Извините, но текст очень длинный - даже для меня. Поэтому на две части разбил. Но так как тема местная, можно не мучиться. Тем более что в свете последних внешнеполитических событий актуальность написанного теряется почти полностью - можно даже новый тег придумать: «альтернативная история».
И чтобы сразу стало понятно, о чём речь:
Хэйсяцзы-Дао, то есть остров Чёрного медведя - так по-китайски называется Большой Уссурийский остров.
Так вот пока я ездил в Приморье, в Хабаровске как раз решали его судьбу:
Большой Уссурийский пока в идейной разработке И опять не решили, если судить по заголовку статьи в Коммерсанте.
«…концептуально обменяться идеями, что же такое Большой Уссурийский».
«Не просто (выяснить.- „Ъ“), что там построить, а идеологически - что там такое. Это ведь действительно мост между двумя огромными странами с большим потенциалом сотрудничества, и его надо очень правильно использовать,- объяснил Юрий Трутнев.- Не думаю, что сегодня есть хоть один человек, который обладает компетентностью и знает от и до, как это правильно сделать. Поэтому мы сейчас все вместе соберемся, обсудим, если убедимся, что идей мало - будем собираться еще. Нам надо убедиться, что это идея не просто развития острова, а развития страны».
Что ж…, плохо, конечно, что до сих пор нет даже идеологии, но есть во всём этом и положительный аспект - в том, что наконец-то хотя бы у одного руководителя столь высокого ранга появилось понимание, что на повестке дня стоит судьба не простого острова.
И ещё жаль, что «прессе дали послушать лишь вступительное слово господина Трутнева, само совещание прошло в закрытом для СМИ режиме», так что сам мозговой штурм присутствующих ответственных товарищей остался за кадром.
Я надеюсь, применённое мной по отношению к нашим чиновникам производное от слова «мозг» никого не вогнало в неразрешимый когнитивный диссонанс?
Лично у меня, честно говоря, в плане креативности чиновничьей мысли имеется преизрядно скептическое отношение. Рад бы ошибиться, но…
Но только все предыдущие их идеи, появившиеся в открытом доступе, особой оригинальностью не блистали - по сути, если утрировать, общим девизом для них может служить выражение «срубить бабла по лёгкому».
Развитие туризма, ипподром с тотализатором, в конце концов, организация игорной зоны - что в этом инновационного, дающего толчок для развития территории? По-моему, подобные проекты являются порождением типа мышления, сформировавшегося ещё во времена девяностых, когда думать о будущем было просто глупо - оставалось лишь урвать сейчас да быть бы живу завтра.
Да и интересно ли это Китаю - как государству с далеко идущими и весьма амбициозными планами? А ведь в таких вот зонах контакта столь разных цивилизационных моделей не добьёшься ничего без учёта интересов партнёра.
В отношении подобных идей, кому интересно, могу сослаться на информационный ресурс под названием «Стратегия - 2020: Мегапроекты Востока России»:
Концептуальные решения по развитию территории Большого Уссурийского острова ,
где прорабатывается как раз такой вариант: с парками, лошадьми и тотализатором.
Да - тотализатор, оказывается, и есть наш стратегический мегапроект. Увы.
Ладно, хватит критики. Немного позитива.
Какими бы ни были эти наши проекты развития территории, но они наконец-то хотя бы у нас теперь есть - раньше, во времена СССР ни о чём подобном и мыслей не возникало. Оно и понятно - острова были наши и ни о каком сотрудничестве с Китаем речи вообще тогда не шло. Так что при всей неоднозначности того достопамятного решения Путина о передаче Китаю половины территорий Большого Уссурийского и Тарабарова островов по факту получилось, что именно оно открыло перспективы развития перед этим бывшим в буквальном смысле медвежьим углом.
Хотя нет - неправ я. Точно знаю, что и в те времена насчёт него имелись серьёзные планы, в коих, правда, Китай не фигурировал никак - главным здесь было улучшение логистики Транссиба. Сейчас не помню кто - по-моему, Дальгипротранс даже прорабатывал варианты будущей прямой, минующей Хабаровск железнодорожной трассы: от Волочаевки через Большой Уссурийский с выходом на Транссиб уже южнее Хабаровска.
Планы эти, кстати, могли дать весьма ощутимый экономический эффект - как для всей страны в связи с сокращением расстояний перевозок, так и для конкретно Хабаровска. Посудите сами: освобождённая от грузопотока железная дорога с прилегающими к ней территориями; дорога, разрезающая город напополам - причём по продольной оси, что так осложняет транспортные внутригородские связи - она стала бы уже не зоной отчуждения, а тем самым коммуникативным стержнем, который бы как раз всё и объединял. А график пассажирских поездов легко можно было бы увязать с графиком скоростного трамвая, к остановкам которого и подвязать весь остальной городской транспорт.
План был отличный, но с появлением на карте мира нового государства он стал нереализуем: стратегия нынешнего Политбюро сводится в основном к устройству ипподромов и тотализаторов - и мне кажется, судить об этом можно не только по мегапроекту Большого Уссурийского.
Хотя, если посмотреть на соседей, подобный транспортный план мог бы заинтересовать и их. Я вот здесь в Гугле нашёл пост нашего хабаровского блоггера
aleonkin´а, который называется
Железная дорога Фуюань-Хабаровск. И там есть одна интересная карта:
(Извиняюсь, что без спроса)
В общем, связать Транссиб с Китаем через Большой Уссурийский с устройством на нём узлового железнодорожного хаба было бы весьма перспективной идеей. Ну а где ещё создавать хабы, как не в городе с названием Хаб-аровск?
Но - ладно. Что говорить о несбыточном? У нас в связи с Крымом могут или уже порезали даже и более важные проекты:
Деньги на дорогу до Якутска могут перебросить в Крым. Да и на Сахалин мост всё же важнее. Но и там, боюсь, нам ловить тоже нечего: к сожалению, Сахалин не Русский остров - название не такое красивое. Так и нам: Хабаровск в отличие от южного собрата не тёзка президенту.
А может, просто гранаты у нас не той системы.
Ладно. Теперь о настоящем.
Так что всё же изменилось в результате того акта безвозмездной и можно сказать, что дружественной передачи части нашей российской территории Китаю?
Ну, скажем так, моральный климат в отношениях двух стран - наверняка это его улучшило. Большой Уссурийский с тех пор можно стало называть символом наших добрососедских отношений - как отказ от имперского наследия прошлого. Так сказать, на свободу с чистой совестью. По крайней мере, мне кажется, китайцам было однозначно приятно.
И вот в свете подобного позиционирования этой территории очень любопытной мне показалась идея одного швейцарца, про которую мне рассказал всё тот же
aleonkin в комментарии к прошлому моему посту на эту тему (
http://vls-smolich.livejournal.com/150340.html?thread=1487428#t1487428):
«я был на презентации одного швейцарца, речь он вёл о возможных вариантах развития острова, так вот он сказал, что у БРИКС нет своей штаб-квартиры и тут, на острове, было бы идеально её разместить, т.к. он находится на стыке двух стран БРИКС».
Действительно - место для воплощения этой идеи в географическом плане единственное и уникальное. Конечно, у стран БРИКС сухопутная граница имеется не только здесь: во-первых, у Индии с Китаем она проходит по вершинам Гималаев, во-вторых и Россия с тем же Китаем имеет ещё пятьдесят сухопутных километров в горах Алтая, - но согласитесь, что всё это совсем не то.
Да, идея мне нравится. Иметь в черте города штаб-квартиру самого большого территориально и самого большого по населению экономического союза весьма престижно и, я думаю, благотворно могло бы сказаться в инвестиционном плане.
Но, на мой взгляд, помимо того, что это всё же просто мечты - не проект, а прожект, такое стремление стать столицей неважно чего, лишь бы получить административный ресурс, в конечном итоге губительно для любого города как живого организма. Засилье бюрократических структур, имеющих явно выраженное свойство размножаться - увы, не рожая новые организмы, а как амёбы - тупым почкованием и тиражированием копий самих себя, в конечном итоге сказывается на жизни в самом городе и на людях, его составляющих. Примером может служить вся наша Россия, больше всего страдающая именно от такого амёбно-бюрократического способа размножения. Но - ладно. Тема совсем другая, тем более что Хабаровску уж точно в этом плане ничего не угрожает.
Хорошо. А какие ещё есть у нас идеи? Я лично больше ничего конкретного не слышал.
То есть именно конкретного - просто объявить территорию свободной экономической зоной значит не сделать ничего - их хватает в мире и без нас. Нет, обязательно должна быть некое конкретное и перспективное позиционирование - что-то такое, что могло бы вызвать интерес. Как у наших обеих стран, так и у народов.
Здесь опять Трутнева процитирую, благо в данном случае его слова с моими мыслями совпадают полностью:
«Не просто (выяснить.- „Ъ“), что там построить, а идеологически - что там такое. Это ведь действительно мост между двумя огромными странами с большим потенциалом сотрудничества, и его надо очень правильно использовать…
Нам надо убедиться, что это идея не просто развития острова, а развития страны».
В общем, ну никак не тотализатор.
А насчёт моста так вообще хорошо - для меня мосты значат очень много, я в них даже высшую сакральность вижу - не зря моя профессия называется понтифик.
Да к тому же ещё и одну интересную параллель прослеживаю:
Узнаёте мишку, который герб Хабаровска держит? В котором вместе с тигром ещё один мишка?
Те самые, да.
Символично оно получается - если вспомнить китайское название Большого Уссурийского: остров Чёрного медведя. Это ведь они как раз в честь всё того же нашего гималайского белогрудого. Нашего, так сказать, хабаровского
Geniusʹа loci.
Гения места.
А сама форма острова вам случайно не напоминает ту самую белую манишку у него на груди?
Чайку белую?
Вот честное слово - такие вроде бы случайные совпадения обязаны взять на себя самую неслучайную смысловую нагрузку. Это обязательно нужно использовать.
Китайцы любят символы.
Я тоже.
И я действительно хотел бы, чтобы наш Большой Уссурийский стал локомотивной идеей не только для родного города, но и для всей страны. Мы же тоже народ - медведи?