопарк, служащий для реализации космических и околокосмических стартапов. Здесь могли бы размещаться и совместные русско-китайские институты по той же тематике. И даже БРИКС в какой-нибудь форме своего присутствия была бы к месту: космос интересен всем. Так что, может быть, и не двуязычие, а полный интернационал.
Хотя и хаб бы нелишним был - глядишь, мне бы тогда выпала честь в строительстве ещё одного моста через Амур участие принять.
Ну а в сумме вот это соединение:
инфраструктуры - Инь как Alma Mater - что по-латински значит «кормящая, благодетельная мать»
и ультраструктуры - Ян как идеи космоса - в сумме могло бы как раз стать «идеей не просто развития острова, а развития страны».
Свободная школа и свободный космос. И очень скоро мы бы поняли, что илоны маски рождаются не только в ЮАР. Тут главное просто не мешать.
Говорят, Дальний Восток - край Земли. Что ж…, раз здесь край, то отсюда логичнее всего и следующий шаг делать - в космос.
Геология. Именно на стыках тектонических плит возникают силы, порождающие новые горные породы.
География. Самые удобные места для городов находятся там, где встречаются такие разные стихии суши и воды: на берегах морей и рек.
Россия и Китай как раз вот такие две гигантские тектонические плиты и две разные стихии.
Но мы разделили спорные острова напополам. Типа по-честному.
Знаете, в русском языке есть идиома «делить шкуру неубитого медведя». Причём наших пол-медведя мы, по-моему, собираемся ещё и прикончить.
Нет. Пока не поздно. Нам нужно сегодня не просто не делить шкуру неубитого медведя, а сделать абсолютно другое - вообще его не делить. Пусть наш общий российско-китайский мишка живёт и процветает.
P. S.
Гималайский медведь, латинское название Ursus thibetanus. А иногда его выделяют ещё и в отдельный род - Selenarctos, что переводится как лунный медведь.
Ну…? Вы слышите?
Лунный!
Нет, ну столько совпадений уже никак не могут быть случайностью. Это нам уже звёзды просто открытым текстом говорят. И Книга Перемен тоже.