Ораторий при церкви Санта Чита (ныне переосвященной в честь Святого Мамилиана Палермского) был основан обществом (компанией) Царицы Розария и Святой Зиты. Скульптурное оформление оратория - второй масштабный проект
Джакомо Серпотты после оратория Сан Доменико.
Сама церковь, к сожалению, была закрыта (как и Джезу, она очень сильно пострадала от бомбардировок второй мировой войны, а в наше время, видимо, используется не часто). Доступ к ораторию осуществляется через симпатичный двор…
1.
… и комнату, стены которой украшают портреты руководителей компании.
2.
Джакомо Серпотта выполнял фигуры и орнамент из стукко в течение 32 лет. Здесь мастер достиг вершин своего мастерства. Это наиболее сложный и насыщенный проект из всех работ мастера, его родственников и последователей (т.н. боттега Серпотты, состоящая не менее, чем из 12 скульпторов).
3.
Наиболее насыщенной является южная стена (контрфасад).
4.
Центром композиции является Битва при Лепанто. Победа объединенных итальянских войск над турками в этом сражении была очень значительна в социальном, религиозном и политическом смыслах (но не в военном). В частности, именно после этой победы появляется богородичный тип почитания «Царица Розария».
5.
Благословляющая битву Богородица. Обратите внимание на сливочные облака, как здесь, так и в других сюжетах.
6.
Под самым сводом изображена Коронация Девы Марии.
7.
Окна на обеих стенах также окружены лепниной.
8.
Под каждым окном - ниша с сюжетной композицией.
9.
Сцены под окнами и еще четыре на контрфасаде посвящены евангельским событиям. Посмотрим поближе.
Благовещение:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами… и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус… (Лк. 1:28-33)
Обычно Богородицу изображают с веретеном или с книгой на аналое (здесь мы видим обе детали - веретено лежит в корзине рядом с аналоем). Согласно церковному преданию, в момент Благовещения Мария читала пророческий отрывок из книги пророка Исайи: "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына". Веретено - подробность, описываемая в апокрифическом Протоевангелии Иакова - якобы в момент Благовещения Мария ткала порфировую завесу для Иерусалимского храма.
В утраченной руке ангела, вероятно, была изображена лилия - также частый иконографический атрибут, символизирующий непорочность Богородицы и благочестие.
10.
Встреча Марии и Елизаветы:
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк. 1:41-43)
Мужские фигуры слева - вероятно, Иосиф Обручник и Захария.
11.
Очень красивая сцена Рождества Христова.
12.
Фигура слева от Богородицы - наверное, пастух.
13.
Обрезание Господне:
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2:21).
14.
Далее - Страсти Христовы. Моление о чаше:
Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его… Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22:40-46).
15.
Бичевание Христа:
Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его (Ин. 19:1).
16.
Возложение тернового венца:
…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17).
17.
Крестный путь:
Данный сюжет также присутствует только в церковных преданиях. Благочестивая еврейка подносит падающему под тяжестью креста Иисусу платок. На ткани остается отпечаток - истинный образ Христа, называемый Спасом Нерукотворным или Vera Icon. С III-IV вв. эту женщину начинают созвучно поминать Святой Вероникой.
18.
Воскресение:
Традиционная западная иконография не имеет евангельского основания целиком символична: Иисус взмывает из раскрытого гроба с флагом или крестом в руке. Внизу изображаются поверженные воины.
19.
Сошествие святого духа (Пятидесятница):
Обычно изображаются 12 апостолов (вместо Иуды - Павел), но тут их всего 10.
20.
Дальше фото более крупных фигур. Тут аллегории, ангелы, путти, атланты и т.п.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
В алтаре картина
Карло Маратты «Царица Розария» XVIII в.
31.
Напоследок узор с очередными пупсами…
32.
… и орел.
33.