В стародавние кайнозойские времена, когда Балеары были горным массивом калибра нынешних Пиреней или даже Альп, протянувшимся с севера на юг, а долина Льейды - дном моря, на месте загубленного туризмом монастыря Монтсеррат в одноимённой местности текла исполинская река, волоча твёрдый гравий, мягкий глинистый песчаник и прочий полезный стройматериал для осадочных пород различной плотности. По мере того, как Африка и индийский субконтинент продвигались выше и подпирали Евразию (чем они, кстати, занимаются до сих пор), река мельчала и высыхала, стройматериалы цементировались, уровень почв повышался и, наконец, вместо обширной дельты образовалась изломанная горная гряда. Тридцать миллионов лет эрозии превратили её в узнаваемый пейзаж и один из символов Каталонии, куда меня давеча занесло на предмет освежить впечатления. Оставив пепелац на бесплатной парковке напротив станции зубчатой железной дороги, она же кремальера, что у подножья гор, умело запрыгнул в зелёный вагон и поехал для начала к монастырю.
Слева вверху виден пик "El Cavall Bernat", стыдливо переименованный из "Carall trempat", что на каталанском означает "эрегированный половой орган".
Кремальера преодолевает почти 550 метров высоты и в некоторых местах натурально проложена над отвесными обрывами. Как её сооружали 130 лет назад - представить сложно. Зато теперь красиво.
Не менее сложно представить, что всё это когда-то находилось практически на уровне моря.
Плюс ещё 500 метров.
Покуда прыгал по горам, мимо то и дело бодро проезжал трактор с ковшом, рассыпая песочек в особо каменистых местах. Песочек для рассыпки поставлял вот этот самосвал. Поскольку дороги на вершине Монтсеррата представляют из себя серпантин с поворотами радиусом меньше, чем радиус разворота самосвала, последнему приходилось преодолевать серпантин крайне опасным для стороннего наблюдателя приёмом: доезжать до очередного поворота передом, в несколько приёмов корректировать траекторию и спуск до следующего поворота преодолевать задним ходом, чтобы потом иметь возможность опять ехать кабиной вперёд. Уклон серпантина - процентов 25.
Конгломерат обладает весьма любопытной структурой: галька и множество мелких валунов, инкрустированных в чрезвычайно прочную породу. Весь песчаник за десятки миллионов лет напрочь выветрился, оставив твёрдую основу самой причудливой формы.
То же самое с расстояния.
Заросли дубового леса и кустарника сарсапарели повторяют русло потоков воды, стекающих с гор во время дождя.
"А горы всё выше, а горы всё круче..."
Теперь, собственно, о монастыре, точнее, о его соборе. Редкое место отправление религиозного культа эксплуатируется в туристических целях с такой дикой интенсивностью. Соперничать не может даже "Саграда Фамилия". Основными эксплуатантами, вероятно, являются какие-нибудь натали-тез-туры, ибо такого количества соотечественников я до сих пор не видел нигде. Можно наугад обратиться к встречным гражданам по-русски, и ни разу не промахнёшься. В столовой на раздаче служит дама в фартуке, встречающая посетителя фразой "приготовьте талончик". Так называемые экскурсоводами "крестьяне, продающие мёд, сыры и сладости" по дороге вдоль монастырского комплекса, и которые такие же крестьяне, как я папа римский, едва завидев потенциального покупателя сходу выдают заученные слова на родном нам языке, разве что "Наташа" пока не выкрикивают. Поддавшись гастрономическому соблазну, закупил бутифарру "с ароматом Монтсеррата". Вскрытие показало, что это бутифарра из "Ашана", но с другой наклейкой и по удвоенной цене. Видимо, под ароматом Монтсеррата подразумевалась именно цена. Часов до четырёх пополудни, когда уезжает основная толпа, для подхода к главной, как считают экскурсоводы, каталонской святыне, нужно отстоять сорокаминутную очередь. Чисто мавзолей Ленина в его лучшие времена. Православные подходят к католической святыне, крестятся, иные лобзают захватанное стекло.
Центр патио перед порталом собора по наущению экскурсоводов считается местом концентрации Силы и Космической Энергии. И стар, и млад загодя снимает башмаки и, отстояв, понятно, очередь, встаёт в центр круга босиком, раскинув руки и воздев их к небесам, ожидая, надо полагать, напитывания туловища Силой и Космической Энергией. Некоторые ложатся ниц. Цирк с конями.
А так - прекрасное место.