Удод

Jun 17, 2016 02:26



В середине 80-ых, когда я работал школьным учителем, самым популярным ругательством среди ленинградских школьников было слово "удод". Вероятно, впервые в этом качестве оно прозвучало, когда кто-то из юных гопников, сквозь зубы, которыми сжимал мундштук "беломорины", назвал своего недруга уродом, а окружающим послышалось "удод". Странную на вид птицу с длинным клювом и панковским "ирокезом" знали по урокам природоведения - новое ругательство прижилось. Особую выразительность ему придавали различные определения. "Удод тоскливый!" - то и дело слышалось на переменах. Очевидно, обзываемый виделся его обидчику забитым, неказистым существом, которое оттаскали за нос и за шевелюру. Сначала я думал, что такое употребление слова свойственно лишь тому окраинному району, а может быть, и двору, в котором находилась школа, но первая же надпись, которую мне довелось прочитать на стене в подъезде своего дома на Васильевском острове, куда я переехал в 85-ом, гласила: ПЕТЬКА - УДОД И КАЗЁЛ!



Вспомнил я об этом месяц назад, когда заметил в кампусе пёструю птицу, которой раньше не видел. Сначала принял её за дятла, хотя и удивился: дятлы в здешних краях величиной с воробья, а этот - точно, как наш.



Разглядеть птицу было невозможно: она возникала ниоткуда совершенно неожиданно, пулей проносилась через двор или от дерева к дереву - и буквально растворялась в воздухе. Наконец однажды, когда она пролетела совсем близко, я узнал удода. Стал гоняться за ним с камерой, но сделать качественный снимок так и не удалось.



Гнездо птицы обнаружил случайно: когда проходил по двору факультета, она вылетела из отверстия в стене спортивного корпуса. Отверстие, видимо, предназначалось для кабеля кондиционера, но так и не понадобилось. А вот удоду пришлось по душе.



И вот тут я открыл для себя нечто новое. Выслеженный мной удод никак не хотел нырять в своё жилище, пока я находился в поле его зрения. Он вылетал из-за стены с червяком в клюве, делал крутой вираж, застывал на миг, уцепившись лапами за край отверстия, но стоило мне поднять к глазам камеру, он тут же срывался с места и, не выпуская червяка из клюва, перелетал в другое место.



То садился на крышу учебного здания напротив...



То перелетал на крышу преподавательского корпуса и сидел там, распустив перья на голове, как золотой петушок из сказки. В конце концов я понял, что он уводит меня от своего гнезда, и предпочёл остаться без экзотической фотографии, нежели оставить птенцов удода без еды. А если и осталась у меня в душе досада, то разве что по тому поводу, что кому-то пришло в голову употреблять в качестве ругательства название красивой, умной и заботливой птицы.

P.S. Поискал сведения по теме. Оказывается, для жителей Ближнего Востока удод издревле является символом мудрости. Так в поэме "Язык птиц", которую написал в 1175 году персидский поэт и философ Фарид-ад-дин Аттар, удод выступает в роди суфийского учителя, который даёт наставления птицам, олицетворяющим собой человечество.

image Click to view

философия, Южная Корея, музыка, птицы

Previous post Next post
Up