Впечатления от встречи с Епископом Виктором

Nov 25, 2009 18:21


Спаси Бог, Дмитрий!

Вот только заранее оговорюсь. Мне вряд ли удастся выразить собственные впечатления от этой встречи таким образом, чтобы эти мои впечатления одновременно выражали бы и чувства всех остальных участников встречи с еп. Виктором. Но коль уж начал, пусть простят меня все те, кто был более внимателен и - заведомо более - объективен.
Встреча состоялась 8 / 21 ноября и прошла на квартире у чтеца Игоря Онуфриева (спаси Бог его и его супругу Наталию - как за саму возможность организации этой встречи в Калуге, так и за то радушие, с которым они приняли Владыку и всех нас), где находится и Часовня Иверской Монреальской Мироточивой иконы Божией Матери. Помимо Владыки Виктора из священнослужителей присутствовали: иерей Георгий Филимонов (не так давно присоединившийся к РПЦЗ священник, проживающий в Рязанской области) и диакон Александр Давыдов. Из мiрян были верующие из Тулы (Виктор Шептун с супругой и еще одна супружеская чета: Любовь и Игорь); вместе с Владыкой и о. Александром из Москвы приехал мiрянин Михаил; калужане, помимо Игоря и Наталии, были "представлены" Вашим покорный слугой, а также Алексеем и Владимиром, с которыми мы совместно практически одновременно присоединились к РПЦЗ.

Мы с Алексеем немного запоздали и потому позднее других присоединились к беседе Владыки с паствой. Задержался и отец Георгий (собраться должны были к 11 утра). Его не новой «Волге» для преодоления соответствующего расстояния, - да еще ввиду непредвиденной остановки (на трассе в Тульской области у него неожиданно, на полном ходу открылся передний капот), - потребовалось более 5-ти часов.

Предварительно предполагалось отслужить в Часовне Обедницу, а также молебен св. Архистратигу Михаилу и всем Силам Безплотным. Но ввиду всех упомянутых обстоятельств, уже по прибытии о. Георгия был отслужен только молебен с Акафистом Силам Безплотным. Желающие исповедовались.
Состоявшуюся беседу (и в целом встречу) можно охарактеризовать как беседу (встречу) со своими пасомыми правящего архиерея, искренно заботящегося о нуждах и проблемах своей паствы. Нужно отметить, что обстановка была мирной и доброжелательной, что во многом следует отнести именно к заслуге Владыки, поскольку вопросы, задаваемые ему, в ряде случаев отличались немалой остротой: затрагивались весьма болезненные проблемы. Отдельный вопрос касался видения Владыкой дальнейших взаимоотношений с т..н. "осколками". Некоторые из присутствовавших мiрян предлагали Владыке активизировать деятельность нашего священства в этой области, предлагали усилить миссионерскую деятельность на предмет разъяснения последователям расколовождей их неверного - с позиции учения о Церкви - положения. Владыка согласился с важностью этой проблемы, вместе с тем отметил, что в настоящее время, когда все связанные с РПЦЗ события последнего времени так подробно освещены и когда информация о них настолько доступна ( - ввиду прямой аналогии высказанной на этот счет Владыкой мысли с известной мне мыслью свт. Игнатия {Брянчанинова] и привожу здесь последнюю в качестве первой - ): «…Причина незнания (таковых) - одно произволение. Закрывающий произвольно глаза, да приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света»..

Много говорили о последних событиях в РПЦЗ, связанных с прошедшим Архиерейским собором. Как бы кто не относился к этим событиям, как бы не квалифицировал происшедшее, - сказал Владыка, - повода для раскола в них нет. Он признал факт того, что "Временное положение" далеко от совершенства и возможно потребует еще некоторых поправок. Однако, согласно его позиции: оно вовсе не является "революционным" для РПЦЗ, и даже фактически являет соответствующую преемственность (еще недавно имея ввиду РПЦЗ, мы говорили о "юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ"). Кроме того епископ Виктор считает, что выбор первого епископа, обусловленный требованием 34-го Апостольского правила, всецело находится в полномочиях Архиерейского Собора наличного состава; что те церковные проблемы и конфликты, которые совсем недавно имели место в нашей Церкви лучше всего могли быть разрешены, а равно и предотвращены в будущем - через установление именно тех церковных институтов, которые и были учреждены прошедшим Собором (речь об Архиерейском Синоде и должности его Председателя). Согласно личному мнению еп. Виктора, которое, по его словам, он выражал и на Архиерейском Соборе: уже на его заседаниях вполне возможно было бы избрать Митрополита.
Таким образом, мою позицию относительно того, что же считать Совершенным собором и насколько правомочны решения прошедшего Архиерейского Собора, он считает ошибочной, не обоснованной действующими канонами; мнением, на уровне самопроизвольного толкования.
Немаловажным фактором того, что позиция Архиерев верная, служит, - как считает еп. Виктор, - то обстоятельство, что практически ни один из священнослужителей, из которых многие обладают немалым духовным и пастырским опытом, не подверг какому-либо нареканию или критике решения Архиерейского Собора 2009 года. Иными словами: РПЦЗ уже фактически признала соответствующие решения, так зачем же, Владислав, "ломать копья" и "будоражить умы" простых верующих (и собственный)?

Хотя я и не вполне согласен с доводами еп. Виктора (надеюсь, что в ближайшее время на страницах журнала мне удастся выразить свое мнение на этот счет, теперь уже в связи с этими - "вновь открывшимися" - обстоятельствами), однако совершенно согласен с тем, что это вовсе не повод для раскола или для какого-либо противостояния православным и канонически-законным Архиереям.

На вопрос о его отношении к известным действиям иеромонаха Тихона (Козушина) Владыка ответил, что встречался с ним; ответил на его вопросы и - вследствие этого - не ставит «последней точки», не теряя надежды на восстановление отцом Тихоном должного канонического послушания.
Были решены и некоторые организационные вопросы. Иерей Георгий получил от Владыки Антиминс и Богослужебные Сосуды. Временно ему назначено служение в нашей Часовне. Временно приписан к ней и отец Александр. Так что теперь, если Бог даст, мы не будем лишены Литургии.

Перед отъездом мною было передано Владыке письменное заявление (прошение) о привлечении публично исповедующего ересь мiрянина РПЦЗ - Дмитрия Певцова - к предусмотренной св. канонами Церкви ответственности. Владыка обещал мне разобраться в этом очень важном для меня (надеюсь, что и для всех, - в том числе обладающих богатым духовным и пастырским опытом, - членов РПЦЗ) вопросе.

В тот же день Владыка Виктор уехал в Москву.

Спаси Бог Владыку и всех нас!
Previous post Next post
Up