Поговорим о странностях любви… Заметки на полях.
Очередная попытка продолжить этот вечный разговор предпринята в поэтическом сборнике «Два века о любви», М. «Астрель», 2012, 350 стр. И заметки, соответственно, на полях этой книги.
В соответствие с названием сборника поговорим о любви в поэзии.
И о странностях тоже. О странностях самого издания.
Что мы знаем об издательстве «Астрель»? Вот что свидетельствует интернет.
Издательство «Астрель» входит в издательско-книготорговую группу «АСТ».
Издательская группа «АСТ» mdash; одно из крупнейших издательств России, выпускает художественную литературу, нон-фикшн, популярные пособия, АСТ представляет лучших российских и зарубежных авторов. Среди них -
Борис Акунин,
Михаил Веллер,
братья Стругацкие,
Сергей Лукьяненко,
Виктория Токарева, а также
Дэн Браун,
Стивен Кинг,
Станислав Лем,
Дж. Р. Р. Толкиен,
Джон Фаулз,
Сидни Шелдон.
В группу АСТ входит более ста компаний, владельцем большей их части является
кипрский оффшор. С 2012 года идет фактическое слияние двух крупнейших российских издательских компаний АСТ и ЭКСМО. Обычное дело как по нашему времени и для современного бизнеса.
По всем внешним признакам сборник «Два века о любви» проходит по разделу «художественная литература». И в таком качестве это достаточно неординарный проект. Внушительный по нынешним временам тираж в 3000 экз. и серьезный (и вместе своеобразный, но об этом речь пойдет позже) отбор авторов.
И еще демонстрацией солидности издания явилось то, что с авторов не собирали, как теперь водится, средства на него. А совсем наоборот. С ними заключались договора, в которых им даже обещали платить какие-то отчисления от реализации (и пусть даже потом окажется, что эти обещания чисто декларативны).
Разумеется, имеются в виду только здравствующие авторы.
Аннотация издательства (как декларация о намерениях).
««Каждый стих - дитя любви», сказала почти сто лет назад Марина Цветаева. В этой книге представлены стихотворения тех, кто писал в прошлом столетии, и тех, кто пишет сейчас. Два века - о любви. Классики и наши современники - попытка сравнить мысли, чувства, слова тех и других. Попытка понять: по-прежнему ли поэзию рождает любовь». Конец цитаты.
В издании тема любви понимается в ее непосредственном значении. Как стихи о любви. О любовном чувстве, любовных страстях, любовных грехах и любовных наслаждениях. Любовь к любви.
Определение «два века», конечно, условно. Представленные поэтические произведения преимущественно относятся к первой трети двадцатого века с одной стороны, и к последней четверти двадцатого века и началу двадцать первого - с другой.
По объему классики занимают около двух третей издания, современники - около трети. При этом классиков 15, современников - 20. Возможно, это обусловлено тем, что с классиками понятнее, кого публиковать. А кто из современников выйдет в классики любовной лирики - пока неизвестно.
Как уже ясно из преддущего изложения, АСТ - издательство широкого профиля и к благотворительности явно не склонно. Отсюда и такая книга не должна быть уж откровенно провальной с коммерческой точки зрения. А, может, и наоборот - иметь какой-никакой успех. Потому можно предполагать, что целевая аудитория издания традиционна на все времена - интересующаяся любовной поэзией впечатлительная молодежь. То есть, в основном, женский молодняк от четырнадцати и до бесконечности.
Отсюда и отбор авторов.
С классиками всё просто и очевидно, их перечень предсказуем и общеизвестен. Все знакомые и знаковые имена на торном пути русской поэзии. Шаг влево, шаг вправо - а там вроде уже и нет никого. А есть славная когорта вечных авторитетов: Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Цветаева, Анненский, Есенин, Гумилев, Брюсов, Бальмонт, Блок, Маяковский. И в качестве необходимой доли поэтической экзотики того периода: Клюев, Парнок, Северянин, Саша Черный.
То есть, представлена поэзия только серебряного и около серебряного века. И это правильно. Ещё неизвестно, как и такая поэзия будет востребована стихийным и по-современному малообразованным читателем. А знатокам она давно известна по другим источникам и даже первоисточникам, и вряд ли они станут освежать память при помощи данного издания.
Причины, по которым издатели ограничились таким временным диапазоном, понять сложнее. Возможно, они пришли к сомнительному выводу, что сопоставление будет более наглядным, если развести две группы авторов на максимальное расстояние по времени...
С полным текстом заметок можно познакомиться по ссылке
http://poezia.org/ua/publications/35366