Лолита" Щедрина в Мариинском

May 21, 2020 07:40


 «Лолита», написанная Щедриным еще в 1992 году на собственное либретто по роману Набокова, до сих пор остается репертуарной редкостью: до премьеры в Мариинском театре ее во всем мире ставили лишь четырежды.



Это вполне объяснимо: тема «Лолиты» трудна и болезненна, музыка требует незаурядных исполнительских ресурсов, а кроме того, необходима подготовленная публика, не боящаяся идти в театр за тяжелыми и глубокими переживаниями. Как и многие оперы, «Лолита» рассказывает о любви, но прежде чем наконец проявится ее очистительная сила, слушателю приходится пройти через протяженные темные лабиринты, в которых блуждает больная душа главного героя.
Крупные оперные композиторы формируют свой собственный тип певца, к примеру «вердиевский», «вагнеровский». «Щедринский» певец обладает безупречной вокальной техникой и исключительно емкой музыкальной памятью; он свободен от интонационных стереотипов и, сверх того, выдающийся актер. Таких певцов собрал в 2019 году пражский Национальный театр, где 3 и 5 октября состоялись премьерные показы «Лолиты» под управлением Сергея Неллера. Щедрин, не принимавший участия в подготовке спектакля, присутствовал на премьере как почетный гость и назвал чешскую постановку лучшей из доныне осуществленных: «Пражская постановка - самая удачная, “слышащая” мою партитуру и одновременно наиболее близкая к книге Набокова, поскольку, помимо сюжетности (которая, конечно, сохранена), там найдена очень интересная интонация: сочетание трагичности и нежности». Именно этот спектакль и был перенесен на сцену Мариинского театра.



Опера Лолита Щедрина в Мариинском театре

Лолита для Щедрина - символ хрупкой красоты, юности, пробуждающейся женственности, природы, чистоты; девочку губят и отчим, и порнограф Куильти, и весь окружающий мир массовой культуры, разнузданный и поверхностный. Пелагею Куренную на роль Лолиты в Праге рекомендовал сам композитор: она уже проявила свой талант в «Левше», «Рождественской сказке», «Боярыне Морозовой». Ее Лолита из беззаботной угловатой девочки-пацанки превращается в замужнюю женщину, успевшую за свою короткую жизнь хлебнуть много горя.





Самый отвратительный персонаж в спектакле - не Гумберт и не Лолита, и Куильти. Он здесь отвратителен до гротеска: демоничен и пошл, а в его лице демонизирована в спектакле вся массовая культура: ее символизируют девицы с придорожных щитов, рекламирующие «сопутствующие» действию оперы товары.

Особое значение в «Лолите» отведено хорам. Их два: мужской хор судей и хор мальчиков (в мариинской постановке в обоих хорах поют артисты Академии молодых оперных певцов). Диалог с судьями Гумберт ведет на протяжении всего спектакля: они комментируют его воспоминания, обвиняют и в конце концов выносят смертный приговор.

На другом полюсе - детский хор, воплощающий идею милосердия, искупления и прощения. К этому хору в конце оперы присоединяет свой голос и Лолита. Ее окровавленное свадебное платье не только сообщает о смерти героини и ее ребенка (читатели романа помнят, что Лолита умерла от родов), но и, в более широком смысле, символизирует насилие над юностью, чистотой и жизнью.

Вся трагическая история разыгрывается в центре сцены, на вращающейся конструкции. Она ярко освещена, а остальная часть сценического пространства погружена в туманный полумрак и создает гнетущую атмосферу триллера. Благодаря вращению конструкции легко меняется ракурс: зритель поочередно заглядывает то в сад Шарлотты, то в разные части ее дома. Бытовые подробности узнаваемы: вот встроенная кухня (мечта любой хозяйки 1960-1970-х), кафель, гардины, торшер, картина на стене и даже игрушечная резиновая уточка. Интерьер, созданный Шарлоттой, уютен до пошлости, а хозяйка гармонирует с ним вплоть до мимикрии. Из этого душного, но все-таки родного мирка Лолиту вырывает Гумберт.

Двумя первыми исполнениями «Лолиты» в Петербурге руководил Валерий Гергиев. Дирижер и композитор вместе посетили спектакль в Праге, и тогда было принято решение о приобретении его для мариинской сцены.

Необходимо было уложиться в кратчайшие сроки, и для артистов Мариинского театра наступило время чрезвычайно интенсивной работы. Режиссер согласилась подготовить всё за месяц при условии, что на первых двух спектаклях будет задействован пражский квартет солистов. Однако главные партии одновременно готовили и мариинские певцы, перед которыми была поставлена чрезвычайно сложная задача: выучить труднейшие партии в рекордно короткий срок.

Петербургская премьера состоялась 13 февраля 2020 года; премьерный квартет солистов был пражским: в сложнейшей заглавной партии выступила Пелагея Куренная; трудную, объемную, по сути - ведущую, партию Гумберта исполнил Петр Соколов, партию Шарлотты пела Дарья Росицкая, а партию Куильти - Алеш Брисцейн. В последующих спектаклях партию Куильти исполнил солист оперной труппы Мариинского театра Александр Михайлов.

Петербургские зрители оценили спектакль по достоинству; за премьерой последовала волна откликов и дискуссий. Как и роман Набокова, опера Щедрина может вызвать разные реакции, кроме одной: она никого не оставляет равнодушным и побуждает вдумываться, осмыслять, переживать. Как сказала концертмейстер Ирина Соболева: «Есть музыка на все времена. Думаю, “Лолита” - такая».

отрывки из статьи Христины Батюшиной

Щедрин, литература, Лолита, опера, мариинский театр, культура, Набоков

Previous post Next post
Up