Очарование Большой Полянки в ее непохожести на другие улицы Замоскворечья, она всегда привлекала особым уютом, и сегодня Полянка - это живая картина истории города: современные дома соседствуют со старинными особняками и советскими исполинами.
Большая Полянка многое расскажет о Замоскворечье уже благодаря своему названию, которое она получила в конце XVIII века по находившимся здесь в древности заливным полям. Определение «большая» добавили в название улицы в XIX веке, когда появилась Малая Полянка. В XVII-XVIII веках улица именовалась Космодамианской - по церкви Косьмы и Дамиана в начале улицы (Церковь была снесена при строительстве дома 4/10 в 1933 году).
Колокольня церкви Косьмы и Дамиана на Б.Полянке. 1930 - 1931, Якиманка
Колокольня когда-то замыкала собой перспективу Космодамианского переулка, соединявшего Старомонетный с Б.Полянкой и застроенного в 1940-м экспериментальным крупноблочным жилым домом по проекту архитектора Бурова.
Вид на Большую Полянку от Кадашевской набережной 1908. Почтовая открытка изд. «Шерер, Набгольц и К». 1900-е.
На заднем плане - колокольня церкви Косьмы и Дамиана в Кадашах
Доминанта и символ Полянки - великолепная церковь Григория Неокесарийского.
Согласно московскому преданию, первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1445 году по приказу князя Василия II в благодарность Богу за избавление от татарского плена. Великий князь, томясь в неволе, дал обещание, что поставит храм на том месте, откуда он увидит Кремль, и освятит его в честь святого, память которого будет отмечаться в день его возвращения в Москву. Это произошло 30 ноября 1445 года, когда праздновалась память святителя Григория Неокесарийского.
Василий II Васильевич Тёмный (10 марта 1415 - 27 марта 1462, Москва) - великий князь московский с 1425 года,
пятый (младший) сын великого князя владимирского и московского Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны.
7 июля 1445 года произошло, пожалуй, одно из самых курьёзных событий русского средневековья. В небольшом сражении под Суздалем Великий князь московский Василий II Васильевич, впоследствии получивший прозвище Тёмный, был пленён татарами.
Согласно данным, вошедшим в летописные источники, 6 июля 1445 года русские войска, направлявшиеся на помощь осаждённому татарами Нижнему Новгороду, вышли к реке Каменке и остановились у Спасо-Евфимьева монастыря, в непосредственной близости от Суздаля. Насчитывало это войско «яко не с тысячю» человек. «Всполох» поднялся в тот же день. Войска «вскладаше на себя доспехи своя и, знамена подняв, выступиша в поле». Тревога, впрочем, оказалась ложной. Воеводы с великим князем вернулись «в станы своя», и Василий II «ужинал у себя со всею братиею и з боляры и пиша долго ночи».
Ранним утром 7 июля, когда великий князь хотел еще с перепою «опочинути», пришла весть, что татары переходят реку Нерль. Надев на себя доспехи, Василий II приказал выступать. Бой происходил в поле, на левой стороне от Спасо-Евфимьева монастыря. Сначала победа клонилась в пользу русских. Татары отступали, в погоню за ними бросились русские воины, но среди них оказались и такие, что «начаша избитых татар грабити». Вскоре татары остановились и перешли в наступление. Многие удельные князья - участники сражения - успели сбежать, а великий князь Василий, очевидно, так увлёкся погоней и углубился в ряды татар, что и сам не заметил, как оказался в плену.
Его возвращение из Орды состоялось лишь после уплаты выкупа в двести тысяч рублей. Чтобы представить себе огромность этой суммы по тогдашним масштабам, вспомним, что тот же Василий Тёмный, разгромив Новгород, наложил на него дань в десять(!) тысяч рублей, а после Смутного времени (полтораста лет спустя) Москва по Столбовскому миру уплатила Швеции контрибуцию всего лишь в двадцать тысяч. Двести тысяч было совершенно неслыханной суммой. Однако москвичи собрали её и заплатили.По одним данным Василий выкупа не заплатил, по другим - заплатил лишь часть (25 или 50 тысяч). Но князь вернулся из плена не один. Василия сопровождали, и затем стали в Москве править присланные ханом пятьсот татарских людей - «князья татарские со многими людьми»
Григорий Чудотворец ( ок. 213, Неокесария - ок. 270-275, там же),
епископ Неокесарийский, святитель, богослов.
Святитель Григорий Чудотворец, икона XIV века
В документах XIX века церковь называлась «Красной церковью при Полянке» за красоту, как Красная площадь. В 1671 году в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Нарышкиной. Существует легенда, что и крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром I, происходило здесь же.
.
«Я живу на Полянке»,- говорили многие исторические личности. Сюда поселили своих героев А. П. Чехов, Н. С. Лесков, В. В. Вересаев. В советское время район не раз становился съемочной площадкой для известных режиссеров. Так, в 1986 году тоннели около строящейся станции «Полянка» сыграли роль нелегального входа в инопланетный торговый центр в фильме Георгия Данелии «Кин-дза-дза».
В 1990-e годы Эльдар Рязанов снял один из самых смешных эпизодов трагикомедии «Небеса обетованные» на балконе дома 3/9 по Большой Полянке: герой Леонида Броневого кидает с балкона гирю.
А это современный фасад дома 3/9
А сколько легендарных жильцов повидала на своем веку улица!
В доме 11 по Большой Полянке родился и провел детство ближайший друг А. С. Пушкина - Павел Нащокин, и сам поэт не раз здесь бывал в гостях.
Особняк Нащокина. Правее и позади него видна первоначальная отделка здания
В 1855 году в один из особнячков на углу со 2-м Спасоналивковским переулком переехал именитый живописец Василий Тропинин и прожил на Полянке до конца жизни. А через полвека на этом месте появился доходный дом (Большая Полянка, 44) купца Малышева по проекту известного архитектора Густава Гельриха, который станет еще одним центром притяжения благодаря своим удивительным жильцам.
Густав Андреевич Гельрих (15 сентября 1878, Гамбург - ?) - русский архитектор немецкого
происхождения, крупный мастер московского модерна.
Существует легенда, что Гельрих был немецким шпионом. Этим объясняется его взлет и мгновенный коммерческий успех на архитектурной ниве в Москве, богатые заказчики и выгодные подряды, неожиданный отъезд востребованного архитектора из Москвы после начала Первой мировой войны и дальнейшее исчезновение. Специалисты утверждают, что покидал он столицу под чужим именем, что, к сожалению, совпало со временем возведения дома 44 по Большой Полянке.
Этот адрес был знаком каждому московскому интеллигенту 1930-х годов. Дело в том, что в 1931 году две комнаты в коммунальной квартире №57 на пятом этаже получил знаменитый художник Лев Бруни.
Лев Бруни, 1921 - 1922 гг.
Он въехал сюда вместе с супругой Ниной Бальмонт, дочерью поэта Константина Бальмонта. На вечерах у четы Бруни бывал весь свет отечественной культуры: художники Владимир Фаворский и Александр Осмёркин, искусствовед Николай Пунин, музыканты Владимир Софроницкий и Генрих Нейгауз. Заходили поэты Сергей Городецкий и Николай Клюев, гостили Осип и Надежда Мандельштам, молодой поэт Арсений Тарковский. Часто бывала Анна Ахматова. Играла гостям на рояле великолепная пианистка Мария Юдина. К сожалению, квартира, в которой около сорока лет обитала семья Бруни, была утрачена. В 1990-е годы здание превратили в офисное.
Новую жизнь бывший доходный дом получил лишь в 2014 году.- городскими властями было принято решение о возвращении исторически ценному градоформирующему объекту назначения жилого дома. В жизни не бывает случайностей - есть определенная историческая справедливость в том, что в 1915 году дом не был завершен и долгие годы стоял недостроенным историческим памятником, чтобы век спустя обрести наконец все свое великолепие .
Дом купца Малышева на Большой Полянке, 44
.
Большая Полянка, 45 (особняк Новиковых) - необычное здание в стиле модерн псевдоготического направления - редкое явление для Замоскворечья.
Викентий Вересаев посвятил ему короткий рассказ «Проклятый дом»: «На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом. Вот что рассказывают про этот дом. Его выстроил для себя один богатый сибирский золотопромышленник. Заказал архитектору проект, одобрил, заключили договор. В договор промышленник ввел огромную неустойку, если работа не будет закончена к условленному сроку. Все время при стройке придирался, тормозил, заставлял снова и снова переделывать.
Архитектор увидел, что попал в когти дьявола, что к сроку заказа не кончит; уплатить же неустойки он не имел возможности. И повесился в этом самом доме, который построил». По словам Вересаева, судьба особняка - череда трагедий людей, связанных с ним.
После революции 1917 года особняк национализировали и в нем расположился Дом пионеров. Некоторых из воспитывавшихся здесь пионеров знает вся страна: чемпион мира по шахматам Василий Смыслов, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров и известный скульптор Михаил Аникушин.
В больнице для нервнобольных по адресу Большая Полянка, 52 в 1923-1924 годах лечился Сергей Есенин после разрыва отношений с Айседорой Дункан. Всего несколько месяцев отделяли Есенина в больнице на Полянке от рокового «Англетера».
.
«Я живу на Полянке»,- с гордостью произносят жители этого удивительного уголка Замоскворечья. Здесь на протяжении трех столетий художники писали пейзажи с древними церквями. Писатели черпали вдохновение. Купцы богатели, архитекторы экспериментировали.