Центральная телефонная станция в Милютинском переулке.

May 24, 2018 10:37




На рубеже XIX-XX веков в Москву пришел телефон. Телефонизацию осуществляла компания Белла, договор с которой истекал в 1901 году. Были объявлены торги, которые выиграло Шведско-Датско-Русское акционерное телефонное общество. Оно и построило в 1904 году новую, отвечающую всем новейшим требованиям первую очередь телефонной станции в Милютинском переулке.



Для строительства первой телефонной станции место выбрали историческое: Милютинский переулок. В XVII-XVIII веках он назывался Казенной улицей или Старым Казенным переулком по казенному двору Семеновского полка. Когда полковой двор переехал в Петербург, эти земли купил придворный комнатный истопник Алексей Яковлевич Милютин (его дом сохранился под номерами 14 и 16).

До XX века в начале Милютинского переулка стояла церковь Евпла. После революции ее снесли под предлогом того, что храм мешает уличному движению. На месте церкви хотели построить дом Трестов, но проект не осуществился.





В таком окружении в 1904 году в начале Милютинского переулка появилась станция Шведско-Датско-Русского телефонного общества.

Этот дом из красного кирпича был построен по проекту И.Г. Классона под наблюдением А.Э. Эрихсона. На тот момент он стал самым высоким зданием в Москве.

Первая очередь Центральной телефонной станции на 12 000 номеров начала работать 30 октября 1904 года.

Через десять лет и это чудо техники перестало справляться с нарастающим потоком абонентов. В 1914 году по красной линии переулка была построена вторая очередь станции по проекту архитектора О.В. фон Дессина - строгое, монументальное, высокое здание с большой аркой-входом, украшенной чугунными решетками. По сторонам входа уникальные, единственные скульптуры - женщина и мужчина, говорящие по телефону.



Милютинский переулок. Закладка телефонной станции. 1902
При закладке самой мощной телефонной станции в Европе, "среди прочих гостей присутствовал японский принц Акихито Коматсу, который находясь в Москве проездом, после наблюдал джигитовку казаков на Ходынском поле, после проехал по магазинам и вечером отбыл во Владивосток"
Газета "Московские ведомости" от 24 июля 1902 года.
На втором плане виден приходской дом французского костёла на Малой Лубянке. В доме помещались Убежище (общежитие) молодых юношей, французская библиотека, детский сад и ясли московской французской колонии.



Отзывы:

29 (16) марта 1902 года:
На текущей неделе в Милютинском пер., на земле бывшей Херодинова, началась постройка центральной телефонной станции шведско-датской компании. Это будет первое в Москве здание, в восемь этажей, при общей высоте в 20 сажен. Постройку производит московский архитектор А.Э.Эриксон; по случайному совпадению, и телефоны будут шведской фирмы "Эриксон".
09 июля (26 июня) 1902 года
Москва увеличивается еще одной колоссальной постройкой, в 39 сажен высоты. Здание это сооружается в Милютинском переулке и предназначается для центральной телефонной станции шведско-датско-русского телефонного общества.
Аппаратный зал рассчитан на 22 700 абонентов, но на первое время он приспособляется только на 10 000 абонентов.
Торжеству закладки предшествовало молебствие, совершенное на месте стройки местным духовенством.

Строительство телефонной станции. 1908-1909


Проектированием и монтажом занималась шведская фирма «Эрикссон», и станция, на создание которой ушло 34 миллиона рублей, стала одной из лучших в мире. Но качество телефонной связи все еще оставляло желать лучшего, поэтому фасад здания украсили скульптура разъяренного абонента и сохраняющей спокойствие «телефонной барышни».





ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ В МОСКВЕ
Назначенное на 6-е августа открытие новой телефонной станции шведско-датско-русского телефонного Общества временно отложено за неприбытием из-за границы машин, необходимых для оборудования станции.

Телефонная станция шведско-датско-русского Общества сооружена в Милютинском переулке близ Мясницкой, по проекту шведского архитектора проф. И. Г. Классона, московским архитектором А. Э. Эрихсоном и представляет грандиозное здание в шесть этажей, не считая подвального.

Здание станции, оканчиваясь башней, имеет в вышину 24 саж., длина здания свыше 14 саж.

В верхнем, шестом этаже помещается аппаратная зала, рассчитанная для коммутатора на 22 500 абонентов. Пятый этаж отведен под аккумуляторную и машинную; следующий - под помещение для хранения платья служащих; в третьем этаже будут помещаться различные службы, столовая, комнаты для отдыха, развлечений, библиотека и т. п.; первый и второй этажи займут конторы, а в подвальном разместятся склад, мастерская и котельная.

Освещение в здании станции электрическое, а отопление пароводяное.

С открытием новой станции все телефонные аппараты абонентов будут заменены новыми особой конструкции. В новых аппаратах только одно снятие с места слуховой трубки служит уже вызовом центральной станции, где сейчас же показывается на аппарате красный свет. С появлением на аппарате такого света телефонная станция без звонка спрашивает абонента, какой нумер он вызывает, и делает соответствующее вызову соединение.

"Электрическая энергия", 1903 г.

Телефонная станция в Милютинском переулке. 1904-1907
В 1908-1909 этот фасад скроется за новым корпусом, который поставят по линии переулка.


Милютинский переулок. Телефонная станция. 1903-1907
Московская центральная телефонная станция «Датско-Шведско-Русского телефонного общества». Перед зданием видно пространство, которое в 1907-08 гг будет застроено корпусом второй очереди


Здание Телефонной станции. 1909-1912. Вид со стороны храма св.Людовика


Здание Телефонной станции.  Милютинский переулок


Центральная телефонная станция. Операционный зал.1910-1920
Телефонистки перед поступлением на службу подвергались тщательной проверке администрацией станции, замужние не принимались, а вышедшие замуж подлежали увольнению. Замужество разрешалось только старшим телефонисткам и только с разрешения начальства. На станции был строгий режим: монтеры не могли появляться в зале без вызова начальника, подходить к телефонисткам, обедать в их столовой, встречаться с ними на лестнице - никакие интересы и помыслы не должны были отвлекать телефонистку от работы. Средняя заработная плата рядовой телефонистки составляла около 32 рублей в месяц. Норма рабочего времени - 200 часов за 30 календарных дней. (из источника)
"Вновь принято 11 барышень, и дежурство их распределено так, что на 200 абонентов теперь приходится по 3 телефонистки. Прежде на то же число абонентов приходилось по 2 барышни". ("Новости дня" 17 декабря 1901 г.)

Здание центральной телефонной станции. 1914




Доска на фасаде здания МТС в Милютинском переулке напоминает о проходивших здесь в 1917 году боях.  Станцию, как важнейший стратегический объект, заняли юнкера, лишив город связи. Переулок превратился в баррикады, станция - в крепость. Командующий большевиками Г. А. Усиевич, понимая важность сохранности объекта, отказался применять артиллерию, прибегнув к осаде. На колокольне соседней церкви св. Евпла поставили пулеметы, в глубине переулка на еще недостроенном доме № 20 - бомбометы. Бои завершились 1 ноября (по старому стилю) поражением юнкеров.

«В первую голову необходимо захватить телефон, телеграф, вокзалы и мосты» - эту фразу, сказанную Владимиром Лениным перед Октябрьской революцией 1917 года, знают все. Но после этого Ленин добавил: «Мы должны поместить наш штаб восстания у Центральной телефонной станции, связать с ним по телефону все заводы, все полки, все пункты вооруженной борьбы и т. д.» (речь у Ленина шла о Питере, но это относилось и к Москве)

За Центральную телефонную станцию Москвы в Милютинском переулке развернулась настоящая битва, в результате которой город на время лишился телефонной связи. Вскоре связь была восстановлена, в начале 1920-х годов московские телефоны исчислялись  десятками тысяч. Постепенно процесс соединения абонентов переходил в автоматический режим.



Баррикада у Центральной Телефонной станции в Милютинском переулке.1917


Новая угроза нависла в 1941 над станцией на улице Мархлевского (Милютинский переулок носил это имя с 1927 по 1993 год): Гитлер понимал значение телефонии для Москвы. Но несмотря на тяжелую обстановку, «телефонные барышни» продолжали работу.

Уязвимым местом оставался коммутаторный зал Центральной телефонной станции, размещавшийся в верхнем этаже дома №5 по улице Мархлевского. В коммутаторы этого зала было включено около 10 тысяч телефонов, обслуживаемых телефонистками. Зал имел дневное освещение через стеклянную крышу, под которой размещались смены телефонисток. Не говоря о прямом попадании бомбы, любой осколок зенитного снаряда мог пробить крышу, повредить оборудование... Работа в зале во время воздушного налета была весьма нервозной.

Но телефонная станция в Милютинском переулке работает как и 100 лет назад.

Милютинский переулок. Московская центральная телефонная станция. 1924
Фотография из Милютинского переулка - станции «Датско-Шведско-Русского телефонного общества», позже - Московской Центральной телефонной станции. С целью пополнения информации предлагается снимок аппаратного зала этого передового во всех отношениях (по тем временам) технического сооружения.

Только факты
Первые телефонные станции появились в США, и работали там исключительно мужчины. «Телефонные юноши» должны были вежливо откликнуться на звонок, узнать, с кем хочет говорить абонент, и вручную провести соединение. Но связь была так плоха, что абоненты часто срывались на крик.

Со временем стало ясно, что женский голос действует на разъяренных пользователей успокаивающе. И 1 сентября 1878 года в бостонской телефонной компании Dispatch начала работать Эмма Натт, первая в мире девушка-телефонистка. А 1 июля 1882 года телефонизация добралась до Москвы.

Говорят, что...
...работа телефонистки была непростой. К желающим предъявлялись высокие требования: хорошая дикция, стрессоустойчивость, приятный голос, знание иностранных языков, привлекательная внешность, высокий рост и определенная длина рук, чтобы свободно доставать до штекеров всех соединительных гнезд. Также «телефонные барышни» должны были знать наизусть имена, титулы и прочие данные всех абонентов. Эта работа хорошо оплачивалась, поэтому от желающих не было отбоя. Кроме того, иногда у телефонисток появлялись поклонники, влюбившиеся в их голос. А это сулило выгодный брак, так как малоимущих граждан среди абонентов не было.

Милютинский переулок, дом № 5. 1988













Архитектура
СТАНЦИЯ ДАТСКО-ШВЕДСКО-РУССКОГО ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕСТВА
(ныне - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ)
Милютинский пер., 5
1902-1903 гг. , архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович
(1862, Москва - ?).
1907-1908 гг. , архит. Дессин О.В., при участии Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И.

Комплекс, задуманный в 1901 г. и первоначально спроектированный в шестиэтажном варианте архитектором Мейснером А.Ф., начал осуществляться в 1902-1903 гг. по другому проекту.

Первым был построен торцевой (по отношению к улице) корпус по проекту Эрихсона. «Неоготическая» стилистика его близка к другой производственной постройке этого зодчего - типографии Сытина И.Д. на Пятницкой, проект которой создан в это же время (1903 г.). Обращенное к улице огромное восьми-девятиэтажное здание с подвалом, возведенное на втором этапе строительства (1907-1908 гг.), по функции уникально для Москвы начала века, только начинавшей тотально обзаводиться телефонами. Как многие технические или производственные здания начала XX в., станция выстроена в стилистике неоготики - ее выразительные глухие брандмауэрные стены с башенками-нишами видны со многих близлежащих улиц. Сооружение это (76 метров) - самое высокое в Москве того времени, построено на основе железобетонного каркаса известной строительной конторой Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И., по-видимому, внесших изменения и в архитектурные формы сооружения: нижняя часть здания отлична от созданного Дессином О.В. проекта, причем именно она наиболее воспринимаема зрителем с узкого переулка. В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, в пятах которой размещены гротескные скульптурные изображения - веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. Выразительны металлические украшения - решетки окон и ворот, кронштейны.











источник1
источник2
источник3
источник4

Москва, Милютинский пер.

Previous post Next post
Up