Говорят, на выборы пришло мало народу. Одни комментаторы видят в этом молчаливое согласие с политикой нынешних властей, другие - протест против неё. Кто что хочет, тот то и видит. А я думаю, главная причина в том, что минувшее лето в Петербурге выдалось прохладным и дождливым, поэтому люди, едва выдаётся сухой день, едут за город: на залив, к озеру, в лес за грибами или на дачу за яблоками, которых в этом году уродилось необычайно много. Мне могут возразить: а где же гражданская сознательность наших земляков, которая не должна зависеть ни от погоды, ни от урожая грибов и яблок? А вот на этот вопрос мне ответить трудно, поскольку я не уверен в том, что явка на выборы связана каким-то образом с гражданской сознательностью. Сейчас поясню.
Как я недавно
писал, мне довелось участвовать в качестве доверенного лица двух кандидатов в депутаты в предвыборной кампании 1990 года. Члены агитационной группы каждого кандидата постоянно проводили консультационные встречи с ним, изготавливали информационные стенды; днём стояли у этих стендов и подробно рассказывали тем, кто собирался вокруг, о кандидате и его позиции по самым различным вопросам; дискутировали с агитаторами конкурентов и просто политическими оппонентами, убеждали сомневавшихся, приглашали прохожих на встречи с кандидатом; участвовали в теледебатах, расклеивали по ночам листовки - и всё, заметьте, бесплатно, на чистом энтузиазме, полностью разделяя убеждения того, за кого призывали голосовать. Площади перед станциями метро превращались в дискуссионные клубы и даже в своего рода университеты... А что мы видим сейчас?
Вот у палатки с портретом некоего кандидата стоит молодой человек в накидке с названием партии, от которой упомянутый кандидат идёт на выборы. В руках у него пакеты с календариками для прохожих - пустячок, как говорится, а приятно. Взял подарок - отныне фамилия кандидата рефлекторно будет вызывать у тебя немножко положительных эмоций. Но это и всё, ибо на все вопросы молодой человек отвечает, что ничего не знает, потому что его наняли. А чтобы сам кандидат вышел к народу, такого нынче не бывает. Что же касается агитационных материалов, то слова в них, конечно, правильные и, опять же, приятные. Что у единороссов, что у жириновцев, что у коммунистов, что у эсеров. И вот смотришь на фотографию, на очередной отретушированный полупрофиль - и повторяешь мысленно слова незабвенного Черномырдина: "Дать-то ты дашь, а где возьмёшь?" Не даёт ответа...
А у либералов ещё и про свободу сказано. Только у тех, кто помнит 90-ые, сразу вопрос возникает: это про свободу для кого? Не для олигархов ли опять, не для бандитов - только для других теперь? А если для простых людей, то каким же конкретным образом ты, прекраснодушный либерал, защитишь их свободу от произвола высокопоставленных мошенников, от насилия со стороны тех же бандитов. Да плевали они на твой закон, хоть ты просиди штаны в Думе! Или вот тоже: известный политик, тоже кандидат, половину своей предвыборной речи посвящает необходимости восстановления уважения к человеку. И говорит, говорит об этом уважении... А ты думаешь: ага, вот он станет депутатом, и все сразу станут друг друга уважать, перестанут хамить, начнут всячески помогать друг другу... Да ну их всех, болтунов, поеду за город...
...Тогда, в 1990-ом, выборы действительно были демократическими. Видимо, ни бывшая партноменклатура, ни боссы преступного мира, ни прочие сильные мира сего ещё не не совсем ясно представляли себе, как можно использовать в своих целях новую политическую обстановку, а потому не сильно вмешивались в ход событий. Это чуть позже, когда предприятия перешли на денежные расчёты, частная собственность на средства производства стала неотъемлемой реалией нашей жизни, а в лексиконе чиновничества появилось такое понятие, как освоение финансовых потоков, народный избранник оказался в фокусе внимания упомянутых выше кругов как инструмент достижения корпоративных целей, защиты клановых интересов. Появились депутатские лобби, предвыборные кампании стали щедро финансироваться. Необходимость в народных агитаторах отпала: для соблюдения надлежащего порядка достаточно нанять улыбчивых молодых людей, которые будут раздавать листовки и календарики.
О том, чего не знаю, говорить не буду. А тем более - заниматься конспирологией. Только когда депутаты начинают соревноваться во внесении на обсуждение абсурдных законопроектов, устраивать истерики и скандалы на заседаниях или раздавать журналистам интервью, заставляющие сомневаться в их психическом здоровье, волей-неволей возникает мысль о политическом цирке со своими правилами игры, цель которого - служить "демократической" ширмой всё для той же властной номенклатуры, питающей и воспроизводящей себя независимо от воли масс, в соответствии со своими незыблемыми понятиями и правилами. Так это или не так, повторяю, мне неизвестно. Только думаю, что не один я воспринимаю всё описанное как неизбежное стихийное явление или вообще как нечто чуждое, существующее в ином мире, в ином измерении, куда приближаться обычному человеку опасно: погибнет или перестанет быть собой. Оттого и едет народ на выходные за город: к воде, в лес за грибами или на дачу за яблоками. Там жизнь.