Политкорректное

Oct 29, 2009 03:20

Исторические здания - это не только матрица, на которой запечатлеваются, создавая непрерывную связь времён, воспоминания поколений, но и своего рода гиперссылки, относящие нас к жизнеописаниям и произведениям замечательных предшественников. Для тех, кто не жил или слишком мало ещё жил в городе, как и для тех, кому чужда его культура - его архитектура нема, ссылки никуда не ведут. Отсюда и выступления за "обновление" Петербурга, за снос "допотопных трущоб", коими представляются сторонникам "развития" старые городские районы.



Алексей Миллер, судя по его жизнеописанию, энергичный и талантливый предприниматель. Несмотря на то, что история знает немало богатых меценатов и просто знатоков искусства, готовых выложить за полотно Гогена десять миллионов долларов, - между преданностью культуре и деловой хваткой должен быть здоровый баланс. Крен в сторону культуры, как мне кажется, не способствует успеху в крупном бизнесе. И наоборот, крен в сторону бизнеса влечёт за собой принесение в жертву последнему культурных ценностей - что мы и наблюдаем на примере застройки исторической части города современными зданиями. Впрочем, это только моё личное мнение, и читатель вправе со мной не согласиться.



Валентина Матвиенко действительно не является уроженкой нашего города, но спекулировать этим не стоит, потому что среди тех, кто выступает за сохранение Санкт-Петербурга, немало приезжих, а также жителей других городов и даже стран. Просто нужно учитывать то, что Валентина Ивановна с молодых лет профессионально занималась комсомольской деятельностью, что вряд ли имело бы место, если бы в студенческие годы прочное место среди интересов будущего губернатора заняли бы, к примеру, религиозно-философские искания Достоевского или эстетика Серебряного века. Впрочем, беру свои слова назад, ибо лично с Матвиенко не знаком. Логичнее предположить, что губернатор в наше смутное время - фигура, постоянно подвергающаяся давлению самых различных сил: от большого бизнеса, нередко связанного с высшими эшелонами власти, до большого криминала, о связях которого гадать неприлично. Так же, как и упоминать о некотором косвенном отношении губернатора к интересам строительного бизнеса.



Деятелей культуры, подписавших письмо в поддержку газпромовского проекта, в незнании истории города и того великого наследия, которое оставлено им на сохранение, не упрекнёшь. Но здесь нужно учесть такой важный фактор, как личные интересы. У кого-то из подписантов имеется опять же свой бизнес, которому поддержка ведущей компании страны весьма кстати; кто-то и сам заинтересован в современном строительстве в историческом центре, пусть и с благой целью. Кто-то же, оказавшись в упомянутой компании, статус деятеля культуры получил, скажем так, авансом, поэтому удивляться их позиции не стоит.
Что касается тех молодых людей, которые занимаются поддержкой проекта в Интернете - я имею в виду не так называемых ботов, а реальных людей, у которых есть блоги, их тоже можно понять. Особенно, если почитать блоги. Автору этих строк довелось дискутировать с активным защитником высотного строительства в центре Петербурга, львиная доля записей в дневнике которого была о канадском хоккее и мотоциклах, причём на английском языке. Ничего удивительного в том, что молодой человек, в мыслях живущий далеко от родного города, мечтает о превращении его в Монреаль.

А ведь действительно, живёт некто на окраине, среди хрущёвок или высоток на Юго-Западе, мается все детские да юные годы во дворе, родители никуда не водят, школьные экскурсии тоже редко бывают, скучные они - да и поди почувствуй город родным, когда каждую секунду: "Иванов, не отставай! Не крути головой, на столб налетишь!" Подрос - пиво, компьютерные игры... По телеку - боевики да попса. И какое ему дело до исторического центра? Некрасов где-то там жил? Ну, жил. Бродский? Это кто такой? Ссылка не работает. Её можно удалить...



Но если такому парню можно только сочувствовать и искать всевозможные способы помочь ему, другой тип представителя нового поколения в сочувствии не нуждается. Он достаточно умён, получил блестящее экономическое образование, прошёл стажировку за границей; бывает ироничен; когда надо, деловит и собран. Словом, эффективный менеджер. Без особых сантиментов. О балансе между культурной составляющей личности и деловыми качествами речь уже не идёт. Первое здесь - неотъемлемый элемент стиля. Университетский преподаватель литературы, нанятый для расширения кругозора, всегда будет поставлен на место, как только позволит себе выйти за рамки оговоренной роли и возьмёт на себя роль воспитателя. Уместно только целесообразное с точки зрения дела. Можно будет застроить Летний сад - будет застроен и он.

Убеждать эффективного менеджера можно только на его языке, обосновывая финансовую нецелесообразность того или иного проекта в историческом центре и, наоборот, выгоду от эксплуатации старинных объектов. Кроме того, менеджер видит расклад и всегда понимает, где чьи интересы. Разговоры о "небесной линии" - в пользу бедных.

Во время блокады в городе была разрушена треть домов. Их воссоздавали по фотографиям и чертежам. Интересно, если бы, не дай Бог, город оказался разрушен сейчас - стали бы его восстанавливать те, кто ратует за строительство газпромовской башни? Или облегчённо вздохнули бы? По-моему, ответ очевиден.



Исходя из изложенного, дорогие единомышленники, я хотел бы спросить вас: кого и в чём мы убеждаем? Ведь люди, от которых зависит решение, либо не понимают и не поймут нашего языка (так крабы не чувствуют боли, потому что им нечем её чувствовать), либо понимают, но являются людьми подневольными; либо понимают, но воспринимают происходящее на уровне игры, в которой заведомо считают себя победителями.

На мой взгляд, те доводы, которые обычно используют в своих выступлениях защитники города, должны быть обращены к потенциальным единомышленникам, остающимся до времени в стороне от протеста, и направлены против попыток манипулирования их мнением. Обращение же к властям с подобной аргументацией носит формальный, в своём роде дипломатический характер, в то время как позиция их плавно меняется в зависимости от числа противников проекта, активность которых становится всё более заметной за пределами города...

Позволю себе небольшое отступление. В последнее время я всё чаще вспоминаю полковника милиции на митинге у ТЮЗа двадцать лет назад. Высокий, статный и обаятельный, он долго убеждал собравшихся разойтись, приводил в пользу этого какие-то доводы, улыбался, затем дал на завершение митинга пять минут, после чего повернувшись на каблуках, рявкнул в мегафон: "Рразойдись!!!" - и милиция бросилась на митингующих.

Не исключено, что городские власти давно закончили бы нынешнее противостояние именно таким образом, если бы не выжидательная позиция вышестоящего начальства. И кажется, в Москве в конце концов ощутили нечто смутно-тревожное, что висит нынче в воздухе. Может, виной тому кризис, а может, дошедшее до крайней степени раздражение людей коррупцией чиновников и бандитизмом со стороны людей в погонах. И покушение на облик города - на то единственное, что осталось у многих из тех, кто взял на себя ответственность за сохранение петербургского наследия - чревато непредсказуемыми последствиями. Ведь все помнят, чем всё закончилось двадцать лет назад. Будем надеяться, что городские власти, трезво оценив обстановку, найдут благоразумный выход из ситуации.

Газпром, Петербург, культура

Previous post Next post
Up