Три принципиально ошибочных стратегических выбора Польши
Графика редакции
Польский текст статьи «
Trzy pryncypialnie błędne wybory strategiczne Polski» опубликован 12 июля 2016 г. на интернет-портале
obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - Кракауэр (Krakauer). Перевод
vladkharitonov.
Новые переводы появляются в моем журнале по понедельникам.
К сожалению, наша страна в последние годы упустила шансы совершить свою трансформацию. Вместо сбалансированного варианта мы выбрали зависимое развитие, вместо политики партнерства мы выбрали политику верноподданства и выдумок об убийстве наших предков, вместо построения сильного государства и в достатке живущего в нем общества мы выбрали, а, возможно, выбрали за нас модель, при которой людей выжимают до тех пор, пока не наступит бедность и голод, а потом их вынуждают эмигрировать. Это реальность нашего времени в понимании большинства, это объективная оценка итога 26-летия нашей трансформации. Победа правых была возможной именно потому, что поляки примерно описанным образом воспринимают итог нашей действительности. Но, к сожалению это не все, основой этих решений были три принципиально ошибочных стратегических выбора Польши, точнее правящих в Польше элит. Потому что именно элиты сделали свой выбор, а не общество. Общество выбрало, как реагировать на осьминожек - "переменами к лучшему".
Первой принципиальной ошибкой явился выбор Запада как источника всех вдохновений при одновременном отрицании Востока даже в качестве равноправного партнера. По непонятным причинам перед тем, как создать свой статус на Западе, мы сожгли практически все мосты на Восток. Политические, военные, экономические, социальные, культурные - любые. Остались только старательно взращенные требования, претензии и ненависть. Хотя действительно имелись некие существенные исторические предпосылки, но где же симметрия? Трудно назвать примирение с Германией - примирением. Это исторический компромисс, потому что сделанное нам и планы относительно того, что сделать впоследствии, невозможно ни простить, ни забыть. Так почему же мы так истерично настроены к отношениям с Востоком? Разве это не релятивизация цены пролитой крови? Об одной крови мы уже молчим, а другую при каждом удобном случае вспоминаем?
Второй принципиальной ошибкой было избрание Соединенных Штатов в качестве адресата всех наших вздохов. Мы по собственному желанию стали главным героем борьбы с Россией, хотя никто этого от нас не ожидал. За "Союз" с Америкой мы заплатили позорной поддержкой бомбардировок Сербии, участием в оккупации Ирака, войной в Афганистане, чем-то неизвестным в Шиманах [предполагаемое место одной из тюрем ЦРУ - примечание переводчика], но самое главное - мы стали государством-агрессором, нарушающим договоры! Наши элиты кормили нас сказками о якобы привилегированных отношениях с Соединенными Штатами, какие же небывалые истории нам рассказывали! В то же время о действительном положении свидетельствовало устарелое и по большей части ни на что не годное военное имущество, которое нам подарили, но за которое мы должны были платить. Впрочем, это детали, важно то, что несмотря на "особые отношения" мы не являемся для США сколь-нибудь заметным торговым партнером. Несмотря на пребывание в НАТО, мы по-прежнему являемся его членом второго или третьего сорта, для которого лишь с недавнего времени появились так называемые планы действий на случай агрессии. Можно быть уверенным, что никто не станет умирать за Сувалки, хотя нашим солдатам приказывали умирать в иракской или афганской пустыни. Асимметрия отношений, воспринимаемых поляками и реальных, на которые опираются американцы, настолько шокирующа, что в данным случае не приходится даже говорить о зависимости. Два польских министра иностранных дел подобрали этому прекрасное определение, повсеместно воспринимаемое как политически некорректное. Чьей-то пустой головушке померещилось, что американцам понравится, если мы будем в первых рядах врагов России в Европе. Но американцы в то же время покупают в России двигатели для своих космических ракет, заметим - несмотря на введенные ими самими санкции. Похоже, что кто-то хотел быть троянским конем, а оказался ослом. Из-за различия потенциалов мы не являемся для США партнером, в принципе, нас не видно, а в настоящее время мы можем быть источником проблем. Наши трансатлантические вздохи не нравятся и нашим западным партнерам. Мы слышали от президента Франции, что упустили шанс отсидеться по-тихому. Особый союз со США должен был укрепить нашу позицию на Западе, но сегодня он, скорее, отдаляет нас от Запада, причем мы сами в этом виноваты.
Третьей принципиальной ошибкой было признание в качестве руководителя мира господина Барака Обамы, президента Соединенных Штатов, одновременно мы сторонились господина Владимира Путина, президента Российской Федерации. За эту ошибку, нам возможно, придется болезненно расплачиваться, но не потому, что господин Владимир Путин питает относительно нас плохие намерения, совсем наоборот. В тот момент, когда выборы в Соединенных Штатах выиграет Трамп, а на Западе Европы - другие политики, объективно относящиеся к России и желающие пожать протянутую господином Владимиром Путиным руку, мы окажемся аутсайдерами. Я имею в виду то, что мы сами исключим себя из реальной международной политики, потому что в этот момент наши западные "союзы" будут стоить ровно столько, насколько мы не станем помехой в отношениях Запада с Российской Федерацией.
Возможно, многие читатели и читательницы посчитают исчерпывающим представленный перечень трех принципиально ошибочных стратегических выборов Польши, но на самом деле их было больше. Речь идет, в основном, о нашей политике по отношению к Германии, точнее об отсутствии политики в течение последних восьми лет правления неолибералов и крестьянской партии. Ведь доверившись Германии, мы практически полностью самоустранились от дискуссии о Европейском Союзе, перестав быть субъектом и ее активным участником. Ярлык евроэнтузиастов - совсем не то, ради чего стоит жертвовать национальными интересами, так как Европейский Союз в его теперешней форме является для других стран, особенно для Германии, инструментом реализации ее стратегических целей, каковыми являются благосостояние и сила Германии. Для нас ЕС стал целью в себе, мистическим Эдемом, утраченным раем. Неолиберальные лжецы бессовестно вещали, что должны смениться поколения, прежде чем мы станем настолько богатыми, чтобы улучшились условия нашей жизни. Сегодня мы расплачиваемся за эту и другие ошибки "переменами к лучшему". Нельзя обижаться на ПиС за то, что партия пришла к власти, так как к этому привели естественные процессы. Проблема состоит в том, чтобы в качестве "перемен к лучшему" правильно выбрать направление движения.
Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии
Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska