О несимметричности проамериканизма Польши и о других проблемах ее внешней политики

Aug 01, 2016 00:01



Нытье не формирует действительность - обобщающие размышления о польской внешней политике



Фото редакции

Польский текст статьи «Skomlenie nie kreuje rzeczywistości - refleksja generalna o polskiej polityce zagranicznej» опубликован 29 июля 2016 г. на интернет-портале obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - Кракауэр (Krakauer). Перевод vladkharitonov. Новые переводы в моем журнале появляются по понедельникам.

Польша, как государство формально независимое и суверенное, осуществляет политики различного типа, в том числе внешнюю политику. То есть политику, формулирующую наши ответы и наши вопросы, направленные к зарубежью. К сожалению, о ее сути, а также и о форме можно сказать примерно следующее: вероятно, справедливо утверждение, что иногда полное отсутствие политики также может являться политикой. В принципе, на этом можно было бы закончить статью, если только мы не хотим тотально, полностью и целиком подвергнуть критике то, что делают уже много лет подряд очередные правительства Речи Посполитой.



Ошибки польской внешней политики можно обобщенно рассматривать как ошибки восточной политики, ошибки проамериканской и пронатовской политики, а также политики европейской. Другой внешней политики у нас, в принципе, нет, поскольку в качестве большой жертвы на алтарь ошибок восточной политики были возложены субрегиональные политики, например Балтийского моря, Вышеградской группы или отношения с Беларусью, страной, имеющей для нас фундаментальное значение, особенно в контексте безопасности. То, как были испорчены отношения с этой страной, - за что односторонняя ответственность лежит на Польше - это пример для дипломатических академий всего мира, показывающий, как нельзя вести и реализовывать политику. И правда, хуже, вероятно, невозможно, за исключением, возможно, отношений с самой Россией.

Невозможно подвести итоги восточной политики  или ее понять. В данном случае чем иметь такую политику, лучше не вести никакой. Потому что случившееся на Украине и поддержка польским политическим классом незаконного государственного переворота, имевшего там место, является беспрецедентным событием. Обратите внимание, никто даже не указывает на то, что следовало реализовать именно этот, а не какой-то другой интерес - этот вопрос относится к пониманию государственных интересов. Проблема находится совершенно на другом уровне, а именно, нам как соседу Украины стоило бы соблюдать строгий нейтралитет, ПОЛНОСТЬЮ УВАЖАЯ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВНУТРИ УКРАИНЫ КАК ВЫБОР УКРАИНСКОГО НАРОДА. Тем более, что этот народ оказался лишенным права в полной мере выразить свою волю и никакая власть в условиях узурпации и гражданской войны не может быть признана демократической. Мы не только не сдали этот экзамен, но и совершили ряд ошибок, о которых лучше не думать. Чтобы это понять, достаточно лишь задать себе вопрос, хотим ли мы, чтобы, например, Германия таким же образом вмешалась в положение в Польше в ходе государственного переворота и революции? В ответе, видимо, нет необходимости.

Кроме большой ошибки и большой вины перед Беларусью, имеется также грех высокомерия по отношению к нашим литовским соседям, добавим, трудным соседям, но тем не менее соседям. Мы не обязаны их любить, любви между нами никогда не было, но наличие определенной общности интересов однозначно и не вызывает сомнения. Известно, что для достижения согласия нужны две стороны, но на вильнюсском направлении мы должны демонстрировать более высокую чуткость и не только по историческим причинам. Чистый прагматизм предписывает искать способы достижения согласия с Литвой. Что-то большее, чем формальная корректность отношений внутри ЕС возможно и необходимо.

Большие надежды на новое открытие в восточной политике возлагались на начало исполнения функций господином Анджеем Дудой, но, к сожалению, не произошло никакого улучшения, нет даже признаков, свидетельствующих о холодном прагматизме, если уж непозволительна сердечность. В ближайшем будущем Запад будет стремиться к изменению политики по отношению к Российской Федерации. Если начало новому открытию положит "перезагрузка" президента Трампа, то будет интересно, как найдут в ней свое место польские власти, в том числе и господин Дуда.

Наша проамериканскость совершенно асимметрична. Это политика несуществующего мира, придуманного интеллектуально немощными личностями из нашего навязанного из-за большой воды истеблишмента для того, чтобы обосновать необходимость своего существования. В течение многих лет народу внушали мысль о якобы особых отношениях, привилегированных отношениях, сотни вымыслов, глупостей и рассказов на тему неких иллюзий. А отношения со США - это ничто иное, как "business as usual", с тем уточнением, что мы находимся в зависимости от американской точки зрения на Германию. Американский морские пехотинцы никогда не десантируются на пляжах Западно-Поморского воеводства без наличия по крайней мере молчаливого безразличия Германии.

На фикцию параотношений со США, означавших для нас участие в оккупации Ирака, трудное для понимания дело в Шиманах и другие проблемы, накладывается наша вера в НАТО. НАТО для нас означает, прежде всего, участие в Афганистане и отсутствие реальной безопасности в буферной зоне перед Россией, которую мы создаем для Запада по собственной инициативе. Добавим - это зона, которую никто не хочет защищать, потому что до сих пор не было создано реальных предпосылок в пользу обшей, коллективной безопасности. Однако мы сделали все, чтобы полностью подчинить свою оборону стандартам НАТО и их требованиям.

Такие проблемы, как возможный ответный ядерный удар по Варшаве, и другие аналогичные стратегические проблемы вообще не обсуждаются, они не существуют. Как не существует и никакой концепции обороны Польши, поскольку мы по сути своей являемся буфером и такова наша функция для НАТО.

Но все эти проблемы, хотя и отбрасывают длинную тень на наше положение, не идут ни в какое сравнение с нашим положением в Европейским Союзе, являющимся наиболее шокирующей проблемой. Ее невозможно описать, не используя очень крепких слов, не разрешенных здесь к употреблению, а очень жалко. Впрочем, стандарты общепринятого непрерывно изменяются. В течение многих лет мы рассматривали ЕС как Союз денежных потоков, символическим увенчанием чего явился торт из денег, продемонстрированный господином Туском после переговоров. К сожалению, деньги ЕС не способствовали свершению цивилизационного скачка. Господин Туск получил свою табуреточку в Брюсселе, на которой, впрочем, ему не удалось продемонстрировать ничего выдающегося, а в контексте брексита, а ранее - французско-немецкой дипломатии в Минске он вообще был незаметен.

Так как у нас вообще отсутствовала концепция Европейского Союза и нашего места в нем в "эпоху Туска", то в настоящее время, в "эпоху перемен к лучшему", вообще не понятно, о чем там идет речь. Польша господина Качыньского и его политических ассистентов - это евроскептическая и германоскептическая страна, совершившая тотальную ошибку объявления о стратегических отношениях со страной, которая через полгода после этого решилась на выход из Европейского Союза. Это невозможно назвать иначе, чем растерянностью и непониманием происходящего варшавскими властями.

Пожалуй, не стоит еще сильнее углубляться в это несчастье. Нужно лишь порядка ради вспомнить о форме реализации внешней политики. Так вот, Речь Посполитой не повезло с последними тремя министрами иностранных дел. Первый вмешался на Украине и вообще стал символом большого партачества на Востоке, второй отметился внеисторичным пониманием некоторых аспектов II Мировой Войны, а о теперешнем лучше не вспоминать, потому что не о чем. Лучше постараться создать занавес молчания, хотя то, что мы потеряем, уже не воротишь.

Можно рассказывать сказки о межморье, о торговле нефтью и газом со всем регионом, вести длинные разговоры и толковать о нерукотворных чудесах. Но реальность такая, как есть, и с этим ничего не поделать - в основном, из-за ошибок предыдущих периодов. Нытье не способно создать ничего реального. Много раз на протяжении истории, слишком много раз, нам оставалось лишь ныть. Тем не менее, мы по-прежнему не подходим к проблемам и вызовам прагматично, так что не стоит удивляться, если реальность снова заставит кого-то ныть.



Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska

Политика

Previous post Next post
Up