О дне сегодняшнем, или Во что верить?

Jun 25, 2018 16:30


Мы, сами того не заметив, оказались в эпохе терабайтов доступной информации, миллиардов новостей. Нас сегодня забрасывают таким количеством информации, что не утонуть бы. Еще лет десять назад по крохам в Интернете нарывал информацию для курсовой или диссертации. А сейчас любая информация в удобном виде - на блюдечке.

Вместе с количественным ростом хранилищ информации в глобальных сетях ее качество стало незаметно снижаться. Ну, например, сегодня стало крайне популярным для какой-нибудь публичной персоны рекламировать на своей страничке в социальной сети шампунь, которым эта персона моет голову или салон красоты, который она любит посещать. Такой рекламный пост непременно перерастает в его массовое обсуждение. Таким способом одни зарабатывают, другие тупеют, погружаясь с головой в общение такого характера. Что проще: смотреть кино Звягинцева/Альмадовара/Тарковского/Балабанова и других (нужное - подчеркнуть) или любоваться фотками знаменитостей с мировых курортов, сопровождаемых ненавязчивой рекламой «потребляемых» ими товаров или услуг? Каждый выбирает, что ему больше нравится. Но хотелось бы, чтобы вторым увлекалось меньше людей. Хотя раз есть предложение, следовательно, есть спрос, и от этого никуда не деться.

Развитие информационных технологий идет такими семимильными шагами, что, в принципе, меняется характер жизни человека. Развитие экономики, которое, с одной стороны, улучшает благосостояние общества, с другой стороны, вскрывает одиночество как природу человека, живущего в развитом обществе. Таким образом, человек, чувствуя себя одиноким в этом, как ему кажется, многообразном и многогранном мире, боится оказаться в информационном вакууме и волей-неволей начинает питаться информационным изобилием как кислородом, зачастую не понимая, насколько эта информация не хлам, не мусор. Он уже сам не в состоянии выбрать, что потреблять: кругом плюс-минус все одинаково. В попытках спасти себя в глобальном мире человек потребляет то, что ему навязывают сети и СМИ. Более того, в Интернете сегодня все так устроено, что заходя на одни информационные источники, ты видишь рекламу ссылок на другие источники, порой с «горячими подзаголовками», переходишь по ним, и еще больше втягиваешься в эту бездну информации. Информационное пространство, как болото, тащит глубже вниз. Те проблемы, которые чаще всего описываются в этих источниках, носят негативный оттенок: кого-то «обчистили», у кого-то в судебном порядке решаются наследственные дела, кто-то отказывается от отцовства/материнства. И смотришь на проблемы людей, таких же, как ты, и думаешь: у меня-то не всё так плохо, кому-то живется не легче. И облегченно вздыхаешь, находя каждодневное утешение в подобного рода новостях.

А, если отряхнуться от всего этого, и спросить себя: какой общечеловеческий смысл во всем этом ворохе г…на? В том-то и дело, что никакого. Почему мы здесь, кто мы такие, для чего живем? Вот что хотелось бы понять, а не следить за полными проблем, интриг и переживаний жизнями знаменитостей. Помню, раньше читал газету, ненавязчиво узнавал новости, знакомился с интересным аналитическим разбором. А сейчас все информационные каналы непременно сопровождаются ссылками на социальные сети знаменитостей. Рейтинг стал определять сущность этих информационных каналов, задвинув качество предоставляемой информации далеко. Идет борьба за царя информационной горы. Только горы мусорной, вот что печально.

Телевизионщики тоже изменились. Каждый день нам освещают какую-нибудь глобальную проблему, в которой присутствует внешний враг и мы. Если эта проблема решается, о чем мы узнаем из тех же источников информации, чудесным образом всплывает какая-нибудь старая проблема или появляется новая. Но Карфаген должен быть разрушен: эфирное время должно быть заполнено «горячими» новостями общегосударственной важности. Еще наблюдение: когда страна уходит на праздники, то и новостные ленты отдыхают, ничего серьезного не освящая. Все дружно забывают о «существенных» проблемах и вызовах, стоящих перед Россией. А потом с новыми силами, отдохнувши, рьяно вещают нам о наших серьезных врагах. И на контрасте обязательно нужно показать, как весело и вольготно живется на Руси, рассказать о пользе вятского кваса и об успешных операциях на сердце, выполняемых лучшими кардиологами страны. Правда, то, что к ним могут попасть единицы из десятков тысяч - дело десятое. Зато как можно осветить материал - гордостью к стране проникнешься.

Представляете, какой это силы оружие, когда тебе каждый день с разных информационных каналов подают готовое блюдо, всегда одинакового содержания, просто разной сервировки? Что для большинства проще: проанализировать различные взгляды на одну и ту же проблему и выбрать, каким будет твое блюдо, или съесть уже приготовленное, неплохо поданное блюдо, нужной, как тебе думается, прожарки?

Появилось множество телепрограмм, где обязательно есть «хорошие» и «плохие». «Хорошие» под громогласные аплодисменты «мочат» плохих, а мы, телезрители, не должны ничего даже выбирать. Очевидно, что плохие - это те, кто участвует в дискуссии не с пророссийской позиции. А, соответственно, внутренне мы должны испытывать к ним ненависть. Ведь именно в такой ненавистнической обстановке и проходят многие подобные эфиры. Часто в этих эфирах слышатся лозунги «хороших» о нашей богоизбранности. Среди них и служители церкви, и историки, и кинорежиссеры, и политики, и иные бесогоны.

Вот она, сила зомбо-ящика в действии. Ловлю себя на мысли, что лично мне телевизор нужен, чтобы на большом экране смотреть фильмы с флешки или какие-нибудь ютуб-каналы. Для меня это те источники информации, которые по своей природе не могут быть включены в эфиры федеральных каналов. Там своя генеральная линия.

Безусловно, сегодня сложно жить без мобильного телефона и мобильного Интернета, компьютера/планшета и компьютерного Интернета. Как минимум, это удобно. А так, еще и пользу можно сыскать. Однако прежде чем найти что-то полезное, придется столкнуться с огромными пластами всякой информации. Так, многие превращаются в потребителей бесполезной в общечеловеческом смысле информации. Этого сложно избежать, когда на каждом шагу тебя поджидает именно такая информация. В свободные минутки расслабления иногда хочется чего-то такого мусорного, тем более, когда кажется, что жизнь и так проблемами полна.

Смотришь на это движение мира, оцениваешь высокоскоростные темпы информационного порабощения людей, кажется, что родился совсем в другом мире, и думаешь, куда мир катится, как жизнь прожить не зря, чтобы оставить после себя потомкам не только страничку в Инстаграме. Но хватит о печальном. Я верю, что не все безнадежно, не все потеряно для нас и наших детей, для нашей России.

Сегодня отечественные СМИ играют роль передатчика «нужной» информации, субъективно интерпретированной, приготовленной по «своим» рецептам и порой сфальсифицированной. А потому все эти газеты, журналы, телепередачи, ток-шоу, что называется - в топку. Надо искать другие источники. Источники жизни, а не самоуничтожения.

Основной контент Интернета и телевидения очевиден, но, слава Богу, не единственен. Есть другой, который, как мне кажется, позволяет найти рациональное зерно в происходящем, рефлексивно мыслить по отношению к себе. Очевидно, сложно не потерять себя самого, когда вокруг столько информации, призывов, и каждый говорит, что тебе непременно с ним по пути.

В последние годы в информационном поле определенную популярность приобрели блогеры: пишущие, берущие интервью, снимающие видео, записывающие аудио. Очевидно также и то, что и в их среде достаточно много проходимцев и, что называется, «взятоШников», работающих по заказу, за бабки. Но вместе с тем среди них много интересных людей, который стоит, как минимум, попробовать почитать, посмотреть и послушать. Хуже точно не будет. Сам я новичок в этом деле и только знакомлюсь с этим пластом Интернет-пространства. Но, знаете, я наполняюсь энтузиазмом, когда читаю какой-нибудь умный пост блогера, слушаю нестандартное, неформатное интервью с интересным человеком (который в этом интервью раскрывается как  глубокая личность) или смотрю серьезный разбор фильма, что, в принципе, нетипично для всех известных нам СМИ. Нам по-настоящему не хватает глубоких анализов и разборов проблем литературы, живописи, кинематографа, копания в истории России. И вот когда ты встречаешь соратников, интересующихся схожими проблемами, ты сильно мотивируешься. Каждый волен выбирать, что ему ближе: фотки публичных артистов с пляжей и вилл или портретные и пейзажные работы талантливых фотографов, Ломоносовых и Пушкиных своего дела.

Сообщества неординарных людей, проводящих интересные интервью с публичными персонами, пишущих на нестандартные темы или организующих увлекательные экскурсионные походы по городу, интересны многим пользователям сети. Это не может не радовать. В эти сообщества вступают наши с вами соотечественники, которые кто интуитивно, кто рационально, понимают, что часто происходит что-то не то и много где делается что-то не так, и которые хотят что-то изменить, хотя бы даже на своем микроуровне.

Ключевой общностью, способность что-то изменить, повлиять на будущее нашей страны, я вижу молодежь, тех детей, что родились после Союза в 1990-е гг. Они, надо отдать должное, остро переживают за наше настоящее. Пусть они рационально не осознают своей миссии, того, что выпало на их долю после распада Союза, однако, поколение, выросшее в Союзе, постепенно уходит, и молодому поколению строить свое будущее. Получив колоссальную информационную свободу, наша молодежь поможет развитию страны выйти на новый виток, который уже не совершить законсервированным умам старшего поколения.

Да, как и во все времена, молодежи сложно найти общий язык со старшим поколением, да, они переживают всё по-своему, где-то наивно, с присущим максимализмом, говорят на своем языке, молчат тоже по-своему, но невольно чувствуешь их потенциал, силу их способностей. Мне кажется, они сообразительнее, чем я в их годы, потому что они получили возможности увидеть мир шире в более раннем возрасте. Они вне политики, потому что им это вообще не интересно. Общаясь друг с другом ежедневно, из разных уголков страны, они приходят к общему пониманию одних и тех же проблем. Будь то в форме плакатов, настенных записей, постов, лаконичных фраз и мемов, молодые люди передают свое отношение к настоящему, свою радость и свою боль. Представляете, им выходить на пенсию совсем не скоро, а их многое не устраивает, в том числе и по вопросам пенсии. Они много читают и анализируют, а потому им несложно понять, что в стране с низкой средней продолжительностью жизни повышение пенсионного возраста будет элементарно означать, что единицы из десятков доживут до «счастливой пенсии». Они учатся отличать фейк от правды, хайпожеров от интересных талантливых личностей, глорихантеров от мыслящих людей.

Взять те же видеообзоры фильмов. Настолько интересно молодые люди-видеоблогеры анализируют новинки киноиндустрии, будь то кино «не для всех» или кассовые фильмы. Они разбирают фильмы по полочкам, показывают особенности операторской работы, раскладывают сюжет на части. Нам ведь этого не хватает. Нам не нужно агитационное кино с федеральных каналов, как бы говорят они. Для такого кино они великолепно показывают обратную его сторону, чтобы всё кажущееся очевидным перестало быть таковым, и можно было бы задуматься.

Мне порой кажется, что наша молодежь рано взрослеет. Они не воспринимают мир как черное и белое, не воспринимают экранных персонажей как хороших и плохих, как нам пытаются навязать те же СМИ. Радует, что они не готовы жить лозунгами и кормиться «завтраками» о светлом завтра, как в большинстве своем мы с вами привыкли. Они смотрят глубже и шире на существующие проблемы, как микроуровня, так и вселенского масштаба. Пусть они не знают пока рациональные ответы на многие вопросы, но то, что они ставят эти вопросы и проблемы, вселяет веру в них, в то, что человек не будет одиноким, а общность единомышленников, переживающих за сохранение смысла жизни, будет только преумножаться. А потому свет в конце тоннеля, кажется, виден.
Previous post Next post
Up