Турецкий урок Польше и другим странам региона Центральной Европы

Aug 15, 2016 00:01



Турция выбрала в качестве стратегии вариант суверенитета



Встреча с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом 9 августа 2016 года, Creative Commons Attribution 4.0 International Source: пресс-службы и информации Президента России kremlin.ru

Польский текст статьи «Turcja wybrała suwerenną opcję strategiczną» опубликован 10 августа 2016 г. на интернет-портале obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - Кракауэр (Krakauer). Перевод vladkharitonov. Новые переводы в журнале появляются каждый понедельник

Турки поняли, в чем заключается "дружба" с Западом, после того, как в их стране едва не совершили государственный переворот, опираясь на военных, по всей видимости связанных с единственно правильными силами. Должна же быть какая-то причина у того, что Турция сегодня испытывает ярость по отношению к США? Настолько, что оказалась способной выполнить политический поворот на 180 градусов и начать налаживание отношений с Российской Федерацией, которая во всех своих прежних воплощениях рассматривалась на берегах Босфора, как единственная реально опасная внешняя сила. Изменение восприятия России также должно иметь свою причину. Не стоит себя обманывать, дело не в плохом качестве обслуживания в американских сетевых магазинах! Государственный переворот не возник ниоткуда, "кто-то" - легко догадаться, кто был тем хитрым "кем-то" - связывал большие надежды с перезагрузкой в Турции после свержения законно избранного, чрезвычайно харизматического президента. Очевидно, что заговорщики - а государственные перевороты имеют в Турции очень давнюю традицию - должны рассчитывать на какую-то поддержку. Например, как минимум, на обещание молчать и не вмешиваться во внутренние дела, а также максимально быстро признать новое положение статусом-кво, потому что Турция - это важный союзник. Таким образом, если сообщения турецких СМИ и намеки турецких властей окажутся правдой, то мы имеем дело с самым большим и наиболее показательным поражением ЦРУ со времени революции в Иране.



Это очень серьезно, потому сферу предположений и умолчаний нужно заменить открытым текстом. Ведь в данном случае оказалось, что вторая с точки зрения потенциала армия НАТО мало того, что совершила государственный переворот, так еще до сих пор в ней продолжаются чистки, и власти изменяют главный вектор политики. Это имеет очень большое значение для Польши, потому что выход из НАТО такой сильной и имеющей узловое значение страны не только в значительной мере ослабит Организацию, но и поставит вопрос о смысле ее сохранения.

Западные структуры возникли давно и не оправдывают себя в эпоху глобализации. Мышление категориями холодной войны привело к тому, что Великобритания в данный момент выходит из ЕС, а Турция считает, что ее безопасность в большей степени зависит от добрых отношений с Россией (единственной страной, рассматриваемой турками как серьезная угроза), чем с НАТО. Вероятнее всего, в Анкаре расценивают НАТО как настолько слабую структуру, что возможное ослабление связей или даже формальный выход не явится ни проблемой, ни вопросом, из-за которого стоит ломать копья. Турция прекрасно обойдется без НАТО, так как она обладает такой военной силой, что в ее регионе только Россия может быть для нее угрозой. Уже известно, что инспирированный извне путч Турции не угрожает, так чего же ей бояться? Декадентской Европы? Соединенных Штатов, которые в процессе банкротства? Убийц в маленьких грузовичках, носящихся по сирийской пустыне? Турецкое геостратегическое положение совсем иное, чем наше. Турция может себе позволить намного больше благодаря географическому положению, а также наличию сильной армии. Любой симметричный противник, атаковавший Турцию, очень быстро поймет, что совершил ошибку. Десанта US Marines, скорее всего, не приходится ожидать, пляжи в безопасности и таковыми останутся. Никто не в состоянии угрожать Турции, кроме России. Но Россия очень заинтересована в Турции по простой причине под названием "проливы". Необходимо помнить о том, что самый большой русский порт находится как раз на берегах Черного Моря, и по этой простой причине симбиоз, пусть основанный лишь на взаимном уважении и взаимном невмешательстве, выгоден для обеих сторон.

Если же получится что-то большее, то есть если произойдет создание какой-то формулы российско-турецкого сотрудничества не только в экономической и политической областях, но и в военных вопросах, то мы будем иметь дело с совсем новой игрой в регионе. Однако трудно считать Турцию союзником, заслуживающим доверия, все же это государство сегодня имеет свой интерес не в Европе, куда оно не могло попасть в течение десятков лет! Оно заинтересовано в наращивании своей силы и богатства уже в глобальном масштабе. Но если речь идет об участии в глобализации, то трудно представить в регионе лучшего партнера, чем Российская Федерация. Давайте помнить, что Европейский Союз не был в состоянии принять Турцию в течение нескольких десятков лет. Это можно считать еще одним поражением политики ЕС.

А все в целом является уроком для стран нашего региона - если вообще не умеешь совершать государственные перевороты, то не поможет даже могущество чужой сверхдержавы. Необычайно интересно вырисовывается отношение украинцев к уроку, преподанному Турцией. Ведь украинцы, а по крайней мере те из них, кто еще может и не боится открыто говорить в своей стране о политике, замечают постепенный развал большой послевоенной конструкции Запада. С одной стороны брексит, с другой - Турция... Два примера того, что принадлежность к западным структурам не может и не должна быть целью в себе, а лишь - самое большее - когда-то могла быть очень полезным инструментом достижения политических целей. Сегодня все уже не так. Великобритания и Турция являются наилучшим примером этого. И если британцев еще можно понять, так как они совершили ошибку элит, то в случае Турции стратегическая переориентация на Российскую Федерацию является доказательством прагматичного и продуманного варианта стратегического выбора.

Судя по панической реакции дипломатии некоторых стран Запада, оба встретившихся вчера в Москве руководителя достигли максимального политико-пропагандистского эффекта. Удастся ли им и захотят ли они перековать его в успех? Нет более показательной оценки успеха, чем зависть конкурентов.

Глядя на это с перспективы Центральной Европы, понимаем, какую большую ошибку мы совершили, встраиваясь в западные схемы мышления категориями холодной войны. Глобализация идет своим чередом; кто-то это понимает и использует свой шанс, а кто-то не понимает и даже не замечает упущенную возможность. Идея господина Владимира Путина о совместном пространстве благосостояния и безопасности от Лиссабона до Владивостока дождется реализации на территории примерно такого же размера, только потребуется несколько больше времени и придется использовать несколько иные методы. Это будут не решения блоков, а решения суверенных государств. Турция, как мы видим, больше не желает быть клиентом Вашингтона, обреченным ждать под европейскими дверьми, которые приоткрыли, но не пригласили туда Турцию.

Все указывает на то, что Турция на волне последних событий была вынуждена заново совершать стратегический выбор. В данном случае этой замечательной страной выбран полный суверенитет. Именно при помощи такого преподанного турками урока суверенитета мы можем от них многому научиться.


Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska



Политика

Previous post Next post
Up