Томас Манн о Фридрихе Ницше

Aug 02, 2015 18:12


 

В предыдущем посте начал излагать своем понимание Заратустры Ницше. Некоторые товарищи высказались в пользу того, что произведения Ницше превратно истолковали и без понимания личности автора невозможно разобраться в содержании произведения. Я с ними полностью согласился и решил обратиться за разъяснением к одному из самых великих гуманистов XX века Томасу Манну.

В своем труде «Философия Ницше в свете нашего опыта», написанном в 1947 году Томасс Манн, уже наблюдавший агонию Западного мира, обладая таким историческим опытом, оценивает жизненный путь и творчество Ницше.

Томас Манн тонко походит к критике философа, повлиявшего на целую эпоху. Он не обвиняет Ницше в дегуманизации, имморализме или фашизме, хотя многие подверглись этому упрощению. Он в полной мере рассматривает противоречивую, сложную трагичную личность. Говоря о своих чувствах, которые возникли при первом знакомстве с Ницше, Манн пишет:

«…То было чувство трагического сострадания к душе, пытавшейся одолеть непосильную для нее задачу и, подобно Гамлету, слом­ленной непомерным бременем знания, которое было открыто ей, но для которого она в действительности не была рождена; то было чувство сострадания к душе восприимчивой, нежной и доброй, испытывавшей горячую потребность в любви и благородной Дружбе и совершенно не созданной для одиночества, более того, совершенно неспособной даже понять то бесконечное, холодное одиночество, в котором замы­каются души преступников; то было сострадание внутреннему миру человека, первоначально исполненного глубочайшего пиетета к существующему Миропорядку, искренне привязанного к благочестивым традициям старины, а затем настигнутого судьбою и насильно ввергнутого ею в опьяняющее безумие пророческого служения, безумие, которое заставило его отринуть всякий пиетет, попрать свою собственную природу и стать певцом буйной варварской силы, очерствения совести и зла».

Но это не мешает критику объективно оценивать труды Ницше:

«Когда Ницше называет Заратустру творением, ря­дом с которым все созданное людьми выглядит убо­гим и преходящим, когда он заявляет, что ни Гете, ни Шекспир, ни Данте не могли бы и мгновения удержаться на головокружительных высотах его кни­ги и что у всех исполинов духа вместе взятых не до­стало бы мудрости и доблести даже на одну из речей Заратустры, мы понимаем, что перед нами - прояв­ление мании величия, один из эксцессов порвавшего с разумным началом самосознания. Заратустра с его полетами по воздуху, с его танцевальными вывертами и головой, увенчанной розами смеха, никем не узна­ваемый и повторяющий свое вечное; «Будьте твер­ды»- всего лишь безликая, бесплотная химера, аб­стракция, лишенная какой бы то ни было объемности; он весь состоит из риторики, судорожных потуг на остроумие, вымученного, ненатурального тона и сомнительных пророчеств, - это беспомощная схема с претензией на монументальность, иногда довольно трогательная, чаще всего - жалкая; нелепица, от ко­торой до смешного один только шаг».

Говоря о мотивах и первоначальном замысле автора Томас Манн дает такую оценку:

«Ведь побу­ждения его были самыми позитивными, самыми до­брожелательными, он лелеял мечту об ином, более возвышенном и мудром, более гордом и прекрасном человечестве и, если так можно выразиться, «ничего и в мыслях не имел», - во всяком случае, не имел в мыслях «ничего худого», хотя злого имел немало».

И в тоже время строго заявляет:

«Если истинны слова «по плодам их узнаете их», то для Ницше нет извинения».

Но также стоит признать и то, что фашизм действительно « содрал кожу с Ницшеанского сверхчеловека и натянули на себя, как уродливую маску»:

«Специфика фашизма чужда творческой фантазии Ницше, и нелепейшим недо­разумением было то, что немецкое бюргерство спу­тало фашизм с ницшевскими мечтами о варварстве, призванном омолодить культуру».

Манн утверждает, что Ницше противопоставил эстетизм истине и этике. Нравственность и жизнь - не совместимы, говорит Ницше, но это есть одно - утверждает Манн.

«Пора отказаться от взгляда на философию Ницше как на кучу случайных афоризмов: его философия, не менее чем философия Шопенгауэра, является стройной системой, развившейся из одного зерна, из одной все собою пронизывающей идеи. Но у Ницше эта исходная, основная идея по всему своему складу, в корне своем - идея эстетическая, и уже по одному тому его видение мира и его мышление должны прийти в непримиримое противоречие со всяким социализмом. В конце концов могут быть только два мировосприятия, только две внутренние позиции: эстетическая и  нравственная. И если социализм - мировоззрение, строящееся на строжайших нравственных основах, то Ницше - эстет, самый законченный, самый безнадежный эстет, какого знала история культуры, и его основное исходное положение, содержащее в себе зерно его дионисийского пессимизма,- положение о том, что жизнь достойна оправдания лишь как явление эстетическое, - необычайно точно характеризует его самого, его жизнь и его творчество философа и поэта, которые именно только как явления эстетического порядка и могут быть поняты и оправданы, могут стать предметом благоговейного почитания, ибо несомненно, что его жизнь, вся, включая финальное мифологизирование собственного «я» и даже безумие - это подлинное творение искусства, и не только по средствам выражения, совершенно изумительным, но и по самой своей глубинной сути; это зрелище потрясаю­щей лирико-трагедийной силы, неотразимое в своей притягательности».

Заключение Манна следующее:

«Ницше должен смириться с тем, что мы называем его гуманистом, должен стерпеть, что его критика морали рассматривается нами как последняя трансформация Просвещения».

И напоследок, то, как следует читать Ницше:

«Тот, кто воспринимает Ницше буквально, «взаправду», кто ему верит, тому лучше его не читать.
С Ницше дело обстоит точно так же, как с Сенекой, о котором он как-то сказал, что его следует слушать, но что не должно «ни доверять ему, ни полагаться на него».

Спасибо всем товарищам, которые своими комментариями направили меня на путь истинный.

философия, фашизм, гуманизм, Литература

Previous post Next post
Up