«Помни» «(Нолан`00)

Sep 04, 2011 01:29



«Помни» «(Нолан`00)

Последние 11 лет слишком часто приходилось объяснять, что такое фильм «Помни». Именно вот так вот, не просто пересказывать. Что - удивительно, так как фильм стал шедевром всех времён и народов как раз потому, что он говорит просто о сложном. Говорит прямым доступным текстом о сакральном, что есть высшая степень достижений в искусстве. Ну я, по крайней мере, подобного уровня в кино не встречал. Есть шедевры художественные, чистое искусство вроде «Города потерянных детей» и «Деликатесов» (вот и названы три любимых фильма), но такого раскрытия темы больше не встречалось. Сакральным я тут называю то, что всегда с нами, часть нашей жизни, которой мы не видим, поскольку наше внимание к этому не приспособлено социумом. Например - воздух. Мы им дышим, без него - никуда, мы им пользуемся, потребляем, но он остаётся вне внимания. Например - Бог.
Я капитально от этих разговоров устал. Когда на трекере появился рип фильма, где можно посмотреть театральную (обычную) версию, а можно посмотреть хронологическую - я его, конечно, скачал, а сейчас сел смотреть хронологическую и на 15 минуте решил начать рецензию.
В чем прикол: в этом фильме Нолан изобрел нелинейный монтаж, где повествование, в соответствии с концепцией сюжета, ведётся с последнего эпизода к более ранним. А теперь стало возможным посмотреть эпизоды в хронологическом порядке, что позволило уделить больше внимания самому сюжету, а не концепции. Короче, в 4-5 раз пересматривая «Помни», я решил заодно раскрыть своё понимание этого фильма, чтобы в будущем (учитывая нынешнюю безграничную популярность Нолана) отсылать к этому посту, а не жевать сопли.
О сюжете. У чувака особенная амнезия. В жизни случилась психологическая травма - погибла жена. Всё, что было до, он помнит отлично, но после травмы живет отрезками по несколько минут. Через несколько минут рубильник - забывает происходящее, помнит только всё, что до травмы. Такими отрезками и живёт. Чтобы накапливать опыт, он прибегает к запискам самому себе - в основном татуирует на собственном теле, чтобы не рисковать. Доверяет только собственному почерку, поскольку всегда осознаёт свою болезнь и опасается доверить записку для себя второму лицу - лицо может быть заинтересовано в обмане. Чтобы через 10 минут полностью доверять написанному, он короткими фразами пишет сам на себе и ещё фотографирует «факты» на «полароид», подписывая фото. В таких условиях парень продолжает жить и бороться по заданной причине - он расследует дело об убийстве жены, ищет виновного, чтобы убить его.
Почему «факты» в кавычках: вот чувак очнулся в неведении (где он?), и ему звонят. Он, понимает, что у него мало времени - скоро его выключит, - и начинает говорить с голосом из телефона о самом главном - о деле своей жены. В процессе разговора его посещает озарение - убийца жены, сопоставляя накопленный материал с телефонными новостями - драгдилер. Он сразу татуирует это на руке. Через пару минут, еще владея краткосрочной памятью, чувак срывает бинтик со свежей татуировки (с прошлого сеанса жизни) и читает: «ни с кем не разговаривай по телефону». Тупик, он бросает трубу, но его сейчас отключит, а татуировка о «драгдилере», подсказанная нектом из телефона, останется. Вот тебе и озарение.
Чувак придёт к свой цели - он кого-то убьёт, основываясь на своих записях. Виновного, или старого приятеля, или копа? И не одного.
Наверное, чтобы сразу воспринимать «Помни» «правильно», стоит с самого начала видеть в главном герое Ленни - человека, а во всех остальных - тех, кто имеет надчеловеческую память. Пожалуй, не всегда это будет получаться, но польза останется.
Тогда фильм уже становится не о конкретном чуваке со странной болезнью, а просто о человеке, иначе говоря - о людях. Люди, воплощенные в Ленни, не помнят. Мы не помним своих чувств, эмоций и ощущений, намерений, состояний в момент принятия долгосрочных решений, даже обиды теряются в подсознании, хотя могут по-прежнему работать оттуда. Сохраняется память тела: Ленни помнит, где у него фотоаппарат, достает привычным движением. Он говорит в фильме: «Я знаю, какой будет звук, когда я постучу по столу. Знаю, какой будет на ощупь эта пепельница». Это знание - не память, скорее узнавание: Ленни узнает звук, когда постучит, но даже его кровная месть не имеет иной памяти, кроме слов. Тот опыт, которым мы оперируем, мы несём в виде слов, формулировок.
1.31: «- На записки нельзя полагаться, - говорит Тедди.
- Полагаться нельзя на память, - отвечает Ленни, - Память ненадёжна, гроша ломаного не стоит. Память интерпретирует, а не фиксирует. Я хочу найти этого парня - он напрочь лишил меня памяти. Он отнял у меня жизнь.»
Между тем, Ленни в своем заболевании фактически живёт так, что многие назвали бы его жизнь «полной». Он ни минуты не проводит в праздности, действует беспрерывно - у него нет иного выхода, потому что осознанная жизнь его реально коротка: всего несколько минут. Никаких привязанностей - он индифферентен к деньгам, не помышляет ни о каких удовольствиях, он вынужденно резкий и целеустремлённый человек. Но всё, чего он может добиться при всей своей целеустремлённости - это вера в то, что его действия, которые исчезнут из его памяти и жизни через несколько минут, всё равно имеют смысл. 1.36: Ленни: «Если я ничего не помню, то это не значит, что мои действия лишены смысла. Мир не исчезает, если закрыть глаза». Развитие сюжета показывает, что желаемого смысла в действиях беспамятного не много. Если сегодня после очередной сигареты ты не можешь понять, зачем куришь и выбрасываешь пачку в мусор, то завтра, покупая новую, ты будешь вспоминать, с чего это накануне так погорячился. Какой смысл в этих двух действиях, дискредитирующих друг друга?
В избранном Ноланом масштабе весь накопленный жизненный опыт героя отражен в фотоснимках и надписях, которые он делает для себя, но из которых в конце концов делает неправильные выводы, и его поступки противоречат сделанному немного раньше.
Я уж не знаю, для чего это происходит с нами, но уверен, что все осознают данное качество памяти, если имеют к этому достаточно внимания. А вот почему это происходит: именно из-за внимания, которое в человеке слабо выражено и еще более стирается в ускорении темпа жизни. Каждую секунду меняется уровень комфорта для тела и мозга - температура, влажность, звуковой фон и уровень его шума, проносятся некие воспоминания - о приятном, или об обязанностях, меняются окружающие смыслы, всё это и многое другое меняет понимание и ощущение реальности беспрерывно. Стоит отвлечься, сменить объект своего внимания, и ты уже не сможешь вернуться в пережитое секунду назад состояние. Или, если угодно, измерение. Такое удивительное явление, как дежа вю, делает это - возвращает в пережитое когда-то состояние. По редкости дежа вю можно судить о том, насколько мало такое возвращение к себе прежнему доступно.
Поэтому герой Гая Пирса постоянно тяготится страхом перед потерей памяти - он торопится, всё время спешит из каждой мысли вернуться в какое-то первое переживание - первое из того, что он помнит. Но человек не может торопиться всё время и, постепенно стираясь, принятое решение или осознанная идея становятся непонятными, с каким бы откровением они не явились. Такова память. Так вот, для того, чтобы справляться с этой бедой, человек имеет слова (ну если совсем обобщать, то и «полароид» тоже).
Женщина в фильме, Натали - обычный человек «с памятью», в котором Нолан даёт сравнение. Так же, как и «больной» Ленни, она постоянно меняется. То она сочувствует ему, словно пробуждаясь, когда он напоминает о чувствах. То использует его, когда не напоминает. Сравнение и подсказка этого персонажа в том, что у «здоровой» Натали тоже нет памяти - она помнит только слова, в которых сформулирована её цель. Так же, как и Ленни. Какие-то заветные слова работают для неё движками - она вспоминает их и тут же совершенно меняется, становясь на свой путь мести.
Итак, цитируя фильм, «нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы такие», но это единственное вместилище всего (вынь-ка память из компьютера), работает некорректно, оставляя решения, но стирая осознания этих решений. Со временем решения теряют смысл, так как «всё меняется» (1.30).
Тем не менее, слова - величайший дар человеку. Собственно, Христос иногда именуется в текстах как Слове. Не зная иного, как переживаемое в данный момент, мы располагаем только словами, чтобы оставаться людьми (в относительной степени, допустим). К примеру, слово «нет» удерживает от греха, (или от той же сигареты), когда соблазн поглощает в человеке всё остальное. Слова сдерживают одержимость. Нолан же показывает, что косность слов, не подкреплённых памятью, становится источником одержимости - так случилось с Ленни. Отталкиваясь от ложной посылки, он выстраивает сложную систему, отказаться от которой уже не в силах, что видно в его последней встрече с Тэдди.

Вообще-то не нужно думать, будто в фильме нет ничего, кроме этой идеи, которую я тут пытаюсь пережевать в кашку. Нолан уже тогда, в малобюджетных нулевых, умел всё. Есть эстетские кадры: в доме Натали походя поднимаются газеты, а под ними обнаруживается гнилой огрызок яблока, одной картинкой характеризующий хозяйку с нераскрытых сторон и атмосферу её дома. Есть хорошая игра - Гай Пирс очень убедителен даже в своих движениях, и остальные хороши (там, кстати, два актёра из «Матрицы»). Есть и чистый Чаплин: на 70-й минуте чувак убегает от вышибалы с пушкой, на ходу всё забывает и через секунду на бегу: «Так, что я делаю? А! Я гоняюсь за этим парнем!» Бежит к вышибале, тот стреляет: «Нет! Это он гонится за мной!» Кроме того, в «неправильной» хронологической версии «Помни» оказывается ещё и первоклассным триллером.
Вообще, посмотреть фильм в хронологии было очень интересно, как будто новое кино. К примеру, на 22 минуте здесь отчётлива прямая подсказка сюжета, на которую в режиссёрской версии можно вообще не обратить внимания, поскольку там сюжет как-то по-барабану - слишком уже трудно его отследить. В общем, посмотреть фильм в хронологии очень интересно и полезно. Но сначала, без сомнения, надо смотреть авторскую подачу, чтобы не отвлекаясь на сюжет, воспринять всё так, как задумал Нолан. Именно оригинальный монтаж «Помни» сделал фильм тем, что он есть.

txt, zenz

Previous post Next post
Up